Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы

Ирина Кондрашова
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы

Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы - экологическое воспитание дошкольников.

Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную картину мира, представления о взаимоотношении в этом мире?

Мы считаем, что сначала необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.

В связи с этим целью нашей работы с детьми дошкольного возраста является воспитание правильного отношения к самой природе, к людям, охраняющим её, формирование отношения к себе как части природы.

Реализация программы "От рождения до школы" предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производилась нами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводилась в ходе наблюдений за деятельностью детей в природе в спонтанной и совместной деятельности взрослого и ребёнка. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе проектной и экспериментальной деятельности. В ходе наблюдений мы выявили, что есть дети, с которыми необходимо проводить дополнительную работу по формированию экологической культуры. Эту работу было решено проводить вне специально организованной образовательной деятельности, то есть в совместной со взрослым, а также в самостоятельной деятельности детей.

Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строим следующим образом:

1) Материал даём не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.

2) Создаём ситуацию успеха для каждого ребёнка, используя дифференцированное задание с учётом их индивидуальных особенностей.

Наибольшее применение в нашей работе находит проектная деятельность:

Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.

Экологическте проекты это для детей увлекательная игра в "учёных", "исследователей", "защитников природы".

Все экологические проекты, разработанные нами, объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы

Совместная деятельность взрослого и детей:

- экологическая лаборатория;

- наблюдение в уголке природы, на прогулке;

- экскурсии (целевые прогулки) в природу;

- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя;

- викторины, интеллектуальные игры;

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- ведение календарей природы, дневников наблюдений;

- экологические праздники и развлечения.

Самостоятельная деятельность детей:

- игровая деятельность;

- экспериментирование;

- уход за растениями уголка природы;

- изготовление поделок из природного материала;

- театрализованная деятельность.

Деятельность детей на участке детского сада:

- экологическя тропа;

- цветники.

Отдых и труд среди растений, безусловно, улучшает здоровье, и психическое состояние ребёнка, приближая его к природе.

Развивающая предметно - пространственная среда:

Грамотная организация предметно - пространственной среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребёнка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней, и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.

В группе проводится большая работа по экологическому воспитанию, имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, таблицы для образовательной деятельности, множество дидактических и настольно - печатных игр природоведческого содержания, литература о природе, оборудование для экспериментально - исследователькой деятельности, собрана коллекция семян, гербариев.

Работа с родителями:

Экологическое воспитание невозможно без участия родителей. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки - передвижки с консультациями по теметике экологического воспитания дошкольников. С этой целью проводятся родительские собрания, посвящённые экологической тематике, анкетирование, беседы - это способствует повышению экологической культуры родителей.

Вывод. В конце года, в рамках педагогической диагностики мы выявили, что интеграция различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет ребёнку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения. Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход.

Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно - гуманное отношение к величайшей ценности - жизни.

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста Отчет по плану самообразования «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Никифорова С. Н. Актуальность.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Краткое описание системы работы «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» Краткое описание системы работы «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Экологическое воспитание младших.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы
Опубликовано: 12 августа 2017 в 17:12
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День здоровья глаз на МААМ

Недаром говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – зрение играет огромную, решающую роль в развитии каждого человека. При помощи зрения осуществляется 90 процентов восприятия окружающего...

27 февраля. Международный день полярного медведя

Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Эскимосы зовут его «нанук», поморы — «ошкуй», а чукчи называют именем, хорошо известным нам по мультфильму — умка. Этот зверь умеет выживать в...

Детский мастер-класс по изготовлению открытки «Широкая масленица»
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию мастер класс от моих воспитанников. Для работы нам понадобилось:для открытки-полоска из двустороннего...
Фотоотчет о празднике «Масленица»
Сегодня в "Детствограде" праздник - Масленица! Праздник - дружный, шумный, вкусный! Собрались все ребята на площадке, нарядные, веселые и добрые!...
Фотоотчёт «Знакомим детей младшего дошкольного возраста с буквой Т»
Фотоотчёт "Как мы знакомимся с буквой Т" На этой неделе мы познакомились с буквой Т. Искали и выделяли букву Т в ряду других букв....