Папки-передвижки

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира

Наталия Корнеева
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-

детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»

города Асино Томской области

Выступление на педагогическом совете по теме

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средством исследования окружающего мира

Воспитатель:

Корнеева Наталия Александровна

2017 учебный год.

Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира» размещена в разделах

Тема: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средством исследования окружающего мира.

Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

• Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

• Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

• Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

• Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

• Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

• Воспитание правильного поведения в природе.

Предполагаемый результат: Дети должны получить первичные представления о природе, многообразии животного и растительного мира иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы, осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями, животными. Активизировать работу в уголке природы.

При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:

• Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

• Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.

Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».

Принцип индивидуализации: каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;

Принцип дифференциации и интеграции: единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.

Принцип развивающего обучения: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;

• Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности.

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Все эти приемы и методы, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.

Так же в работе с детьми использую разнообразные формы :

-Практическая совместная деятельность детей и педагога- в утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая приобретает разную форму и организацию.

Правильное общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. При общении я нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия:

-Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада протяжении учебного года. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Провожу наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Знакомлю детей с растениями, животными с птицами, насекомыми и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Наблюдая за окружающей природой дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.

Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения знаний Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); и др. Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Сюжетно – ролевая игра - «У врача».

Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог

Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.

На протяжении всего периода работы с детьми по данной теме организовывалась работа с родителями, С родителями. проводились совместные экологические акции : «Лучшая поделка из природного материала», «кормушка для птиц», консультации для родителей по экологии.

Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Дети, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты.

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

Дети научились понимать, что природа – это наш общий дом, закрепили знания о диких животных, птицах; научились классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Во время наших мероприятий ребёнка окружали интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы.

На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы

Вывод

Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр 1. Уважаемые коллеги вашему вниманию представляется презентация опыта работы воспитателя Муниципального бюджетного дошкольного образовательного.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособийФормирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством использования интегрированных пособий Мы все знаем, что сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Нельзя.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста .

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе наблюдения за объектами живой природы Никифорова С. Н. Актуальность.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Краткое описание системы работы «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» Краткое описание системы работы «Формирование экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста». Экологическое воспитание младших.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством развития экспериментально поисковой деятельно Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем сегодняшнего общества. Мы любим все красивое, ведь "Красота.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
Опубликовано: 28 мая 2017 в 16:19
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Корнеева (УИ 515842) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД