Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста

Лилия Матвеевская
Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста

Матвеевская Л. М.

Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал

у детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: в статье автором раскрыта методика формирования первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста. На основе диагностики уровня сформированности первоначальных экологических знаний об озере Байкал у старших дошкольников автором предложена парциальная программа по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Ключевые слова: экологические знания, экологическая культура, старшие дошкольники, ФГОС дошкольного образования

Последние десятилетия прошедшего века — время развития двух параллельных процессов: усугубления экологических проблем нашей планеты и их осмысления человечеством. В России в этот период происходило становление системы непрерывного экологического образования, формировалась концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Следовательно, уже в период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (Э. И. Залкинд, Л. Ф. Захаревич, Е. И. Золотовой, JI.C. Игнаткиной, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, И. А. Хайдуровой и др.)

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно формировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. При этом ориентировочную основу осознанной природоохранной деятельности и положительного отношения детей к окружающей их природе составляют экологические знания.

Для выявления уровня сформированности первоначальных экологических знаний об озере Байкал у старших дошкольников нами проведена опытно-экспериментальная работа на базе МАДОУ детский сад «Тополек» г. Бабушкин МО «Кабанский район» Республики Бурятия. Необходимым моментом в нашей работе являлась разработка критериев и показателей уровня сформированности знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста. В работе использовались критерии оценки знаний, выделенные В. И. Логиновой, которые включают познавательный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты.

На основе выделенных критериев были определены следующие уровни знаний детей об озере Байкал:

0 уровень – отказ или ответы детей не по существу;

1 уровень – дети называют 1-2 вида обитателей озера, раскрывают их строение;

2 уровень – дети называют 2-3 вида обитателей Байкала, раскрывают их строение, выделяют особенности строения, но не обосновывают эти особенности существенными зависимостями;

3 уровень – дети называют 4-5 видов обитателей озера, раскрывают их строение, особенности строения, обосновывают особенности строения условиями водной среды обитания;

4 уровень – дети называют 6-8 видов обитателей озера Байкал, раскрывают строение, особенности строения, обосновывают особенности строения нескольких классов животных существенными зависимостями, устанавливают полные цепи питания между организмами.

Выявление знаний об озере Байкал у старших дошкольников включает четыре серии заданий.

I серия была направлена на определение у детей географических знаний об озере Байкал, знаний типичных представителей озера. Вопросы задавались как без использования наглядности, так и с опорой на соответствующие вопросу картинки, модели рыб.

Вопросы II серии заданий были направлены на выявление у старших дошкольников знаний об особенностях строения животных Байкала. В задании использовались модели существенных признаков рыб и птиц.

В III серии заданий ставилась задача выявить знания детей о существенной зависимости живых организмов от среды обитания.

IVсерия заданий предусматривала выявление у детей знаний о взаимосвязи живых организмов Байкала.

Полученные данные свидетельствуют, что у многих детей старшего дошкольного возраста отсутствуют адекватные знания об обитателях Байкала, их общих и дифференцированных потребностях, взаимосвязи живых организмов озера Байкал.

Подавляющее большинство дошкольников (50%) овладевают лишь первым уровнем знаний о живом мире озера Байкал, знания у детей фрагментарны, несущественны, содержательно не обобщены. Лишь единицы демонстрируют начало перехода от I уровня знаний ко II уровню, выделяя особенности строения животных, но не обосновывают эти особенности существенными зависимостями от среды обитания (30%). Третий и четвертый уровни знаний об обитателях Байкала в ответах всех серий не зафиксированы.

Для выявления уровня эмоционально-ценностного отношения к природной среде озера Байкал, нами использован метод наблюдения и проведен анализ продуктивной деятельности дошкольников. В рамках акции «Сохраним Байкал» была организован конкурс детских рисунков. Анализ продуктивной деятельности показал, что практически все работы имеют положительный эмоциональный фон, что выражается в использовании ярких оттенков. Рисунки отличаются полнотой, завершенностью, выраженным сюжетом.

В ходе исследования эмоционально-ценностного отношения к природной среде получены следующие результаты: в экспериментальной группе нет детей с высоким уровнем эмоционально-ценностного отношения к природной среде, к среднему уровню относится одинаковое количество детей экспериментальной группе и контрольной группе (по 5 детей соответственно – 62,5%). На низком уровне в экспертной группе 37, 5% детей, что выше, чем в контрольной группе.

По третьему критерию – поведенческому, исследование проводилось с помощью метода наблюдения и метода проблемных ситуаций. Наблюдение проводилось в естественных условиях т. к. географическое расположение города на берегу Байкала позволяет осуществлять совместную деятельность на природе. В ходе наблюдения мы выявили, что не все дети соблюдает экологические обычаи и традиции, такие как не сорить, не рвать цветы, не ломать деревья, не осквернять воду. Но при том понимают, что нужно бережно относится к природе родного края. Дети с удовольствием принимали участие в уборке мусора на берегу; анализируют поступки людей в природе с точки зрения природоохранных действий.

