Лучший педагог года

Мастер-класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Светлана Бакулина
Мастер-класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада»

Цель: Представление педагогического опыта гендерного подхода по воспитанию дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи: 1. Познакомить педагогов с особенностями развития мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенностями процесса их социализации. 2. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников.

3. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.

Публикация «Мастер-класс по теме „Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада“» размещена в разделах

4. Развивать у педагогов умение анализировать деятельность мальчиков и девочек в различных сферах.

Добрый день уважаемые педагоги. Разрешите вас поприветствовать на мастере - классе по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Прежде чем начать разговор, я хотела бы вам рассказать притчу о сундуке.

Притча о сундуке. Однажды учитель принес сундук и сказал ученикам: – Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но, ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. –Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время. Учитель обнял ученика и объявил: – Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.

-Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к кладу в вопросе «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста».

«Гендер» в переводе с английского означает «социальный пол». Предполагает гендерное осознание, что «я — мальчик» или «я — девочка», отсюда и модель поведения «я веду себя и поступаю как мальчик» или девочка.

Для начала давайте попробуем ответить на первый проблемный вопрос.

Гендерное воспитание – это… (предположения педагогов).

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

Гендерное воспитание направлено на:

• освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

• освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

• овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Чем отличаются мальчики и девочки? (ответы членов мастер-класса)

Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.

Учёными выявлены социально-психологические особенности, свойственные представителям противоположных полов:

1. Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.

2. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.

3. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.

4. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.

5. У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.

6. Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.

7. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.

8. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.

9. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.

10. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.

Принятие гендерной роли происходит в дошкольном возрасте :

• Двух-трёхлетний малыш начинает осознавать, мальчик он или девочка, и старается вести себя в соответствии с полом. Кроме того, дети могут точно определить пол окружающих людей, в первую очередь, смотря на одежду и причёску.

• В возрасте от 4 до 7 лет закладывается устойчивость гендера. ребёнок осознаёт, что это – величина стабильная и не изменяется под влиянием ситуации или по желанию. Девочка вырастает в женщину, а мальчик – в мужчину.

Отгадывание загадок.

Уважаемые, педагоги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у (мальчишки).

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только (мальчики).

Болтали час без передышки в цветастых платьицах (девчонки).

При всех помериться силенкой конечно любят лишь (мальчишки).

Молодцы!

Игра с педагогами «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Педагогам предлагается, используя карточки, на которых написаны черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, расположить их на мольбертах с обозначением каждой группы.

Представим ситуацию «В детский сад воспитателем принят мужчина» :

Первая команда будет доказывать плюсы, а другая минусы.

Итак, вы готовы?

Игра для педагогов «Гендерный анализ произведений детской художественной литературы». Первая группа: Назовите произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать). Вторая группа: Назовите художественные произведения, в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать). Я назову произведения направленные на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать).

Отгадай «Двойное имя»

Педагоги, у нас еще одно сказочное задание: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.

Елена. (Прекрасная)

Сестрица. (Аленушка)

Василиса. (Премудрая)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья. (Искусница)

Кощей. (Бессмертный)

Мальчик. (с пальчик)

Братец. (Иванушка)

Иван. (Царевич)

Змей. (Горыныч)

Молодцы.

Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды, окружающей мальчиков и девочек. В группе выделены игровые зоны для мальчиков, для девочек. Маркеры на кроватях, на шкафчиках.

Игра с педагогами «Сюжетно-ролевые игры» Первая группа: Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют мальчики. Вторая : Назовите сюжетно-ролевые игры, в которые чаще всего играют девочки.

А сейчас поиграем в игру «Моя семья» (психологическая игра)

Обними соседа справа

Обними соседа слева

Мы с тобой друзья, да, да, да

Мы с тобой одна семья да, да, да

Я, ты, он, она-дружная семья.

Щекочу соседа справа

Щекочу соседа слева

Поцелуй соседа справа,

Поцелуй соседа слева

Мы с тобой друзья, да, да, да. Мы с тобой одна семья да, да, да

Уважаемые коллеги, я вам хочу предложить поиграть в игру «Волшебный цветок».

Цели: Формирует у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек.

Ход игры: (пояснение педагога) Я прошу вас встать вокруг стола. Представьте что вы воспитанники моей группы. Ребята в волшебной стране жили дружно, пока не появилась злая фея и не поссорила их. Чтобы мальчики и девочки в этой волшебной стране помирились и научились понимать, и ценить друг друга, нам нужно сделать цветок дружбы. Для этого нужно каждому по очереди взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика и собрать цветок. Я начну: доброта… Вот какой волшебный цветок у нас получился. Но если мы не будим стремиться к этим положительным качествам, то наш цветочек может погибнуть.

Как мы поняли формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность вместе общаться, играть, трудиться.

Ситуация (слушаем внимательно) : Мать с ребенком встречаются с воспитателем.

Моему сыну два года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т. д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его неправильной ориентации и запрещать ему играть с этими игрушками

Вопрос: Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

Девочки.

В игротеке девочки обязательно и в полном комплекте должны присутствовать игры для будущей мамы, хозяйки, женщины: домашняя утварь - посуда, шкафчики, утюги. Хорошей мамой нашим девочкам помогут стать куклы пупсы и аксессуары по уходу - кроватка и постельное белье, полотенце для купания малыша и всякие атрибуты для прогулок. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. Д. Нужны мягкие куклы-дети, которых легко посадить, положить спать, искупать, одеть и раздеть.

Мальчики.

Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы. Мальчишки играли в «войнушку» всегда. Всегда бегали с пистолетами и кричали «бах-бах-бах». И это нормально. Мужчина - воин. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства. Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин

Завершить свое выступление я хотела бы притчей о воспитании

Притча «О воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

- Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке? Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

- Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Но если ты укроешь лозу от солнца, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

Разумное сочетание любви, ласки и строгости способствуют воспитанию нормально социализирующейся личности.

«Дитя непременно станет прекрасным и добрым, если не найдётся тот,

кто этому помешает». Герман Брох

Публикации по теме:

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи» В современных условиях умение человека осуществлять исследовательскую деятельность является важным навыком, позволяющим обществу стабильно.

Презентация «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ» Различие понятий половое и гендерное воспитание Пол  - это биологические различия между людьми, разделение на мужчин и женщин Половое воспитание.

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Консультация для младших воспитателей «Взаимодействие взрослых и детей с учетом гендерной принадлежности» Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной.

Презентация мастер-класса «Цветочные фантазии и способы их использования в условиях детского сада» Мастер-класс "Цветочные фантазии и способы их использования в условиях детского сада". Бумага-очень удивительный материал для поделок. Из.

Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Безопасный путь от дома до детского сада»Мастер-класс для родителей детей старшего дошкольного возраста «Безопасный путь от дома до детского сада» Повестка дня: Формирование гражданской ответственности у родителей по воспитанию культуры поведения у детей – пешеходов. Материалы: карта.

Мастер-класс «Влияние стиля воспитания на психическое здоровье ребенка в условиях семьи и детского сада» Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоровья ребенка.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского дома Трудовое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться. Трудовое воспитание направлено.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада»
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 22:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...

10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД