Папки-передвижки

Тематический педсовет «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»

Наталья Амельченко
Тематический педсовет «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Тематический педсовет

Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры, повышение профессионального уровня педагогов.

Продолжительность педсовета : 1 час 45 минут.

Повестка педсовета :

1. Актуальность темы педсовета. Дидактический синквейн. Старший воспитатель.

Публикация «Тематический педсовет „Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Справка по итогам тематической проверки «Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада».

3. Презентация опыта работы «Организация эколого-развивающей среды в ДОУ».

4. Выступление из опыта работы «Экологическая тропа в детском саду».

5. Решение педагогических ситуаций.

6. Мастер-класс «Игры как средство экологического воспитания детей»

7. Подведение итогов и вынесение решения педагогического совета

Ход педсовета:

Добрый день, коллеги! Я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы поговорить об экологическом воспитании детей в детском саду, оценить и обобщить свою работу в этом направлении. Чтобы говорить об экологическом воспитании, необходимо уточнить как же мы с вами пониманием значение слова «экология»? Предлагаю составить синквейн на тему «Экология».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» и написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Дидактический синквейн

1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Экология.

2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Например: «Экология» - Загрязненная, хрупкая - Охранять, беречь - Давайте будем беречь планету – Жизнь.

Таким образом, мы выяснили, что экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

2017 год объявлен Годом экологии с целью «привлечь внимание общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности».

Педсовет тематический, по одной из годовых задач «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через воспитание любви к природе родного края». Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Таким образом, получается, что воспитание бережного и заботливого отношения к природе является одним из основных аспектов нравственного воспитания.

В нашем детском саду мы большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей, за вашими плечами, уважаемые педагоги, накопленный опыт, позволяющий высказать сегодня свои суждения по вопросу экологического воспитания детей.

Чтобы сформировать у детей потребность в общении с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, воспитать бережное отношение к окружающему, для этого нужно создать необходимые условия. На семинаре практикуме мы об этом говорили, давайте вспомним какие? (создать познавательную экосреду на территории ДОО; проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы; проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала; организовывать самостоятельные игры с природным материалом; привлекать детей к уходу за живыми объектами в уголке природы; оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов).

На занятиях и в режимных моментах вы транслируете детям не только свое отношение к природе, но и свои знания. Предлагаю вам ознакомится с итогами тематической проверки «Экологическое воспитание дошкольников в условиях детского сада».

Презентация опыта работы «Организация эколого-развивающей среды в ДОУ».

Сейчас немного отдохнём и проведём небольшую разминку «Быстрый ответ». Предлагаю вам быстро, не задумываясь ответить на вопросы.

-Зачем белке длинный пушистый хвост? ( Ответ: для «полетов» с дерева на дерево.)

-Какие камни находятся в реке? ( Ответ: мокрые.)

-Полезны ли лягушки и жабы? ( Ответ: жабы поедают вредителей садов и огородов.)

-Зачем рыбам нужен хвост? ( Ответ: чтобы плавать.)

-Какая птица не высиживает яиц? ( Ответ: кукушка.)

-Кого считают предком собаки? ( Ответ: предками домашней собаки считают волка или обыкновенного шакала.)

-Назовите животных, впадающих в спячку зимой? ( Ответ: еж, медведь, барсук, бурундук, ехидна.)

-Что такое Красная книга? ( Ответ: список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.)

-Что в огне не горит, в воде не тонет? ( Ответ: лед.)

-Какой спортивный инвентарь нужен для катания на льду? ( Ответ: коньки.)

-Как называется игра со снегом? ( Ответ: снежки.)

-Как называется отпечаток ноги на снегу? ( Ответ: след.)

-Как зовут девочку из снега – героиню русской сказки? ( Ответ: Снегурочка.)

-Сильный ветер со снегом – это? ( Ответ: метель.)

-Как называется самый короткий месяц? ( Ответ: февраль.)

-Как называется дубовый лес? ( Ответ: дубрава.)

-Что делает ветер? ( Ответ: воет, дует, срывает листья.)

Продолжаем наш педсовет, предлагаю послушать выступление из опыта работы «Экологическая тропа в детском саду».

Работа в мини-группах. Обсуждение экологических педагогических ситуаций. Педагоги зачитывают описанную ситуацию и отвечают на вопросы.

Ситуация 1. Дети вместе с воспитателем ухаживали за яблоней на своем участке. Они поливали дерево, рыхлили землю, удобряли, наблюдали за яблоком, которое с каждым днем поспевало и наливалось. Но однажды дети пришли посмотреть на яблоню и увидели, что листья сорваны, некоторые ветки поломаны, а от яблока остался лишь огрызок на земле. Воспитатель знал, кто это сделал.

Вопрос: Как должен поступить в этой ситуации воспитатель?

Ситуация 2. Воспитатель старшей группы спрашивает у воспитанников, что интересного в окружающей природе они видели по дороге в детский сад или возвращаясь из него.

– Когда я вышел, – говорит мальчик, – видел солнце. Оно большое, красное. Я теперь знаю, какое солнце нужно рисовать.

– А я видела красивые деревья, на них иней.

– Я видел, как переливаются на солнце сосульки, как блестит снег на солнце. Если присмотреться, снег голубоватого цвета, и в тени это заметнее.

– Я видела, как кружились и падали пушистые хлопья снега, – говорит Лена.

– Молодец, Леночка, – сказала воспитатель, – красиво рассказала. Почти как в стихотворении, помните?

Белый снег пушится,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Дети повторяют строки и вспоминают, что и они видели, как снег падает, кружится. Они говорят, что это очень красиво.

Вопросы: Зачем воспитатель просила детей рассказать, что интересного они видели по дороге в детский сад? В чем проявилась у детей любовь к природе?

Ситуация 3. Утром, придя в детский сад, Ира первая заметила цветок настурции, подбежала к окну, захлопнула в ладоши, закричала:

-Дина Давыдовна, ой какой! Какой красивенький,- наклонилась, осторожно погладила листок рядом с цветками, позвала свою подружку Лену. Подбежали и другие дети. Некоторые улыбались цветку, пытались его понюхать, другие стояли молча и смотрели на это «чудо».

Перед завтраком воспитательница собрала всех детей, чтобы еще раз посмотреть, какой расцвел цветок.

-Красивый, желтый с красным. Совсем такой, как на картинке.

Снова показала детям картинку, которую они рассматривали перед посевом. Дети обрадовались знакомой иллюстрации и с интересом сверяли ее глазами с натурой.

- Он пахнет хорошо,- продолжала воспитательница. - Когда много расцветет, понюхаем, а сейчас не надо, один сломать можно. - Показала детям бутон:

-Из него скоро такой же цветок расцветет, надо поливать настурцию, руками не трогать и не рвать.

Так, в течение всего времени цветения никто не сорвал ни одного лепестка, в первую очередь дети стремились полить настурцию.

Вопросы: Какие чувства возникли у детей в результате наблюдения за цветущей настурцией?

Чем можно объяснить бережное отношение детей к растению?

Ситуация 4. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

— Почему ты меня не слушаешь? — спросила Ира и вырвала руку.

— Это еще что за капризы! — вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила:

— Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.

Вопрос: Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

Ситуация 5. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации - «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»

Вопросы: Назовите ошибки воспитателя? Как бы вы поступили в данной ситуации?

Анализируя педагогические ситуации мы делаем вывод, что экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе ДОУ и для повышения эффективности экологического воспитания мы с вами применяем разнообразные методы и формы работы. Одним из действенных методов по формированию экологических знаний у дошкольников являются экологические игры, способствующие не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формирующие навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Мастер-класс «Игры как средство экологического воспитания детей».

Работа с раздаточным материалом.

А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу по экологическому воспитанию : что уже сделано, а что только планируется. Возьмите ручку красного и синего цветов. Ознакомьтесь с утверждениями. Если вы делаете то, о чем идет речь, рисуйте круг красного цвета, если нет – синего.

Утверждения:

-Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.

-Периодически организую экскурсии с детьми в лес, на пруд и т. п.

-Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.

-Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

-Провожу экологические акции с детьми и родителями.

-На нашем участке есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.

-В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.

-Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.

-Дети моей группы знают стихи о природе.

-В группе есть плакаты, альбомы, дидактический материал по теме экологического воспитания детей, которые сделала я сама, а также с детьми и родителями.

-Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.

-Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.

-По возможности участвую с воспитанниками в конкурсах различного уровня.

Рефлексия. Для закрепления предлагаю вам для синквейна слово «Педсовет»

Подводя итог педсовета хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями. На этом наша экологическая гостиная подошла к концу.

Решения педагогического совета:

1. Продолжать работу по экологическому воспитанию детей : развивать экологическую культуру, прививать любовь и бережное отношение к природе, формировать познавательный интерес к миру животных и растений.

Срок исполнения: постоянно. Ответственные: педагоги.

2. Продолжать регулярно использовать элементарные опыты и эксперименты в природе для развития познавательной деятельности дошкольников.

Срок исполнения: постоянно. Ответственные: педагоги.

3. Создать на территории детского сада экологическую тропу и разработать маршруты для всех возрастных групп.

Срок исполнения: до конца учебного года.

4. Обобщить опыт работы детского сада по экологическому воспитанию дошкольников на районном семинаре для воспитателей.

Срок исполнения: ноябрь. Ответственные: старший воспитатель, воспитатели.

Публикации по теме:

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста». Слайд 1 Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида Сообщение на педсовете: Формирование экологической.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Консультация для родителей «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Дерево, трава, цветок и птица, Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они, На планете останемся мы одни. Д. Родович Жизненный.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематический педсовет «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 декабря 2017 в 15:16
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематический педсовет «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Амельченко (УИ 96597) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД