валентина Писарева
Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии «Истории Карапушек» …)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по
формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии "Истории Карапушек : как жить в мире с собой и другими")
Актуальность проекта.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Толерантность многолика в своих проявлениях. Она нашла отражение в целом ряде понятий, очень близких детскому восприятию: миролюбие, забота, понимание, сочувствие, поддержка, внимание, терпимость, принятие, дружелюбие.
Публикация «Проект по формированию толерантности у детей среднего дошкольного возраста (с использованием технологии „Истории Карапушек“ …)» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Одной из вариативных образовательных технологий, способной воплотить философский смысл идеи толерантности в повседневную практику межличностного и межкультурного взаимодействия детей среднего и старшего дошкольного возраста, является разработанная в 2008 г. педагогическая технология «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими?».
Для дошкольной ступени общего образования наиболее адекватными методами воспитания толерантности, формирования гражданской идентичности выступают игра, использование творческих продуктивных художественных видов деятельности, социально-психологические тренинги. Игра, выступающая как особая возрастно-специфическая форма самоопределения ребенка, является важным механизмом социализации, обеспечивая вхождение в социальный мир – мир социальных и межличностных человеческих отношений и его освоение (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Игра, наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает «идеальную форму», задающую образец-эталон будущей взрослости в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Существенное значение, по мнению С. Л. Рубинштейна, имеет игра для развития Я-концепции и идентичности ребенка, так как, играя разные роли в процессе игры, ребенок не просто переносится в другую личность, но при этом значительно обогащает и углубляет свою собственную.
Все перечисленные методы объединяет то, что во главе угла оказывается мотивационно-ценностный, смысловой компонент толерантности и гражданской идентичности, что вполне адекватно и возрастным психологическим особенностям детей 5–8 лет, и сущностным закономерностям развития самой личности (А. Н. Леонтьев).
Педагогическая технология «Истории карапушек – как жить в мире с собой и другими?» направлена на создание универсальной модели организации воспитательной работы с детьми в образовательном учреждении. Модель строится на интеграции различных видов деятельности: игровой с элементами сказкотерапии и продуктивной. Именно эти виды деятельности позволяют ребенку в доступной форме не только успешно усваивать такие непростые понятия, как уважение, равенство, миролюбие, но и развивать навыки коммуникативной культуры, что очень важно для формирования установок позитивного отношения к миру, сверстникам и взрослым.
Период дошкольного детства очень важен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Но для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей среднего дошкольного возраста толерантного отношения к окружающему миру.
Задачи проекта :
1. Ознакомление детей со сказочными историями по формированию установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми и выполнение творческих заданий (мини- проектов) на основе тех видов продуктивной деятельности, в которых дети наиболее успешны.
2. Вовлечение и активное участие родителей в процессе формирования у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
Вид проекта : долгосрочный, информационный
Участники: дети, воспитатель, родители.
Время реализации проекта : сентябрь 2016 года – май 2017 года.
Результат проекта- создание определенного уникального продукта, к качеству которого предъявляются некоторые требования. Уникальные продукты- объекты детской продуктивной деятельности: рисунки, поделки, постройки, работы, выполненные из различных материалов и в разной технике, тексты и мелодии песенок, правила новых игр ит. д.
I этап: Подготовительный.
1. Изучение воспитателем методической литературы по теме проекта (Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова "Истории карапушек : как жить в мире с собой и другими?"(методические рекомендации, "Как карапушки учились понимать друг друга" (сборник сказочных историй)
2. Организация развивающей предметной среды, позволяющей использовать разнообразные формы работы с детьми (традиционные и нетрадиционные)
3. Подготовка родителей к активному участию в творческих встречах в семейном клубе "Большие Карапуши"
II этап: Реализация проекта
Дата Вид уникальной деятельности (деятельность, направленная на достижение общей цели) Уникальный продукт (результат мини- проекта) Тематика занятий в семейном клубе "Большие Карапуши"
Сентябрь 1. Работа со сборником сказочных историй "Карапушки, здравствуйте!"
2. Кроссворд "На какой улице живут карапушки?
3. Круг общения "Что такое хорошо и что такое плохо""
4. Мини- проект "Юные путешественники" Создание макета деревеньки "Малые Карапуши" Введение участников в ситуацию тренинга.
Буклет "Рекомендации родителям по толерантному воспитанию детей"
Октябрь 1. Тематическая беседа "Как вести себя, когда рядом оказывается человек, не похожий на других?"
2. Экскурсия в парк (лес) на тему "Правила поведения в лесу"
3. Осенний праздник "Превращение волшебных кругов в запрещающие знаки"(ИЗО) "На свете много людей, не похожих друг на друга"
Ноябрь 1. Работа со сборником сказочных историй"Как карапушка Клякса грибы собирал"
2. Круг общения "Путь к пониманию тебя Другим"
3. Досуг "Мы- дружные ребята"
4. Мини- проект "Юные любители природы" Выставка детских работ "Друзья леса" "Разве быть не похожим на других- это плохо?"
Оформление информационного стенда "16 ноября- Всемирный день толерантности"
Декабрь 1. Мини- этюды по сказочной истории "Как карапушка Клякса грибы собирал"
2. Развлечение "Мы такие разные!"(из цикла "Родители и дети")
3. Новогодний праздник Пальчиковый театр "Кто ты? Какой ты?" "Многообразие- это богатство!"
Январь 1. Работа со сборником сказочных историй "История о том, как карапушки испекли хлеб- лаваш"
2. Круг общения "Мы интересны друг другу"
3. Экскурсия в продуктовый магазин из цикла "Хлеб- всему голова!"
4. Мини- проект "Юные таланты" "Тарелочка для лаваша"(худ. труд, оригами) "Мы- разные, мы интересны друг другу!"
Февраль 1. Музыкально- тематическая встреча "Песенный калейдоскоп народов мира"
2. Чтение сказок народов мира
3. Спортивный досуг "Подвижные игры разных народов" Конкурс юных путешественников "В некотором царстве, в незнакомом государстве" "Традиции и обычаи разных народов"
Март 1. Работа со сборником сказочных историй "Как карапушки ходили в поход"
2. Праздник весны (8 марта)
3. Выставка детского творчества "Подарок маме"(из цикла "Родители и дети")
4. Мини- проект "Юные музыканты и поэты" "Походная песенка" (творческие задания по сочинительству) "Чтобы выстроился диалог, нужно услышать нового знакомого"
Апрель 1. Круг общения "Новый друг"
2. Музыкальный диалог "Как музыка может передавать разные настроения?"
3. Кукольный спектакль "Как карапушки ходили в поход"
4. Поход в парк (лес) "За волшебными цветами" (из цикла "Родители и дети") Конкурс детского творчества "Пластилиновые чудеса" "Чтобы выстроился диалог, нужно понять нового знакомого"
Май 1. Работа со сборником сказочных историй "Сказка про цветы и волшебство"
2. Спортивная эстафета "Придем на помощь малышам"
3. Круг общения "Пойми меня"
4. Мини- проект "Юные скульпторы" "Букет цветов для друзей" (лепка) "Почему обиделся друг?"
III этап: Презентация проекта
Промежуточные и окончательные итоги работы по проекту подводятся в ходе ежеквартальных мега-проектов.
1. Круг общения "Планета толерантности"(ноябрь)
Цель: сформировать и закрепить понятие "толерантности"
2. Творческая встреча "Если добрый ты"(февраль)
Цель: воспитывать терпимое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, готовность им помогать.
3. Игра- соревнование "Мы разные, но дружные"
Цель: формировать у детей установки позитивного общения со сверстниками