Ирина Паушкина
Консультация «Природоохранная деятельность — важный аспект в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад с. Бакчара», Центр экологического образования
Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить
одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний.
К. Д. Ушинский
Публикация «Консультация „Природоохранная деятельность — важный аспект в воспитании экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические проблемы приковали к себе внимание всего общества. Не следует забывать, что экологическое воспитание – это, прежде всего формирование нравственной позиции человека по отношению к миру, возвращение духовности и человечности в образовательную систему. Мир природы – среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Когда мы говорим о необходимости беречь каждую ветку, каждое насекомое, каждый родник, каждый кубический метр воздуха, мы ратуем не только за охрану природы и здоровья человека, что во многом равнозначно. При этом мы осуществляем и очень важную воспитательную работу. Получив правильное экологическое воспитание в детстве, юношестве, человек в течение всей жизни гораздо бережнее относится к природе. Экологическое сознание выполняет важные функции. Просветительская функция помогает детям осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращение опасного и необратимого нарушения экологического равновесия. Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимость, существующих в мире растений и животных; делать выводы, обобщение и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней. Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у дошкольников нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения и красотой реального мира. Это побуждает детей к природоохранной деятельности. Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие экологической культуры, экологического сознания помогает детям понять и осознать к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
Эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Оптимальной формой экологического образования и воспитания дошкольников выступает проведение экологических природоохранных акций. Обязательным компонентом экологической работы является природоохранная деятельность детей. Останутся ли растения и животные Томской области для будущих поколений? Чем мы можем помочь Природе? Проведение природоохранных мероприятий стало доброй традицией. Акции – социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего, для развития у детей и взрослых экологической культуры. Природоохранные акции способствуют развитию положительного эмоционального отношения к природе, желания беречь ее и заботиться о ней. Широкий спектр компонентов акции позволяет сделать данную работу интересной и привлекательной. При этом, решение задач экологического образования невозможно без участия семьи. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на развитие у ребенка основ экологического мировоззрения. Именно партнерство с родителями мы рассматриваем как основной ресурс реализации ФГОС ДО. Родители воспитанников активно участвуют в экологических природоохранных мероприятиях. С целью формирования экологической культуры у дошкольников, развития стремления к активной деятельности по охране окружающей среды Томской области возникла необходимость создания детского природоохранного объединения «Зеленый патруль». Природоохранное объединение дошкольников «Зеленый патруль» это опыт совместной детско – взрослой деятельности по организации и использованию эколого – развивающей среды. «Зеленый патруль» ведет активную исследовательскую и природоохранную работу. Для детей «Зеленый патруль» - это увлекательная игра в «ученых», «исследователей», «защитников природы». Для взрослых участников проекта (педагогов, родителей) – это новые интересные формы взаимодействия с детьми, основанные на следующих положениях:
Общение взрослых с детьми должно быть выстроено так, чтобы малыши на живых примерах и образцах поведения активно приобретали личный опыт приобщения к основам экологической культуры;
При ознакомлении ребенка с окружающим миром с самого раннего детства следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного (неразрушающего) обращения с ними;
Каждому дошкольнику должны быть созданы условия для наиболее полного раскрытия его возрастных способностей и возможностей.
Мероприятия природоохранных акций прописаны в общем плане экологических мероприятий, включающие в себя различные виды и формы работы с детьми, педагогами и взрослыми. Особое внимание в проекте уделяется исследовательской, природоохранной деятельности. Ребята знакомятся с Красной книгой Томской области, с исчезающими и редкими растениями Бакчарского района. С каждым годом проблема мусора в Томской области, как и во всем цивилизованном мире, встает острее. В рамках дней защиты от экологической опасности организуется природоохранная акция «Сделаем вместе» по уборке мусора на территории памятника воинам Великой Отечественной войны. Девиз акции «Сделаем село Бакчар чистым». План проведения природоохранных мероприятий в детском саду ежегодно пополняется новыми акциями. С 2015 года в детском саду проводится акция «Берегите первоцветы» (апрель-май). К 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне педагоги, родители и дети приняли участие в районной акции «Посади дерево Победы». На территории детского сада посажена Аллея Победы. ДПО «Зеленый патруль» взяли шефство по уходу за растениями в сквере Воинам Великой Отечественной войны с. Бакчара. Лето было жарким и засушливым, ребята поливали саженцы молодых деревьев на участке детского сада, в сквере Победы. В 2016 году приняли активное участие в районном этапе всероссийской акции «Голубая лента» (март). Ежегодно дошкольники охотно принимают участие в экологических рейдах, десантах «Подкормите птиц», «Берегите первоцветы», «Сделаем село Бакчар чистым».
Таким образом, можно сделать вывод, что природоохранная деятельность играет огромную роль именно в экологическом воспитании ребенка. Одно из важнейших человеческих качеств, которые развивает природоохранная деятельность это формирование заботливого отношения к природе. Успех реализации любого нововведения определяется инновационным поведением, выбор которого зависит от потенциала каждого педагога. Принимая участие в природоохранных мероприятиях, дошкольники понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознают себя полноправными членами общества, защитниками природы родного края. Мы надеемся, что проводимая работа поможет заложить в детях основы потребности беречь мир, в котором они живут, и мы сумеем сохранить наш прекрасный дом, имя которому Земля.