Ирина Кондрашова
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры, что влияет на развитие их нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.
Проживая в непосредственной близости от природы, для себя мы определили приоритетное направление работы - экологическое воспитание дошкольников.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы» размещена в разделах
Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне современную картину мира, представления о взаимоотношении в этом мире?
Мы считаем, что сначала необходимо просветить ребёнка, дать ему минимальные знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.
В связи с этим целью нашей работы с детьми дошкольного возраста является воспитание правильного отношения к самой природе, к людям, охраняющим её, формирование отношения к себе как части природы.
Реализация программы "От рождения до школы" предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производилась нами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводилась в ходе наблюдений за деятельностью детей в природе в спонтанной и совместной деятельности взрослого и ребёнка. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе проектной и экспериментальной деятельности. В ходе наблюдений мы выявили, что есть дети, с которыми необходимо проводить дополнительную работу по формированию экологической культуры. Эту работу было решено проводить вне специально организованной образовательной деятельности, то есть в совместной со взрослым, а также в самостоятельной деятельности детей.
Самым приемлемым методом работы является проектная, экспериментальная деятельность, поскольку она представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.
Работу по формированию экологической культуры у дошкольников строим следующим образом:
1) Материал даём не в виде готовых знаний, а в виде проблем, проведение экспериментов, побуждающих к самостоятельному поиску.
2) Создаём ситуацию успеха для каждого ребёнка, используя дифференцированное задание с учётом их индивидуальных особенностей.
Наибольшее применение в нашей работе находит проектная деятельность:
Проектирование является одним из средств социального, интеллектуального и творческого саморазвития всех субъектов образования, и детей, и взрослых. Взаимодействие детей и взрослых в проектной деятельности, открывает возможности формирования собственного опыта и способствует развитию творческой личности ребёнка.
Экологическте проекты это для детей увлекательная игра в "учёных", "исследователей", "защитников природы".
Все экологические проекты, разработанные нами, объединены одной общей целью: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Совместная деятельность взрослого и детей:
- экологическая лаборатория;
- наблюдение в уголке природы, на прогулке;
- экскурсии (целевые прогулки) в природу;
- чтение художественной литературы, рассказ воспитателя;
- викторины, интеллектуальные игры;
- опыты, поисковая деятельность;
- труд в уголке природы и на участке;
- ведение календарей природы, дневников наблюдений;
- экологические праздники и развлечения.
Самостоятельная деятельность детей:
- игровая деятельность;
- экспериментирование;
- уход за растениями уголка природы;
- изготовление поделок из природного материала;
- театрализованная деятельность.
Деятельность детей на участке детского сада:
- экологическя тропа;
- цветники.
Отдых и труд среди растений, безусловно, улучшает здоровье, и психическое состояние ребёнка, приближая его к природе.
Развивающая предметно - пространственная среда:
Грамотная организация предметно - пространственной среды экологического содержания обеспечивает становление у каждого ребёнка потребности во взаимодействии, общении с предметами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней, и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
В группе проводится большая работа по экологическому воспитанию, имеются многочисленные дидактические пособия, схемы, таблицы для образовательной деятельности, множество дидактических и настольно - печатных игр природоведческого содержания, литература о природе, оборудование для экспериментально - исследователькой деятельности, собрана коллекция семян, гербариев.
Работа с родителями:
Экологическое воспитание невозможно без участия родителей. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки - передвижки с консультациями по теметике экологического воспитания дошкольников. С этой целью проводятся родительские собрания, посвящённые экологической тематике, анкетирование, беседы - это способствует повышению экологической культуры родителей.
Вывод. В конце года, в рамках педагогической диагностики мы выявили, что интеграция различных видов детской деятельности в процессе воспитания основ экологической культуры позволяет ребёнку реализовать свои творческие способности, в интересной, игровой форме обогащать словарь, развивать интерес и активность в познании природного окружения. Залогом успеха в экологическом воспитании дошкольников является системный и творческий подход.
Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно - гуманное отношение к величайшей ценности - жизни.