Елена Юдина
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение….….3
Глава 1. Условия формирования экологического сознания детей дошкольного возраста…. ….8
Глава 2. Средства формирования экологического сознания используемые в современных ДОУ.
2.1. Игра как средство экологического сознания дошкольников…. 15
Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, Часть 1» размещена в разделах
2.2. Развивающая экологическая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников…. 23
2.3. Труд детей в природе как средство формирования экологического сознания дошкольников…42
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Формирование экологического сознания у детей - важная проблема нашего времени. Над этой проблемой работают многие педагоги, учёные экологи.
В настоящее время учёные всего мира настойчиво предупреждают об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Всё беднее становится растительность планеты; полностью истреблены некоторые виды животных; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, моря, озёра; в окружающей среде накапливаются не разлагающиеся отходы.
Поиски путей и средств решения этой глобальной проблемы человечества объединяют сегодня представителей различных областей фундаментальных наук многих стран мира. Вновь и вновь приходится говорить о биосфере, в которой живое вещество и среда обитания связаны и взаимодействуют между собой. Сегодня от экологического невежества до преступления перед человечеством - один шаг. А формируются эти экологические невежды в семье, детском саду, школе, институте. Вот почему современные учёные исследуют проблемы экологии комплексно, изучают разные её аспекты, в том числе и педагогический.
Основная задача педагогики в области экологического образования - сформировать экологическое сознание подрастающего поколения. Главная цель формирования экологического сознания ребёнка - это воспитание правильного отношения к природе; к себе и другим людям как части природы; к вещам и материалам природного происхождения.
Необходимым условием экологического сознания является выработка отношения к окружающему миру, которое должно носить эмоционально действенный характер и выражаться в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности создать, охранять всё живое, бережно обращаться с объектами природы.
С принятием законов Российской федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
Н. Рыжова в проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» выделяет основные направления [15,19].
Воспитание любви и отношения к природе, понимания её самоценности. Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умения видеть её красоту.
Формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения).
Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения.
Формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни.
Воспитание осознанно бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира.
Формирование основ экологической культуры.
Приобщение к общественно полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями.
Формирование умений и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
Привлечение к участию в посильных действиях по сохранению и улучшению её состояния.
Воспитанием любви к природе необходимо заниматься с детства. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Именно в дошкольном детстве происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребёнка - формирование личности. В
этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Поэтому педагоги большое внимание уделяют данному возрасту и ставят перед собой задачу - формировать у детей экологическое сознание, фундамент которого составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе.
Поэтому перед педагогами ставится ещё одна задача определить, какие способы и средства наиболее эффективны при формировании экологического сознания дошкольников.
В процессе обучения и воспитания детей используются многообразные средства, они позволяют лучше усвоить знания, формируют опыт познавательной и практической деятельности. Выбор средств формирования экологического сознания дошкольников зависит от игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, от их познавательно-психических возможностей, от анатомо-физиологического развития.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Экологические игры стимулируют высокий уровень интереса и мотивации, закрепляют представления о растительном и животном мире, приучают любить и беречь природу.
Поэтому игра является предметом изучения в формировании личности дошкольника. Экологические игры стимулируют высокий уровень интереса и мотивации, закрепляют представления о растительном и животном мире, приучают любить и беречь природу. Игра всегда несёт дух непринуждённости и раскованности, благодаря чему большое количество детей вовлекается в процесс экологического образования. Поэтому игра нами будет рассмотрена как средство формирования экологического сознания дошкольников.
Ещё одним важным видом деятельности детей дошкольного возраста, который может повлиять на экологическое сознание является труд в природе. Среди видов труда, к которым приучают в детском саду, большое значение имеет выращивание растений и уход за ними; уход за животными, сбор и использование природного материала. Поэтому труд в природе мы тоже будем рассматривать как средство формирования экологического сознания дошкольников.
Особый интерес детей дошкольного возраста вызывает продуктивная деятельность, так как у детей появляются положительные эмоции от результатов собственного ручного труда. Если организовать конструирование из природного материала, или моделирование с экологической тематикой, то у ребёнка будут закрепляться, уточняться знания об объектах природы, а это важно для формирования экологического сознания.
Большое значение в формировании экологического сознания ребёнка имеет окружающая его среда. Если жизнь peбёнка будет окружена миром живой и не живой природы, если он будет находиться в постоянном общении с природой, то он лучше осознает необходимость бережного отношения к ней. Окружающая среда может включать в себя различные информационные средства : технические, художественную литературу, детские журналы, наглядные пособия, модели - и, если, данные средства будут содержать экологическую информацию, то они будут влиять на экологическое сознание дошкольников.
На этом основании в данной работе мы выделим объект и предмет исследования.
Объект нашей работы - формирование экологического сознания дошкольников.
Предмет работы - средства, используемые в дошкольном учреждении в формирования экологического сознания дошкольников :
• игровые обучающие ситуации как средство формирования экологического сознания дошкольников;
• труд в природе, как средство формирования экологического сознания дошкольников;
• продуктивная деятельность как средство формирования экологического сознания дошкольников;
• окружающая среда как средство формирования экологического сознания дошкольников.
Цель работы: показать возможности различных средств используемых в дошкольном образовательном учреждении при формировании экологического сознания дошкольников.
Задачи:
1. Рассмотреть в эколого-педагогической литературе понятие "Экологическое сознание".
2. Выявить развитие экологического сознания дошкольников на каждом возрастном этапе.
3. Рассмотреть роль игры, труда в природе, продуктивной деятельности, окружающей среды в формировании экологического сознания дошкольников.
4. Изучить особенности применения средств с экологической тематикой в разных возрастных группах.
ГЛАВА 1. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Для развития экологического сознания детей дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд педагогических условий.
А. И. Иванова в программе экологического образования дошкольников «Живая экология» выделяет следующие педагогические условия [2-12,13].
Условие 1. Формирование экологического сознания дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий. Суть теории развития понятий заключается в следующем: при усвоении экологических понятий их нельзя сообщать, как это обычно делается при усвоении отдельных фактов. Их надо именно формировать, т. е. подходить с разных сторон, вовлекать детей в активный познавательный процесс, возвращаться к одному и тому же понятию многократно и каждый раз его рассматривать под разными углами зрения. Педагог должен держать в памяти все экологические понятия и ежедневно малыми дозами наращивать их в самых разных видах деятельности. Работу по формированию экологических понятий необходимо начинать с первого года жизни. Эти знания будут непрерывно дополняться, усложняться и развиваться по мере того, как ребёнок переходит из одной группы в другую.
Условие 2. Специфика ознакомления дошкольников с природой и их экологического воспитания заключается в том, что благодаря присущему детям наглядно-образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме в виде готовых обобщений. В основе процесса познания законов природы должны лежать многочисленные наблюдения и эксперименты, которые позволяют детям, используя преимущество наглядно-образного мышления, самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, об его ответственности за всё живое на Земле.
Условие 3. Занятие в детском саду не может копировать по форме и структуре школьный урок. С детьми следует практиковать решение логических и экологических задач, проводить природоведческие праздники и конкурсы, работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а так же использовать иные формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям ребёнка и способствуют развитию его познавательных способностей.
Условие 4. В связи с тем, что объём знаний по природоведению и экологии велик, то экологическое сознание не может быть сформировано лишь на занятиях. На занятия выносятся узловые вопросы; основная же масса сведений сообщается детям в форме обычного, нерегламентированного знающего взрослого с интересующимся малышом, как это делают родители в обыденной жизни.
Условие 5. Экологическое воспитание должно вестись исподволь, легко и не заметно, не навязчиво — но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью.
Условие 6. Занятия детям должны даваться малыми дозами.
Условие 7. Большую роль в формировании экологического сознания и общей направленности Личности играет её практическая деятельность в Природе. К ним мы отнесём воспитательный процесс и процесс формирования познавательной деятельности.
Согласно программе А. И. Ивановой данные условия направлены на формирование экологических понятий дошкольников, которые определяют степень сформированности экологического сознания ребёнка.
Задачу по формированию экологического сознания можно считать выполненной, если в конце пребывания в детском саду они овладеют общими понятиями.
1. Каждый живой организм нуждается для своего существования в одновременном присутствии многих условий (в комплексе условий).
2. Нарушение хотя бы одного из них приводит к ухудшению состояния, а зачастую к гибели животных и растений.
3. У разных организмов потребность в условиях разная. По внешнему виду организма можно примерно определить, в каких условиях он нуждается; ориентиром могут служить отдельные признаки.
4. По внешнему виду и поведению знакомых объектов можно примерно определить, какое условие жизни нарушено, чего им не хватает.
5. Если человек берёт под опеку животное или растение, он несёт за него ответственность; поэтому в начале нужно узнать в каких условиях оно нуждается, а затем создать эти условия, глубоко изучив особенности данного организма по литературе и спросив у знающих людей.
6. В природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов. Таковыми они являются только по отношению к человеку. Поэтому каждый организм, каким бы вредным он ни был для нас, имеет право на существование.
7. Человек единственное существо на Земле, который обладает хорошо развитым Разумом. Благодаря разуму он является самым сильным существом, поэтому оказывает более значительное влияние на Природу, чем животные и растения. Следовательно, он несёт ответственность за создание благоприятных условий жизни не только для домашних, но и для свободно живущих организмов.
8. Последствия поступков Человека отражаются не только на ближайшем окружении, но сказываются и в масштабах Макрокосма.
На наш взгляд ещё одним важным условием формирования экологического сознания дошкольников является воспитание осознания ими себя как части живой природы. В основе такого сознания лежит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального, по выражению Л. С. Выготского сплава "интеллекта и аффекта" а они в свою очередь регулируют поведение. Интеллектуальная, эмоционально-аффективная и поведенческая сферы - это компоненты самосознания. Поэтому развитие экологического сознания связано с развитием самосознания ребёнка. От того, как ребёнок ощущает себя в окружающем мире, будет зависеть его отношение к этому миру.
Самосознание формируется в результате общения. Анализ материалов общения детей со взрослыми и сверстниками в первые семь лет жизни, свидетельствует, что в результате коммуникативной деятельности у ребёнка формируется отношение к себе, к другим людям, и поступкам.
Вступая в дошкольный возраст, ребёнок осознаёт только сам факт, что он существует, по-настоящему ничего не зная о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребёнок не учитывает своих реальных возможностей. При общении со сверстниками младшие дошкольники обнаруживают слабую заинтересованность в их личности и деятельности самих по себе, предпочитают демонстрировать свои успехи, оценка сверстников задевает их слабо.
В среднем дошкольном возрасте появляется потребность в теоретическом познании предметной деятельности. У детей появляется обострённое отношение к своим успехам, яркая аффективная окраска отличает поведение среднего дошкольника в любой ситуации, где выявляются его достижения.
Старших дошкольников больше всего волнуют вопросы личностных взаимоотношений. Собственные личностные качества выдвигаются на первый план в представлении детей о себе, а суждение о них и всех других способностях приобретает у детей наибольшую за всё предшествующее время точность и чёткость [5].
В процессе общения у ребёнка формируется познавательная активность. Особенности отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Ещё в 20-30-х годах 20-го века Жан Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребёнок чётко не дифференцирует своё "Я" и окружающий мир; субъективное и объективное; переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребёнок в процессе взаимодействия со своим
окружением; неправомерность этих обобщений обусловлена ограниченностью его практики [12].
Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму в отношении к природе. Поскольку в жизненном опыте ребёнка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых, причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми.
Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и неразличимости границы между "человеческим" и "нечеловеческим". Поскольку всё природное включается дошкольником в сферу "человеческого", то у него формируется "субъективная установка" по отношению к природным объектам, он и относится к ним как субъектам.
Вторая характерная черта мышления дошкольника - артификализм, т. е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Это выражается в просьбах детей к своим родителям достать звёздочку, или подарить лес. Поскольку в этом мире всё существует для него или для других людей, то восприятие природы дошкольником идёт сквозь призму прагматизма [1, 190-202].
Экспериментально было установлено, что характер взаимодействия дошкольников с природными объектами самое существенное влияние оказывается степенью сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребёнок ведёт себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослыми. Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т. е. уровень развития познавательной сферы, определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.
В дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной сферы. Поэтому для развития экологического сознания очень важно организовать условия, в которых ребёнок будет постоянно делать для себя открытия.
В дошкольном возрасте идёт активное формирование экологического сознания, уровень которого будет зависеть от педагогических условий, созданных в дошкольном учреждении. Данные условия должны нести экологическую направленность.
При правильной организации педагогических условий будет развиваться экологическое самосознание ребёнка, которое включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-аффективный, поведенческий. Через когнитивный компонент формируется знание о природе, через эмоционально-чувственный компонент - отношение к ней, а от степени сформированности данных компонентов будет зависеть осознанное поведение ребёнка в природе. Мы считаем, что все три компонента взаимосвязаны, но их степень влияния на сознание не одинаково. Если ведущим в развитии самосознания является эмоционально-аффективный компонент (восхищение, переживание и т. д.) - то в развитии экологического сознания ведущую роль играет когнитивный (познавательный) компонент. Но это не означает отсутствие эмоциональности. В развитии экологического сознания эмоциональность насыщает, или дополняет познавательную активность ребёнка.
Эти особенности формирования экологического сознания необходимо учитывать при работе с детьми, по ознакомлению с природой.