Папки-передвижки

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств

Рузавина Наталья
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств

Подготовил:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 Берёзка»

посёлка Мостовского

Рузавина Наталья Николаевна

Добрый день, уважаемые участники XI районных Кирилло-Мефодиевских чтений! Тема форума: «Традиции и новации : культура, общество, личность», объединяет столь обширные понятия, что о каждом из них можно и должно не только говорить, но и помнить в ходе своей профессиональной деятельности. Особенно это относится к нам, педагогам.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств» размещена в разделах

В ходе своего выступления мне хотелось бы рассмотреть вопрос Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств» через призму своей практической деятельности -воспитателя средней группы «Незабудки» МБДОУ «Детский сад №1 Березка» п. Мостовского.

Я убеждена, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Моя работа нацелена на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала каждого ребенка. Сегодня это особенно актуально.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

По моему мнению, ребенка воспитывает то, что его окружает. Не секрет, что дома в детский мир малыша попадают, в основном, динозавры, Барби, трансформеры, «победители вампиров», «борцы с привидениями», монстры и другие современные игрушки. Это образы подспудно несущие в себе агрессию.

Психологи отмечают, что любимые куклы – это образы (модели поведения, которые дают о себе знать еще долго после выхода девочки из нежного возраста. Особенности характера, предпочтения в одежде и стиле жизни—все эти аспекты находят свои истоки в детских играх с куклами. Поэтому хорошая кукла должна нести добро и хорошие ценности выражением своего лица и атрибутами.

Как результат: такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям.

А ведь у нас с вами есть великий и прекрасный мир наших традиций. Традиция сохраняет для поколений самые драгоценные жемчужины народных обычаев, народного искусства.

И этот прекрасный мир традиций нашего казачьего края я стремлюсь раскрыть перед своими воспитанниками. Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт.

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет

Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой поселок, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная.

Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности.

Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

В теме моего выступления говорится о синтезе искусств. И это действительно так. На музыкальном занятии дети знакомятся с прекрасными образцами народных кубанских песен, примеряя костюмы кубанских казачек и казаков они могут окунуться в мир прошлого. На игровых образовательных ситуациях по изодеятельности в группе мы вместе с детьми рисуем, лепим из пластилина героев фольклорных произведений, сопровождая наши действия кубанскими сказками, стихами, потешками. Это всё организованные виды деятельности. В свободной игровой деятельности во время прогулки моих малышей так же окружают образы России, и образы их малой родины п. Мостовского. Дети живут в их окружении. Разве может в душе маленького человека зародиться злоба, ненависть, страх, если он пребывает в окружении таких интересных, познавательных предметов и образов? Образов традиционных для культуры его народа. Свою работу по приобщению дошкольников к традициям Кубани в образовательном пространстве нашего детского сада я строю в единстве трех ключевых направлений: игра, работа с родителями, деятельность воспитателя. Схематически это можно представить так:

В деятельности воспитателя мне хотелось бы особо остановиться на оформлении группы, игровой площадки, создании наглядных дидактических пособий, игровых зон, направленных на ознакомление детей с традициями их малой родины.

Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с предметно-развивающей среды. Для решения задач духовно-нравственного воспитания с учетом регионального компонента мной были оформлены:

а) в нашей группе «Незабудки» :

-уголок родного края, где мои воспитанники могут познакомиться с бытом кубанских казаков, с их обычаями и традициями;

-уголок «Мир природы Кубани», где отражена вся прелесть и особенность нашей природы : заповедники, величие гор, разнообразие флоры и фауны;

- набор образцов декоративно-прикладного творчества

-выставка рисунков «Мамочка моя», «Русская береза», «Лоскутное одеяло»,

и др.

б) на участке группы, мною также были созданы условия, для духовно-нравственного развития воспитанников:

-Была расписана веранда в стили русских березок;

-оформлен Казачий уголок;

-стены веранд оформлены под кубанскую хату.

Играя, дети познают мир. Я стараюсь сделать так, чтобы играя, наши воспитанники познавали добрый мир кубанских традиций.

Важное место в воспитании основ нравственности играет семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям начинается любовь к людям, родине, отчизне, об этом говорится во всех системах воспитания детей, начиная с древности и по наши дни.

Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с традициями утрачен. Большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. В нашем детском саду взаимодействие воспитателей и родителей в деле нравственного воспитания детей, приобщение их к традициям Кубани проходит через : открытые просмотры игровых образовательных ситуаций, проведения совместных праздников, совместные мероприятия детей и мам, общие родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, совместные творческие проекты, в которых присутствуют различные виды искусства.

Особый мир открывается ребенку, когда он знакомится с основами изобразительного искусства. К сожалению, сегодня наши дошкольники увереннее обращаются со смартфоном, чем с карандашом и красками.

Однако следует помнить, что, по мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении работает изостудия «Разноцветные ладошки», которую с большим удовольствием посещают и мои воспитанники. На занятиях они окунаются в мир красоты и творчества. Ведь в процессе воспитания детей, искусство используется не только как эталон прекрасного, но и как нравственный ориентир и способ самовыражения.

На игровых образовательных ситуациях я стремлюсь в доступной форме, интересно и занимательно рассказать ребятам о живописи, стараюсь создать атмосферу успеха. С большим удовольствием и весьма творчески выполнили мои воспитанники рисунки ко Дню матери - «Мамин портрет».

Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Таким образом, в нашем дошкольном учреждении искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества. Как жемчужины сияют в каждом виде искусства образцы изделий кубанских мастеров. Педагоги и воспитанники нашего детского сада являются неоднократными участниками и победителями муниципальных и краевых конкурсов детского творчества.

Я и мои коллеги стараемся так организовать жизнь детей в ДОУ так, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.

Свое выступление я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского :

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»

Публикации по теме:

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры Кубани посредством хороводных игр Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Приобщение детей младшего возраста к декоративному искусству посредством занятий аппликацией «Приятное чаепитие»Приобщение детей младшего возраста к декоративному искусству посредством занятий аппликацией «Приятное чаепитие» Приобщение детей младшего возраста к декоративному искусству через занятия аппликацией. "Приятное чаепитие" Уже в раннем возрасте мы начинаем.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Развитие фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста Фонематического восприятия включает следующие задачи: 1. Исправить произношение звуков или уточнить произношение уже имеющихся; 2. Научить.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре» Дошкольный возраст – период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Социально-экологический проект «Зимующие птицы Кубани» для детей старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги, весь год мы стараемся плодотворно и интересно работать с детьми. Проектная деятельность является одной из значимых в.

Тезисы по теме: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к Детской литературе посредством метода проекта ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА Олимова Василина Равшановна, студентка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств
Опубликовано: 11 июля 2017 в 23:39
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств» (включая файлы) размещена пользователем Рузавина Наталья (УИ 1210915) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД