галина казанцева
Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость. Многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В настоящее время материальные ценности во многом доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Ребёнку и в детском саду, и далее в школе, на работе предстоит жить в коллективе, поэтому давать ему правильные представления о нормах поведения необходимо с самых ранних лет. Ребёнку следует наглядно показать последствия нарушения норм поведения по отношению к окружающим, подчеркнуть негативные последствия такого поведения, как для окружающих, так и для самого ребёнка.
Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.
Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной край – Прибайкалье. В настоящее время, когда оказались, утрачены многие моральные, нравственные и духовные ценности, очень важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе. Региональный компонент строится на основе уникальности культурно – исторической среды и системы образования как важнейшего фактора развития территории.
Задача дошкольной организации – заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края. В настоящее время вышло достаточно много пособий по изучению родного края для школьников, а вот для дошкольников практически нет. И большое значение приобретает поиск и разработка инновационных технологий, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации образовательного процесса по данной теме.
Поэтому педагогический коллектив нашего детского сада, имея большой практический опыт и наработанный материал, пришёл к выводу о необходимости создания пособия, отражающего специфику и уникальность именно нашего региона.
При создании методического пособия в 2015 году авторским коллективом были учтены местные историко – культурные и климатические особенности, конкретные традиции, национальные и регионально – культурные особенности социальной среды. Уникальность Прибайкалья определяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет детям адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме.
В дошкольном возрасте влияние на процесс социализации оказывают люди, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Это члены семьи, воспитатели, сверстники. Каждый играет свою роль и выстраивает линию взаимодействия с определенным влиянием на дошкольника. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, закладывается характер.
Социализации ребёнка требует комплексной организации деятельности взрослых в
процессе его воспитания и развития. В ней осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.
Реализация регионального компонента и приобщению детей к истокам русской культуры предъявляет особые требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ – это создание яркой образности и наглядности, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В дошкольном учреждении были созданы комнаты “Русская изба”, «Байкаловедение» и комната «Сказка», что способствуют качественному проведению мероприятий, досугов и позволяют укрепить интерес у детей к народному творчеству, русскому быту. Именно в детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностных ориентиров.
В ФГОС ДО говорится о содействии и сотрудничестве детей и взрослых, приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Наше учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Установление прочных связей с окружающим социумом в конечном итоге ведёт к повышению качества дошкольного образования. При организации сетевого взаимодействия с социальными партнерами нами была определена цель - расширение кругозора дошкольника. Педагоги нашего детского сада строят связи с социумом на основе следующих основных принципах: поддержка разнообразия детства; добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.
Успешному сотрудничеству способствовала сложившаяся в ДОУ система работы. Эта система предусматривает следующие обязательные моменты: составление плана совместной работы через разные формы и виды совместной деятельности; информирование родителей о проводимых мероприятиях; активное участие родителей в запланированных мероприятиях. На протяжении нескольких лет наше учреждение сотрудничает с Домом Детского Творчества, дети посещают театральную студию под руководством педагога-режиссёра, где воспитанники пробуют свои силы в драматизации и участвуют в показе фольклорных спектаклей для самых маленьких детей в детском саду и своих родителей. Педагогами нашего детского сада был разработан и реализован долгосрочный проект «Истории жёлтого чемодана» совместно с городским музеем. Включение историко – художественного музея города Байкальска в образовательное пространство обогащает развивающую предметно-пространственную среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно – коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии)
Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».
Приоритетным становится семейное воспитание и требует наиболее эффективных
форм работы со стороны дошкольного образовательного учреждения: совместные
мероприятия с детьми и родителями; проведение родительских конференций, мастер-
классов, семинаров; совместное походы, прогулки, экскурсии; родительские собрания в
форме круглого стала, викторины, лекции, деловой игры; социальные акции.
В нашем ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников в формировании детской личности.
На решение этих вопросов педагоги привлекают родителей к взаимодействию через проектную деятельность. Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат, способствует эмоциональному сближению в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Проекты которые были реализованы в нашем детском саду:
«Земля – наш общий дом»
«Сказки домовёнка Кузи»
«Семейные традиции»
«Клуб выходного дня» (традиционные фольклорные праздники)
«Встреча с белым шаманом»
«Байкальские сказки» (знакомство с творчеством писателя нашего края Т. Долбуновой)
На протяжении нескольких лет в нашем ДОУ проводятся детско – родительские конференции. Темой одной из них была «Сказки Прибайкалья». Итогом всей проделанной работы по подготовке к конференции стало проведение спектаклей, где родители и дети сами выбирали или придумывали инсценировки, готовили к ним костюмы, декорации, реквизит, изготовляли кукол, подбирали музыкальное сопровождение.
Работа нашего детского сада не была бы столь плодотворной, если бы сами педагоги не окунулись в увлекательный мир прошло. Активные формы организации методической работы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность. В ДОУ были проведены:
Методический фестиваль «Истоки прошлого»
Мастер – классы по изготовлению народной игрушки
Ярмарка педагогических идей «Волшебный сундучок»
Учитывая все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создавая благоприятные условия для всестороннего развития, сохраняя доброжелательные отношения и раскрытие его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.