Таким образом, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что у детей не сформированы первоначальные экологические знания об озере Байкал, носят поверхностный характер. Дети имеют слабое представление о растительном и животном мире, при выполнении заданий допускают ошибки, не всегда могут объяснить связи взаимодействия человека с природой. Нуждаются в дополнительных инструкциях в практической деятельности. В этой связи, количественно-качественный анализ констатирующего эксперимента позволили перейти к разработке парциальной программы «У Байкала мы живём»

Парциальная программа экологического воспитания «У Байкала мы живем» разработана на основе УМК «Байкальский сундучок», соответствует ФГОС дошкольного образования и охватывает 5 направлений развития и носит интегративный характер:

1. Физкультурно-оздоровительное

2. Эколого-познавательное

3. Эколого-речевое

4. Эколого - социально-коммуникативное

5. Эколого - художественно-эстетическое

Каждое направление реализуется посредством мини-проектов и творческих заданий.

Содержание программы включает 3 раздела. В каждом разделе имеется интерактивная часть «Думаем, экспериментируем, творим!»:

1 раздел: «Байкал-чудо природы». Раздел включает общие сведения о Байкале, его происхождение, возраст. Знакомит детей с Байкальской водой и ветрами Байкала.

Интерактивная часть включает игры с байкальским песком, водой и природным материалом родного края.

2 раздел: Над водой и под водой» знакомит детей с флорой и фауной Байкала. Особое внимание уделено эндемику Байкала - байкальской нерпе «Баргуше». Интерактивная часть включает загадки, творческие задания, наблюдение, продуктивные виды деятельности.

3 раздел «Человек и Байкал» рассказывает о роли человека и его деятельности на Байкале, знакомит с жителями байкальской страны, с обычаями традициями народов, живущих вокруг Байкала

Интерактивная часть включает исследовательские проекты, творческие задания, работу с картой.

Для реализации экспериментальной программы экологических знаний об озере Байкал была создана развивающая экологическая среда группы детского сада, которая включает:

- экологическую лабораторию для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность;

- зеленая зона или зона релаксации уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом, альпийской горкой, фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями;

- книжная или библиотечная зона, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей (УМК «Байкальский сундучок», легенды, сказки, стихи, загадки о Байкале ; периодические издания; сказочные персонажи; наглядный материал (видеофильмы «Заповедное ожерелье Байкала», «Колодец планеты», «Времена года на Байкале», слайды о природе Байкала, альбомы, открытки, карты, энциклопедия «Нерпа – чудо Байкала», «Эндемики Байкала», комплект журналов «Сибирячок»); макет озера Байкал, модели обитателей Байкала, дидактические игры.

В работе с дошкольниками по формированию экологических знаний использовался интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, а также исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, игры, литературы, моделирования, просмотра видеофильмов, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

На заключительном этапе усвоения программы был проведен флэш-моб «Мы - дети Байкала и экологическая акция «Каждая капля имеет значение – озеро Байкал». Таким образом, целенаправленная работа по формированию первоначальных экологических знаний у старших дошкольников обеспечили зарождение у дошкольников осознанных, более устойчивых познавательных интересов и отношений к природе озера Байкал.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.:ТЦ Сфера, 2014.-96 с.

2. Байкальский сундучок: Учебное пособие/В. Бабиков, Н. Дагбаева, А. Кушнарева, Э. Нархинова, З. Пазникова, М. Портнягина, Н. Содномова, З. Чимбеева; в авторской редакции. - из-во БГУ, г. Улан-Удэ. 2012.

3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013.-464 с.

4. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

Публикации по теме:

Формирование первоначальных навыков безопасного поведения на дороге у детей младшего дошкольного возраста «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н. А. Осторовский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые.

Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Моделирование как средство формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Новые федеральные государственные.

Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через формирование знаний об истории государства, ознакомление с.

Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Буквоед на Дне знаний» Развлечение для детей среднего и старшего дошкольного возраста «Буквоед на Дне знаний» Цель и задачи: показать детям общественную значимость.

Деятельность педагога по формированию у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о некоторых видах спорта Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы 1. Анализ недостатков в результатах, в основном.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями Грисюк Н. А. Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» 1. Введение 1.1.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Поход на Байкал» Образовательная деятельность с детьми «Поход на Байкал» Цель: Закреплять полученные знания детей о родном крае, знания о правилах поведения.

Проект «Формирование знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Информационная карта проекта Полное название проекта «Формирование знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста» Специализация.

Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о солнце как источнике тепла Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребёнка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 октября 2016 в 12:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о беседе «20 января 1921 г. образование Республики Дагестан»
Цель: Привить детям чувство любви к родному краю; воспитание патриотизма. Пробудить интерес к истории родного края. Приобщать детей к прекрасному, к...
Стенгазета «Счастье-это…» в старшей группе
Простая истина — счастье внутри нас, иногда забывается и теряется в суете наших будней. А ведь смысл счастья — в моменте, умении ухватить его в суете и...
Итоговая контрольная работа «Встречи со знаменитыми композиторами — И. С. Бах» в 4...
1 четверть Ответь на вопро сы: 1. Назови годы жизни и смерти композитора________________________________ 2. В каких жанрах работал И. -С. Бах?...
Лэпбук «В ожидании Нового Года»
В ожидании новогодних утренников все активно готовятся к праздникам. Поэтому, моя задача, не нагружать детей новыми знаниями, а закреплять то, чему уже...
Мастер-класс «Вязаное печенье «Орео» для сюжетно-ролевых игр
Мастер-класс «Вязаное печенье «Орео» для сюжетно - ролевых игр. Наталья Пугач Здравствуйте, уважаемые коллеги. Успешность сюжетно-ролевой игры, зависит от...