Папки-передвижки

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе

Лейсан
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе

Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные сведения об экологии дети усваивают не вербальным, а наглядным методом. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

Существует три уровня ознакомления дошкольников с природой.

Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» размещена в разделах

Первый – самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями.

Второй – подразумевает ознакомление детей с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – следственных связей, действующих в природе. Как и первый, второй уровень не теряет своего значения. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.

Третий уровень – все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания.

Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий:

1. Накопление у детей достаточного объема знаний о природе.

2. Появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению.

Непременным условием успешного осуществления экологического воспитания и образования является правильная постановка работы по ознакомлению с природой и формированию естественно – научных представлений.

Экологическое воспитание рассматривается как высшая форма ознакомления с природой. Ведущим принципом является научность. Детям необходимо давать только правильные знания.

Ведущими методами экологического образования являются наблюдения, эксперименты и собственно продуктивная деятельность в природе.

Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.

Что же такое экология? Что она изучает? Воздух, вода и вся другая неживая природа, называется окружающей средой. Экологические системы везде свои – в лесу, в озере, в океане. Взаимодействие растений, животных и окружающей среды изучает наука экология.

Задачи экологии :

1. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе; способствовать формированию понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Ф. Тютчев писал: «А ведь в природе, как и в человеке, есть душа, в ней свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».

2. Развивать у детей эмоционально – положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм; знакомить с флорой и фауной Республики Татарстан.

3. Формировать у детей элементарное представление о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.

4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.

Какие формы и методы используются в работе экологического воспитания? Это игры, беседы, экскурсии в парк, в краеведческий музей, игры – сказки, инсценирование, праздники, наблюдения на прогулках, в утренние приемы, в вечернее время. В образовательных областях проводятся викторины. В группе есть мини – лаборатория, включающая в себя: лупы, пробирки, песок, полезные ископаемые и т. д.

Концепция нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). Беседы познавательно – эвристического характера, экологические тесты и задачи, аудиозаписи.

По мере возможности от темы, в занятия включаются коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения «Цветок», «Медвежата», «Северный полюс» и многие другие.

Немаловажную роль в формировании экологической культуры играют театрализованные игры и строительные игры. По тематическому содержанию игры делятся на темы «Живая природа» и «Неживая природа». Используются пословицы о лесе «В лес не съездишь, так и дома замерзнешь», «Леса от ветра защищают, урожаю помогают», пальчиковые игры.

Заключение

Концепция экологической культуры следующая : формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы; дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу. Хочется еще раз вспомнить высказывания Я. А. Коменского «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане».

Особое внимание уделяется совместной деятельности взрослого и ребенка.

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологической культуры. Педагог, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.

Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Характерными особенностями совместной деятельности являются:

Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

Я организую свою деятельность так, чтобы реализовать ее мотив – воспитание у дошкольников экологической культурыи достигаю поставленных задач:

Личный пример взаимодействия человека с природой, гуманное к нему отношение;

Демонстрация способов общения с объектами природы;

Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями;

Умение слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;

Развитие наблюдательности, формирование причинно – следственных связей в природе.

Экологическое воспитание дошкольников согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируется на обще гуманные ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном возрасте фундамент личностной культуры базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

Публикации по теме:

Формирование позитивных установок к труду у детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру профессий родителей В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе
Опубликовано: 18 октября 2017 в 20:26
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД