Галина Кошкина
Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде. В мире природы экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность дошкольников в природном окружении. Экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов в экосистемах, их взаимное влияние друг на друга
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
С помощью экологической тропинки можно грамотно использовать земельный участок детского сада в экологическом образовании детей.
Исследователи указывают, что факты проявления логического мышления у дошкольников, как правило возникают при условии реального знакомства ребёнка с теми связями и отношениями явлений, которые становятся предметом.
В. А. Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир так, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».
Целью работы с детьми является сформированность у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработывает навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Отсюда следуют задачи
- Развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы.
- Формировать обобщённые представления о признаках природных и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;
- Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому (растениям и животным).
- Активизировать участие родителей в экологическом воспитании ребенка
- Развивать эстетическое восприятие природных явлений. Для этого должна быть сформирована модель эколого– развивающей седы. В нашем детском саду экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы. Экологическая тропа имеет разнообразные видовые точки: огород, «Золотой луг», муравейник, сад, птичий столбик, мини лес смешанный, цветник, лиственные деревья, хвойные деревья, альпийская горка, водоём, зелёная аптека.
Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ, где экологическая тропа способствует возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка и исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность. При работе по экологической тропе существуют формы работы с детьми
Экологические игры, конкурсы, викторины, праздники, познавательные занятия, экологические викторины, «Как мы можем помочь птицам зимой», «Что растёт в лесу», развлечения «День Нептуна», «Как звери готовятся к зиме», «Праздник берёзки» «Синичкин день». Также используются методы, приёмы, технологии которые применяю при работе это: экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, игры с правилами, опыты, проблемные вопросы, слушание, исполнение, импровизация, музыкально- дидактические игры, дидактические игры, театральное представление, беседы, чтение литературы, объяснения, обсуждение, словесные инструкции, релаксация. Вся эта работа должна подкреплять и систематизироваться не только воспитателем но и взаимодействием с родителями. Участие мамы или папы позволяет закрепить и обогатить знания детей. Формы и методы взаимодействия с родителями: Консультации; конкурсы; благоустройство экологической тропы; наглядная информация. При помощи таких форм мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей. Исходя из наших наблюдений, активность родителей возросла. Так же результаты нашей работы показали, что включение родителей в процесс развития ребёнка, их взаимодействие с воспитателем и заинтересованность в качестве, полноценности этого взаимодействия необходимы для развития и воспитания их собственного ребёнка. Взаимодействие с педагогами: консультации, педсоветы, практикумы, семинары, открытые просмотры, акции, досуги, РМО, развивающая среда способствующая формированию осознанного отношения к природе На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы: в результате проделанной работы мы увидели, что дети с удовольствием познают мир природы, находят отношения между взаимосвязями живой и неживой природы, а это повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста; улучшилось состояние психического здоровья детей : взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей; повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.