Приложение МААМ

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре»

галина казанцева
Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из важных аспектов современной государственной политики определяет введение национально-регионального компонента в систему образования разного уровня.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре“» размещена в разделах

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность и значимость. Многие люди забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты домашним бытом, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх. В настоящее время материальные ценности во многом доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Ребёнку и в детском саду, и далее в школе, на работе предстоит жить в коллективе, поэтому давать ему правильные представления о нормах поведения необходимо с самых ранних лет. Ребёнку следует наглядно показать последствия нарушения норм поведения по отношению к окружающим, подчеркнуть негативные последствия такого поведения, как для окружающих, так и для самого ребёнка.

Актуальность данной темы заключается в том, что, воспитывая в детях любовь к Родине и национальным традициям, как можно раньше, у них формируются духовно-нравственные качества, развивается личность ребенка. Также в период обновления дошкольного образования значительно возросли роль народной культуры и краеведческий познавательный интерес к малой родине.

Любой уголок нашей страны неповторим, как неповторим наш родной край – Прибайкалье. В настоящее время, когда оказались, утрачены многие моральные, нравственные и духовные ценности, очень важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к природе. Региональный компонент строится на основе уникальности культурно – исторической среды и системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Задача дошкольной организации – заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края. В настоящее время вышло достаточно много пособий по изучению родного края для школьников, а вот для дошкольников практически нет. И большое значение приобретает поиск и разработка инновационных технологий, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации образовательного процесса по данной теме.

Поэтому педагогический коллектив нашего детского сада, имея большой практический опыт и наработанный материал, пришёл к выводу о необходимости создания пособия, отражающего специфику и уникальность именно нашего региона.

При создании методического пособия в 2015 году авторским коллективом были учтены местные историко – культурные и климатические особенности, конкретные традиции, национальные и регионально – культурные особенности социальной среды. Уникальность Прибайкалья определяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет детям адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме.

В дошкольном возрасте влияние на процесс социализации оказывают люди, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Это члены семьи, воспитатели, сверстники. Каждый играет свою роль и выстраивает линию взаимодействия с определенным влиянием на дошкольника. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, закладывается характер.

Социализации ребёнка требует комплексной организации деятельности взрослых в

процессе его воспитания и развития. В ней осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией.

Реализация регионального компонента и приобщению детей к истокам русской культуры предъявляет особые требования к развивающей предметно-пространственной среде в ДОУ – это создание яркой образности и наглядности, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В дошкольном учреждении были созданы комнаты “Русская изба”, «Байкаловедение» и комната «Сказка», что способствуют качественному проведению мероприятий, досугов и позволяют укрепить интерес у детей к народному творчеству, русскому быту. Именно в детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностных ориентиров.

В ФГОС ДО говорится о содействии и сотрудничестве детей и взрослых, приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, объединении обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Наше учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Установление прочных связей с окружающим социумом в конечном итоге ведёт к повышению качества дошкольного образования. При организации сетевого взаимодействия с социальными партнерами нами была определена цель - расширение кругозора дошкольника. Педагоги нашего детского сада строят связи с социумом на основе следующих основных принципах: поддержка разнообразия детства; добровольность, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Успешному сотрудничеству способствовала сложившаяся в ДОУ система работы. Эта система предусматривает следующие обязательные моменты: составление плана совместной работы через разные формы и виды совместной деятельности; информирование родителей о проводимых мероприятиях; активное участие родителей в запланированных мероприятиях. На протяжении нескольких лет наше учреждение сотрудничает с Домом Детского Творчества, дети посещают театральную студию под руководством педагога-режиссёра, где воспитанники пробуют свои силы в драматизации и участвуют в показе фольклорных спектаклей для самых маленьких детей в детском саду и своих родителей. Педагогами нашего детского сада был разработан и реализован долгосрочный проект «Истории жёлтого чемодана» совместно с городским музеем. Включение историко – художественного музея города Байкальска в образовательное пространство обогащает развивающую предметно-пространственную среду новым смыслом. Не случайно его называют информационно – коммуникативной системой, выполняющей педагогическую функцию. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии)

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. В свете реализации ФГОС ДО отношения детского сада и семьи определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие», «партнерство».

Приоритетным становится семейное воспитание и требует наиболее эффективных

форм работы со стороны дошкольного образовательного учреждения: совместные

мероприятия с детьми и родителями; проведение родительских конференций, мастер-

классов, семинаров; совместное походы, прогулки, экскурсии; родительские собрания в

форме круглого стала, викторины, лекции, деловой игры; социальные акции.

В нашем ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников в формировании детской личности.

На решение этих вопросов педагоги привлекают родителей к взаимодействию через проектную деятельность. Проектный метод наиболее эффективен в работе с семьей, так как он позволяет родителям, детям, педагогам не только принять участие в совместной деятельности, но и увидеть результат, способствует эмоциональному сближению в процессе совместной деятельности, формированию целостного чувственного опыта. Проекты которые были реализованы в нашем детском саду:

«Земля – наш общий дом»

«Сказки домовёнка Кузи»

«Семейные традиции»

«Клуб выходного дня» (традиционные фольклорные праздники)

«Встреча с белым шаманом»

«Байкальские сказки» (знакомство с творчеством писателя нашего края Т. Долбуновой)

На протяжении нескольких лет в нашем ДОУ проводятся детско – родительские конференции. Темой одной из них была «Сказки Прибайкалья». Итогом всей проделанной работы по подготовке к конференции стало проведение спектаклей, где родители и дети сами выбирали или придумывали инсценировки, готовили к ним костюмы, декорации, реквизит, изготовляли кукол, подбирали музыкальное сопровождение.

Работа нашего детского сада не была бы столь плодотворной, если бы сами педагоги не окунулись в увлекательный мир прошло. Активные формы организации методической работы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность. В ДОУ были проведены:

Методический фестиваль «Истоки прошлого»

Мастер – классы по изготовлению народной игрушки

Ярмарка педагогических идей «Волшебный сундучок»

Учитывая все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создавая благоприятные условия для всестороннего развития, сохраняя доброжелательные отношения и раскрытие его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре как одна из сторон нравственного воспитания Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №325» Выступление по теме: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Педагогика естественного развития (из опыта работы) ДОКЛАД (в сокращении) на «Лесенку успеха» Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» «» Подготовила воспитатель: Леонова.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей к истокам народной культуры» Подготовила и составила :Воронина Оксана Сергеевна. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка--- 3 с. 2. Содержательный раздел 2.1 Цели.

Сообщение из опыта работы на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с трудом взрослых» Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств личности. Смысл и содержание трудового воспитания состоят именно в том, чтобы вместе.

Сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста». Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию сообщение из опыта работы «Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного.

Сообщение из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством различных видов деятельности» «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности» (Постоянно действующий семинар на тему «Влияние.

Сообщение из опыта работы «Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Педагогическая модель речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Моделирование- это исследование каких- либо процессов, явлений.

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Сегодня и всегда решалась проблема образования и воспитания детей в детском саду через театр, усложняются задачи стоящие перед педагогами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре»
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 04:40
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре»» (включая файлы) размещена пользователем галина казанцева (УИ 22849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД