Светлана Никифорова
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы
Никифорова С. Н.
Актуальность проблемы формирования экологической культуры обосновывается низким уровнем сформированности экологического самосознания современного общества, отсутствием четкой позиции на природоохранную деятельность.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы» размещена в разделах
Воспитание экологической культуры детей должно производиться целенаправленно и систематически, конечной целью данного педагогического процесса является экологически воспитанная личность, поэтому основы экологической культуры личности должны начинаться закладываться уже с дошкольного возраста.
Экологическая культура личности предусматривает не только экологические знания и умения, но и экологическое сознание, гуманное отношение к природе, а также, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром.
Существующие концепции образования отмечают принципиальные направления в воспитании экологической культуры дошкольников, как становление ведущей деятельности (В. В. Давыдов, Л. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др., как внутренняя позиция ребенка (Л. И. Божович, как активная ориентировка в ситуации (П. Я. Гальперин).
Одним из методов экологического воспитания дошкольников является наблюдение за объектами природы, за происходящими в ней в разное время года изменениями. Это способствует формированию реалистического понимания явлений природы, любознательности, умения наблюдать, логически мыслить, эстетическому отношению, навыков бережного отношения к объектам природы и заботы о животных.
В дошкольном возрасте происходит формирование чувственных отношений к природе, что важно для гармонического развития личности. Поэтому Н. Н. Кондратьева [1], П. Г. Саморукова, Л. М. Маневцова [2] сходятся в точке зрения, что основы экологической культуры личности должны начинаться закладываться уже с дошкольного возраста. Воспитание экологической культуры детей должно производиться целенаправленно и систематически, конечной целью данного педагогического процесса является экологически воспитанная личность.
Проблема формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы на сегодняшний день в науке и практике остается малоизученной и неупорядоченной. Возникли в связи с этим противоречия между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью, а также возможностями формирования экологической культуры дошкольников в процессе наблюдения за объектами живой природы и степенью их теоретической обоснованности.
Список использованной литературы
1. Кондратьева, H.H. Программа экологического образования детей «Мы» / H.H. Кондратьева. - СПб. : НИИХ СПбГУ, 2006. - 104 с.
2. Мир природы и ребенок. Под ред. Л. М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : «Детство-пресс», 2003. - 319 с.
3. Молодова, А. П. Игровые экологические занятия с детьми / А. П. Моло- дова. - Минск: Асар, 2005. - 128 с.