Папки-передвижки

Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями

Надежда Алексеевна Грисюк
Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями

Грисюк Н. А.

Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями»

1. Введение

1.1. Актуальность

Публикация «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» размещена в разделах

Актуальность проблемы обусловлена кризисным состоянием природы и снижением ценностных ориентиров в обществе. Мы живем в эпоху контрастов. С одной стороны – мощное развитие техники и промышленности, ведущее к росту благосостояния и достижению высокого уровня цивилизации. С другой загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и даже вымирание некоторых видов животных и растений.

Современная экологическая ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех областей знаний, всех сфер человеческой деятельности. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно поэтому актуальна проблема непрерывного экологического образования и воспитания, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении в дошкольном учреждении можно с момента прихода детей в ясельную группу. Главным обстоятельством, обеспечивающий успех этой работы, является понимание психофизиологических особенностей детей этого возраста.

Двух - трехлетние малыши доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. Они эмоционально реагируют на добрый, неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия. Их непроизвольное и непродолжительное внимание легко сосредоточить любой новизной.

Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участия в деятельности по созданию для них нужных условий.

Актуальной задачей нашей работы в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста является поиск эффективных средств для формирования экологических знаний в процессе ухода за комнатными растениями. Таким образом, можно сделать вывод, умение ухаживать за комнатными растениями является одним из показателей экологических знаний младших дошкольников. Приобщая ребенка к миру комнатных растений, он постигает тайны жизни и узнает новые формы ее проявления. Научившись понимать состояние растения, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, очищая цветы от пыли сначала вместе с взрослым, а затем и самостоятельно, ребенок научится ухаживать за своими «зелеными друзьями».

В группе для этого созданы условия, способствующие развитию умений и навыков по уходу за комнатными растениями :

- организация предметно-развивающей среды - уголка природы, наполнение комнатными растениями, с которыми ребенок знакомится в 1 младшей группе, дают возможность получить экологические знания в процессе ухода за ними;

- насыщение дидактическими играми, настольно-печатными играми по ознакомлению детей с комнатными растениями и уходу за ними. В блоке совместной деятельности педагога с детьми происходит закрепление тех умений, которыми он овладел ранее;

- использование приемов, вызывающих положительные эмоции малышей;

- совместная деятельность педагога и родителей. Совместными усилиями взрослые помогут в овладении детьми экологических знаний о растениях, уходе за ними.

1.2. Анализ ситуации

Работа по формированию экологических знаний младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями решается через организацию предметно-развивающей среды и ведется совместно с сотрудниками детского сада, родителями младших дошкольников.

Группу «Полянка» посещают 23 ребенка.

Для организации совместной деятельности педагога с детьми имеется уголок природы с необходимым набором комнатных растений, с которыми знакомят детей 1 младшей группы : бегония, фикус, хлорофитум, бальзамин,

кливия, набор дидактических и настольно-печатных игр по формированию экологических знаний и ухода за ними.

В родительском уголке систематически помещается и обновляется наглядно-агитационный материал по вопросам формирования экологических знаний в процессе ухода за комнатными растениями, функционирует библиотека для взрослых.

1.3. Проблема

У детей недостаточный уровень формирования экологических знаний о комнатных растениях. Наблюдается, что дети 1 младшей группы не владеют знаниями в различении и назывании комнатных растений, а также не знают и не владеют способами ухода за ними.

Недостаточный уровень знаний о комнатных растениях и способах ухода за ними затрудняет процесс формирования экологических знаний

2. Основная часть

2.1. Цель проекта:

Создание педагогической ситуации, в процессе которой будет происходить повышение уровня экологических знаний о комнатных растениях в процессе ухода за ними, а также через обогащение предметно-развивающей среды: экологизацию объектов в ней - комнатных растений, изучаемых в 1 младшей группе, оснащение оборудованием по уходу за комнатными растениями, насыщение предметной среды: дидактическими и настольно – печатными играми по формированию экологических знаний о комнатных растениях посредством ухода за ними.

2.2. Задачи проекта

- Разработать перспективный план по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с комнатными растениями и

выработке умений по уходу за ними;

-пополнить уголок природы комнатными растениями, с которыми знакомят детей 1 младшей группы;

-оснастить уголок природы оборудованием, необходимым по уходу за комнатными растениями;

-пополнить уголок природы дидактическими и настольно-печатными играми по формированию экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними у младших дошкольников;

-повышать уровень знаний родителей по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста путем ознакомления с комнатными растениями и уходу за ними.

2.3. Ожидаемые результаты

Мы предложили к концу года получить следующие результаты:

От детей От педагогов От родителей

обогатить знания детей о комнатных растениях

(называть, находить по описанию, различать

среди других комнатных

растений, изучаемых в1младшей группе;

-ознакомить детей

со способами и методами

ухода за комнатными растениями;

-создать условия

для реализации знаний о комнатных растениях и

ухода за ними

(использовать инвентарь

по уходу за растениями,

закрепление

знаний о комнатных

растениях и ухода за ними

в дидактических и

настольно-печатных

играх) ;

-приобщение детей

к уходу за комнатными

растениями.

-овладеть навыками

проектной деятельности;

-повышение профессионального

мастерства;

-внедрение системы

работы по формированию экологических знаний у

младших дошкольников

в процессе ухода за ними;

-распространение педагогического опыта

по повышению уровня экологических знаний у младших дошкольников

в процессе ухода

за комнатными растениями. -обогащение уровня педагогичеких знаний родителей по

экологическому

воспитанию младших дошкольников в

процессе ознакомления

с комнатными растениями

и ухода за ними;

-активное вовлечение родителей по оснащению уголка природы

комнатными растениями,

изучаемыми в

1младшей группе

детского сада;

-участие родителей в обогащении уголка

природы дидактическими

и настольно-печатными

играми по

формированию

экологических знаний

о комнатных растениях

и ухода за ними;

-через систему

домашних заданий стимулирование

активности родителей

в организации уголка

природы – комнатных

растений и

в в домашних условиях.

2.4. План реализации проекта

1 этап - подготовительный

2 этап - деятельностный

3 этап - оценочный

2.5. Мониторинг результатов

Цель: отслеживание результатов проекта по всем направлениям

3. Заключение.

Выводы:

Для изучения уровня сформированности экологических знаний у младших дошкольников в процессе ознакомления с комнатными растениями и ухода за ними были использованы методики:

1) диагностика (исходя из программных задач по экологическому воспитанию младших дошкольников С. Н. Николаевой) сформированности экологических знаний о комнатных растениях и уходу за ними у детей 1 младшей группы.

Результаты диагностики на начальном этапе по выявлению уровня сформированности экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними в совместной деятельности показали, что не все дети знают и называют комнатные растения, с которыми знакомят в 1 младшей группе (бальзамин, фикус, кливия, бегония, хлорофитум) и владеют способами ухода за ними.

Детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний о комнатных растениях и ухода за ними в данной группе совсем не оказалось.

Воспитанники со средним уровнем вели себя более уверенно. Они называли и различали такие комнатные растения как бальзамин, фикус, бегония. Знали, что их нужно поливать, а то они засохнут. А некоторые из детей даже добавляли, что их нужно опрыскивать, а то они могут быть грязными. Дети данного уровня легко называли части комнатного растения : называли и различали лист и цветок, но затруднялись показать стебель. Таких детей в группе оказалось - 39%.

Испытуемые с низким уровнем не могли ни назвать, ни различать ни одного комнатного растения. Дети данного уровня в назывании и различении частей комнатного растения показывали всё растение, когда их просили показать лист или цветок, а что такое стебель они вообще не знают. Дети владели знаниями : комнатное растение обязательно нужно поливать, потому что они хотят «пить» тоже как люди. Таких детей в группе оказалось большинство - 61%.

По результатам диагностирования большинство детей в группе владеют недостаточными знаниями о комнатных растений и знают лишь только одно, что их нужно поливать. Недостаточные знания в области строения комнатного растения (не все испытуемые знают где стебель, где цветок, а где лист, даже теряются в ответах).

Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня сформированности экологических знаний в процессе ухода за ними у детей 1 младшей группы.

После реализации программы проекта нами были использованы те же диагностики, что и в начале работы.

Данные об уровне сформированности экологических знаний в процессе ухода за ними представлены в таблице 1.

Публикации по теме:

Формирование познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с комнатными растениями Методическое пособие посвящено проблеме формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления.

Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями. «Формирование экологических представлений у дошкольников в рамках работы с родителями» «Может быть, дети еще не могут осмыслить природу.

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки.

Формирование математического мышления у младших дошкольников в процессе развивающих игрФормирование математического мышления у младших дошкольников в процессе развивающих игр Формирование элементарных математических представлений у дошкольников обусловлено возрастными психофизиологическими характеристиками, спецификой.

Фотоотчет «Как мы ухаживали за комнатными растениями»Фотоотчет «Как мы ухаживали за комнатными растениями» У нас в группе есть природный уголок, где растет много разных растений. Некоторые цветы дети принесли из дома, они посадили их с мамами.

Конспект НОД в средней группе на тему «Обучение новым способам ухода за комнатными растениями». Программное содержание: 1. Развивать интерес к комнатным растениям; 2. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ним.

Конспект «Путешествие по «Экологической тропе» с комнатными растениями». Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №91 компенсирующего вида Центрального район Санкт-Петербурга.

Конспект занятия по экологии «Уход за комнатными растениями» Конспект занятия по экологии на тему: «Уход за комнатными растениями» Воспитатель 1 категории: МБДОУ детский сад № 9. г. Тверь. Ташматова.

Конспект занятия «Учимся ухаживать за комнатными растениями» Форма работы с детьми: Интегрированное и комплексное занятие. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «речевое развитие»,.

Опыт работы «Формирование экологических представлений у дошкольников» Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. /В. А. Сухомлинский/.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями
Опубликовано: 10 сентября 2016 в 19:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД