Олимова Василина Равшановна
Тезисы по теме: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к Детской литературе посредством метода проекта
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
К ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДА ПРОЕКТА
Олимова Василина Равшановна,
студентка специальности 44.02.01 Дошкольное образование
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Селивёрстова Елена Александровна,
преподаватель филологических дисциплин
ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»
Публикация «Тезисы по теме: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к Детской литературе посредством метода проекта» размещена в разделах
Чтение в XXI веке привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня. Согласно содержанию ФГОС дошкольного образования, современное образование ставит перед педагогами задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день в современных условиях и в системе дошкольного образования становится важным и насущным искать эффективные методы приобщения детей к детской литературе, а далее в формировании интереса к художественной литературе.
В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми. Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей.
Детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно. Не всем детям, к сожалению, родители прививают интерес к книге, чтению, уделяют этому достаточное внимание. Их с успехом заменяют компьютер и телевизор. Наша задача – приобщить ребёнка к книжной культуре, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности ребёнка. В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. [2]
В методической литературе рассматривается и другое множество форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми по формированию интереса к художественной литературе :
- традиция ежедневного чтения;
- тематические выставки: книги писателей, художников; творчество отдельных писателей, по отдельным жанрам, произведениям, одинаковых по названию, но принадлежащих разным авторам; выставка - иллюстраций (с рисунками читателей); выставка-викторина и т. д. ;
- создание "Книжкиной больницы" в группах;
- создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями;
- неделя детской книги (книги-юбиляры, авторы-юбиляры, «Наши любимые сказки» и т. д.);
- посещение занятий в городской детской библиотеке;
- создание макетов по любимым произведениям;
- вечера загадок, сказок;
- просмотр мультфильмов и видеоматериалов по художественным произведениям;
- литературные викторины и интеллектуальные марафоны, конкурсы
- организованная образовательная деятельность по знакомству с произведениями художественной литературы, образовательные ситуации;
- метод проектов.
Из представленного выше многообразия методов и приемов приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, формирования интереса к литературным произведениям так как, в основе метода проекта лежит игровой характер, поисковый и занимательный, рассмотрим метод проектов подробнее. [1]
Проектная деятельность, как ни какая другая формирует детскую познавательную активность в условиях детского сада и семьи. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её деятельности, он является и предпосылкой освоения содержания образовательной программы и результатом, и рассматривается как показатель развития дошкольников. Проектная деятельность по формированию интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе позволит реализовать все компоненты литературного развития :
- первым компонентом является развитие читательского интереса, которое характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности;
- центральным компонентом литературного развития выступают восприятие и интерпретация художественного произведения, а качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем знакомых ему литературных текстов;
- еще одним компонентом литературного развития дошкольника является способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности: изобразительной, игровой, театрализация, общение и сочинительство.
Создание условий для литературного развития в единстве всех составляющих компонентов позволит педагогам организовать интересный, личностно-ориентированный, развивающий процесс литературного образования детей в детском саду. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научно-методической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием. [3]
Таким образом, суть и основное предназначение метода проектов заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике.
Так же, проектная деятельность ориентирована на уникальные отношения «ребенок-взрослый». Следует вести ребенка к соучастию постепенно: от наблюдения за его деятельностью, к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Непременным условием успешной реализации проектов по формированию интереса дошкольников к художественной литературе являются партнерские отношения с родителями воспитанников, их участие в проектной деятельности. Привлечение родителей к сотрудничеству, информирование об успехах детей, объяснение проблем ребенка, согласование пути их решения – ключевые факторы успеха проектной деятельности.
Мы предлагаем модель литературного развития дошкольников, которая отражает работу над художественным произведением в форме проектной деятельности по теме «Юбилей писателя», в ходе которой интегрируются следующие образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», различные виды детской деятельности и разные формы работы не только с детьми, но и их родителями. Проект «Юбилей писателя» направлен на пропаганду книг К. И. Чуковского, как источника культурного наследия, и формированию интереса дошкольников к художественной литературе, посредством проекта.
Список литературы :
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2008.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., Мозаика-Синтез, 2009
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : посо-бие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авторы-составители: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова – 3-е издание. М. : АРКТИ, 2005.