Лучший педагог года

Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре

Татьяна Киселева
Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре

Путь в королевство музыки

“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но и как одно из величайших средств трогать душу и возбуждать чувства”

(К. Глюк)

Пояснительная записка

Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накапливаются знания и тот опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.

Публикация «Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре» размещена в разделах

Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку.

Главная задача взрослых - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Ребенок должен почувствовать чудо музыки, её волшебное влияние на душу человека. Нужно дать почувствовать малышу, что его окружает мир разнообразных звуков, а музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом.

Предполагаемая программа направлена на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных, художественно-творческих способностей, на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Чтобы научить ребенка понимать особенности музыки как вида искусства, необходимо акцентировать его внимание на жанре и характере музыки, средствах музыкальной выразительности, разнообразии музыкальных инструментов.

Дошкольное детство – это возрастной этап, когда дети только начинают путешествие в мир музыки и музыкальных инструментов. Наша задача – сделать этот путь увлекательным.

Цели и задачи программы

Цели.

Помочь детям активно войти в мир музыки.

Развивать устойчивый интерес к миру музыки, научить различать музыкальные и немузыкальные звуки.

Познакомить с разнообразием музыкальных инструментов, их видов, групп.

Формировать у детей знания и представления о русских народных инструментах.

Задачи

1. Развивать эмоциональную сферу ребенка.

2. Формировать у детей эстетическое восприятие окружающего мира.

3. Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

4. Развивать познавательные и творческие способности.

5. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии.

6. Осваивать различные формы приобретения опыта.

7. Расширять кругозор детей.

8. Пробудить у детей интерес к передаче музыкального образа через различные виды творчества.

9. Привлечь родителей к сотрудничеству при формировании музыкальной культуры ребенка.

Педагогические принципы программы

1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.

4. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.

5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

6. Принцип креативности (организации творческой деятельности).

7. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

1. Закон РФ от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании»

2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ от 17 октября 2013 № 1155)

4. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 4 апреля 2014 года)

5. Основная образовательная программа МБДОУ №64 г. Иваново

Используемый наглядный и дидактический материал

Аудио- и видео- запись музыки

Иллюстрации и репродукции

Малые скульптурные формы

Дидактический материал

Игровые атрибуты

Музыкальные инструменты

«Живые игрушки» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы)

Ценностно-целевые ориентиры

Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка.

Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Умение передавать выразительные музыкальные и художественные образы.

Восприимчивость основных средств выразительности музыкальных произведений.

Умение передавать игровые образы.

Проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах деятельности.

Привлечение семьи к участию в культурной жизни групп детского сада и дошкольной образовательной организации в целом.

Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам

1. Знакомство с музыкальными инструментами

2. Слушание музыки

3. Воплощение музыки в различных видах творчества

[b]1 раздел. Знакомство с музыкальными инструментами[/b]

Цель. В доступной форме познакомить детей с музыкальными инструментами, дать представления о многообразии мира музыкальных инструментов.

Задачи

Развивать у детей желание знакомиться с историей создания музыкальных инструментов.

Развивать умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Повышать интерес детей к музыке через организацию поисковой деятельности

2 раздел. Слушание музыки

Цель. Формировать у детей интерес к музыке через восприятие музыки, умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Задачи

Развивать музыкальные способности посредством слушания классической музыки.

Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.

Познакомить с жанром - балет.

Учить определять характер музыки, ее настроение

3 раздел. Воплощение музыки в различных видах творчества

Цель. Воспитывать музыкальную культуру через реализацию творческих замыслов в процессе художественного творчества, игр, опытов и театрализованных представлений.

Задачи

Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие.

Побуждать выражать свои впечатления от прослушивания произведений в творческой деятельности.

Учить передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, изобразительного искусства, художественной литературы.

Прививать интерес к музыкальным играм.

Формы организации музыкальной деятельности

Режимные моменты

- организованная образовательная деятельность (музыка и другие)

-культурно-гигиеническая деятельность (звучание фоновой музыки)

-утренняя гимнастика

-в сюжетно-ролевых играх

-в театрализованной деятельности

-дневной сон

Совместная деятельность педагога с детьми

-праздники, развлечения

-театрализованные игры

-детские игры, забавы

-слушание музыкальных произведений, сказок

-рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности

-рассматривание портретов композиторов

-просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов, мультимедийных презентаций

Самостоятельная деятельность детей

-подбор музыкальных инструментов

-музыкальных игрушек

-театральных кукол

-атрибутов для ряжения

-элементов костюмов различных персонажей

-музыкальных дидактических игр

Совместная деятельность с семьей

-создание наглядно-педагогической среды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

-прослушивание музыкальных записей с просмотром соответствующих картинок, иллюстраций, репродукций картин, портретов композиторов

-совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

-посещения детских музыкальных театров, музеев, выставок.

-театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей)

-просмотр музыкальных видеофильмов, мультфильмов.

Ожидаемый результат реализации программы

с детьми 3-4 лет

1. Сформировано у детей представление о разнообразии музыкальных инструментов и оркестров.

2. Слушают небольшие музыкальные произведения до конца, узнают их; отвечают на вопросы педагога, определяют на слух темп музыки (быстро - медленно, динамику (громко - тихо, характер (весело - грустно).

3. Детям привит интерес к музыкальным играм.

с детьми 4-5 лет

1. Дети умеют различать музыкальные инструменты по внешнему виду, по звучанию.

2. Дети умеют самостоятельно определять жанр музыки, обозначать простыми словами характер произведения.

3. Могут изобразить персонаж под музыкальное сопровождение в театрализованных играх, постановках.

с детьми 5-6 лет

1. Умеют классифицировать музыкальные инструменты на ударные, духовые, струнные, клавишные, узнают их особенности и основные отличия.

2. Умеют охарактеризовать музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу.

3. Могут отображать свои впечатления в рисунке. Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений.

с детьми 6-7 лет

1 Различать звучание русских народных инструментов и симфонического оркестра, узнавать в оркестровке звучание знакомых инструментов.

2 Узнавать по фрагменту знакомое произведение. Должны иметь представление о том, что такое балет, кто такой композитор. Эмоционально воспринимать музыку и откликаться на нее. Уметь словесно выразить свое отношение к музыке.

3. Творческое самовыражение воспитанников. Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

Методическое обеспечение

Планирование работы в детском саду с детьми 3 – 4 лет: метод. рекомендации для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвящение, 2011. – 192с. – Радуга.

Планирование работы в детском саду с детьми 4 – 5 лет: метод. Рекомендации для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвящение, 2012. – 178 с. : ил. – (Радуга).

Планирование работы в детском саду с детьми 5 – 6 лет: метод. рекомендации для воспитателей / Т. И. Гризик. – М. : Просвящение, 2012. – 207с. : ил. – (Радуга).

Планирование работы в детском саду с детьми 6 – 7 лет: метод. Рекомендации для воспитателей / И. Г. Галянт. – М. : Просвящение, 2013, – 224с. : ил. – (Радуга).

Планирование на каждый день. Психолого – педагогическое сопровождение дошкольников по программе «Радуга». Вторая младшая группа. Январь – май / Н. А. Мурченко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 387с.

Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 -5 лет / Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128с. : цв. вкл.

Буренина А. И. Журналы «Музыкальная палитра» СПб. : ООО РЖ «Музыкальная палитра»

http://www.xn--53-jlcsocpc9acaf6jub.xn--80atdkbji0d.xn--p1ai/proekty/malenkie-deti-bolshie-muzykanty-metodicheskoe-posobie/muzykalno-didakticheskie-igry/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/02/04/muzykalno-didakticheskie-igry-v-detskom-sadu

http://www.maam.ru/detskijsad/muzykalno-didakticheskaja-igra-dlja-mladshei-grupy-gde-moi-detki.html

http://www.ds-1.edusite.ru/p102aa1.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/09/30/teatralizovannye-igry-i-uprazhneniya

http://www.portal-slovo.ru/pre_school_education/36458.php

http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/teatralizovannye-igry-v-detskom-sadu.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/08/13/kartoteka-teatralizovannykh-igr

http://mirdoshkolyat.ru/muzyikalbnoe_razvitie/5768-kartoteka

Публикации по теме:

Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста «Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста» Рекомендации для родителей Художественная литература.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью.

Формирование интереса к физкультурно-спортивной деятельности у детей дошкольного возраста Процесс формирования физической культуры личности ребенка дошкольного возраста, является неотъемлемой частью педагогической деятельности.

Формирование интереса к самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР План: 1. Развитие у детей художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании. 2. Особенности развития сюжетного рисования.

Мультимедийное дидактическое пособие для активизации знаний о сказках у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Мультимедийное дидактическое пособие для активизации знаний о сказках у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Тема пособия «Мы.

Развитие интереса к физической культуре у детей старшего возраста через физкультурные занятия с использованием ИКТ Проект «Развитие интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы физкультурных занятий.

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста В психологии понятие «интерес» трактуется как «тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе. «Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа активизации интереса детей дошкольного возраста к музыке и музыкальной культуре
Опубликовано: 19 марта 2017 в 16:59
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД