Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори

Марина Юрга
Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори

Система педагогической деятельности М. Монтессори представляет собой теоретическую концепцию и набор конкретных педагогических технологий организации воспитания и обучения детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Однако наибольшее популярность и распространение во всем мире получила та часть, которая рассчитана на детей дошкольного и младшего школьного возраста, т. е. от 3 до 6 – 9 лет. Она считается наиболее эффективной и дидактически проработанной. К настоящему времени в ряде дошкольных образовательных учреждений России накоплен немалый опыт интеграции основ Монтессори-педагогики с традиционными отечественными воспитательными и образовательными программами.

Мы считаем что, воспитание толерантности старших дошкольников будет эффективным при условии, что в дошкольном учреждении будут использовать следующие средства и приёмы Монтессори-педагогики:

наполнение материалом по развитию толерантности Монтессори- среды,

включение в работу с детьми мероприятий направленных на организованное взаимодействие,

насыщение деятельности детей совместной работой.

Поясним данные положения более детально. В общем виде под термином «подготовленная среда» Монтессори понимала такое окружение ребенка во всех его аспектах, со всеми его субъектами и отношениями, которые предоставляет ему возможность для наиболее полного оптимального физического, духовного и интеллектуального развития. В нашем исследовании подготовленная среда будет рассматриваться как тождественное соответствующей организации Монтессори-группы в детском саду. Она включает в себя:

организацию помещения;

организацию группы;

пять областей/зон Монтессори - материала;

подготовленного педагога.

Все требования, которые сегодня предъявляются к помещениям в дошкольных учреждениях российским государственным законодательством, СанПиН: площадь, освещенность, температурный режим, свежий воздух и т. д. Комната, в которой размещен дидактический материал М. Монтессори, не используется больше ни для каких целей. Одновременно мы опосредованно приучаем детей работать индивидуально на своей территории, на личном пространстве – на ковриках. При этом групповое помещение не загромождается мебелью, что способствует свободному передвижению детей, свободной организации их работы на линии и на ковриках.

Как показывает анализ опыта деятельности ДОУ по «методу Монтессори», сегодня существует два способа расстановки мебели в помещении. Первый – полки расположены по периметру. В этом случае отдельные зоны дидактических материалов разделяются либо столиками, либо условно. Второй – рабочие зоны отделяются самими полками с дидактическими материалами, стоящими поперек помещения. В помещении также следует предусмотреть место для уголка чтения с мягкой мебелью. Кроме того желательно наличие растений, цветов и нежелательно иметь на стенах картины.

Главный принцип системы М. Монтессори – каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде, а роль педагога заключается в помощи воспитаннику правильно и целенаправленно организовать свою деятельность с целью оптимального развития его творческого потенциала. При этом, как показывает обращение к работам М. Монтессори, в большинстве материалов и заданий заложен принцип самоконтроля: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот главный принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон.

Одна из них – упражнения в практической жизни, которые делятся на 5 разделов:

I. Подготовительные упражнения:

II. Забота о себе.

III. Забота за окружающей средой.

IV. Навыки социального поведения.

V. Особые упражнения для координации движений.

Следующий блок – упражнения для развития органов чувств.

Третий блок материалов состоит из упражнений на развитие родного языка.

Четвертый блок – упражнения для развития математических представлений состоящий.

Последний блок упражнений – это космическое воспитание. В Монтессори-педагогике это название означает все, что нас окружает т. е. весь окружающий ребенка мир.

Еще один из компонентов воспитания толерантности в технологии М. Монтессори – это дидактические круги на линии. Они проводятся на ковре, на котором обозначена линия в виде круга или эллипса. По этой линии дети ходят, выполняя развивающие координацию движения в завершении работы, а также собираются на линии для проведения дидактических кругов. Дидактический круг проводится перед работой с материалом, длится 10 - 15 минут. Круг состоит из приветствия и посвящен какой либо теме, по которой проводится либо беседа, обсуждение, высказывания, мозговой штурм, опыт и. т. п. Как раз во время кругов проводятся беседы (в том числе и касающиеся воспитания толерантности, обсуждение различных ситуаций и поступков, варианты разрешения споров. Также материал по воспитанию толерантности может быть расположен в зоне космического развития.

Мы считаем, что толерантность сегодня рассматривается как уважение и понимание разнообразия культур мира, чужой позиции, поиск компромисса, принятие и правильное понимание самовыражения человеческой индивидуальности. Воспитание толерантности будет эффективным, если в дошкольном учреждении будут использовать средства и приёмы Монтессори-педагогики. Наполнение материалом Монтессори-среды, включение в работу с детьми мероприятий направленных на организованное взаимодействие, насыщение деятельности детей совместной работой.

Публикации по теме:

«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр» Термин толерантность (от латинского) это терпение. Терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться.

Использование метода проектов в формировании творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В своей работе я часто использую творческие проекты. Стараюсь чтобы они были долгосрочные, так как у детей старшего дошкольного возраста.

Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Использование метода проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста В современных условиях, когда происходят глубочайшие.

Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Использование народных игр, как средство воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель: Речапова.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации) П. И.  чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения Труд является одним из универсальных средств приобщения.

Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии «Истории Карапушек» …) Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии "Истории Карапушек: как жить в мире.

Программа воспитания толерантности для детей старшего дошкольного возраста «И мир добрее станет» I. Пояснительная записка Актуальность. В настоящее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так назы-ваемом мире без насилия.

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехникиПознавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
Автор публикации:
Особенности воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода Монтессори
Опубликовано: 13 декабря 2016 в 21:34
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и...
Международный день эскимо — 24 января. Фотоотчет
Международный день эскимо - 24 января. В нашем мире существует очень много разнообразных праздников. Если открыть календарь, то сегодня 24 января...
Мастер-класс «Игрушка из перчатки «Рыбка»
Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению грушки из перчатки. Наверное, каждый терял зимой перчатки или варежки, особенно обидно, когда одна...
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Нет...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме « Нет лучше Родины нашей». Цель: развивать у детей чувство...