МААМ-картинки

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность

Людмила Горох
Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность

Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность

Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Публикация «Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность» размещена в разделах

Не наукой, а частью души!

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зелёная трава, белый снег и пушистые облака.

Бережное отношение к природе – это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными.

Главная цель экологического воспитания - формирование основ экологической культуры, т. е. правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретённых в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в проектно – исследовательской деятельности.

Проектно – исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

В проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Задачами организации проектной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения являются:

Формирование экологических представлений у старших дошкольников;

Формирование предпосылок поисковой деятельности;

• Проявление инициативности;

• Развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к обучению в школе.

Экологические проекты в ДОУ.

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду :

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

В работе со старшими дошкольниками выделяют следующие этапы проекта :

1. Подготовительный – постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

2. Собственно исследовательский – поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный – обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций для практических работников.

Этапы разработки и проведения проекта :

1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и выступает на педсовете.

Для формирования экологических представлений у старших дошкольников я организую проекты, различные по своей продолжительности. Один из таких проектов называется «Помоги зимующим птицам», который продолжался с ноября по январь 2015-2016 годов. Дети совместно с родителями изготовили кормушки из различного материала. Затем дети, родители и педагоги развешали кормушки на участке детского сада. В течение этого периода дети кормили птиц. В ходе проекта дети изучили особенности поведения птиц в зимнее время, получили знания о перелетных и зимующих птицах; подбирали иллюстрации, изучали литературные произведения. По окончании проекта был оформлен фотоколлаж.

Этапы, задачи и направления Содержание этапа Ожидаемый результат

Проект «Зимующие птицы»

-сформировать у детей умение различать и называть зимующих птиц;

-расширять кругозор о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание)

- ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПТИЦАМ, ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ПРИРОДЕ. Дидактические игры: «Сложи птичку», «Скажи какая-какой?», игра «Согреем птичку»

Родители Семейный проект «Зимняя кормушка»

Физическое развитие Развлечение «Праздник птиц»

Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций птиц, наблюдение за птицами у кормушки, чтение художественной литературы, подбор дидактического материала

Художественно – эстетическое развитие Изготовление кормушки, рисование «Сказочные птицы», прослушивание музыкального материала «Голоса птиц»

Работа по экологическому воспитанию ведется в нашей группе систематически. Она отражается в планах воспитательно – образовательной работы на каждый день: планируются занятия, беседы по экологической тематике, прогулки, наблюдения, экскурсии, чтение сказок, рассказов, дидактические, сюжетно – ролевые и подвижные игры, труд в природе. Преследуя цель – формирование детей экологической культуры – была проведена следующая работа.

1. Беседы:

«Что созрело в огороде», «Что созрело в саду», «Съедобные и несъедобные грибы», «Куда улетают птицы», «Какие бывают птицы».,

«Хвойное дерево – ель: кто дружит с ней», «Домашние животные», «Обитатели птичника», «Зимовье зверей!»

2. Чтение книг авторов – природоведов, стихов, пословиц, поговорок о природе, разгадывание загадок, рассматривание картин, иллюстраций.

3. Наблюдения на прогулке (кратковременные и длительные) за растительным и животным миром, за погодой, за трудом взрослых, труд в природе.

Наблюдения и уход за комнатными растениями, за посадкой огорода на подоконнике.

4. Создавались картотеки дидактических игр, наблюдения на прогулке, при помощи родителей оформили мини – альбомы «Домашние и дикие животные»

5. Экспериментальная деятельность : эксперименты со снегом, с водой, с ветками ели и сосны.

6. Закрепление знаний проходит через продуктивную деятельность (лепка, аппликация, рисование, работа с природным материалом).

Таким образом, проектная деятельность в работе с дошкольниками - это комплексная деятельность, участники которой автоматически, без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов, осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста через ознакомление с цветом» 1. Цели и задачи раздела Цель: формирование представлений об основных свойствах и качествах предметов Задачи: Образовательная: побуждать.

Формирование экологических представлений младших дошкольников посредством игр и проблемно-игровых ситуаций Информация из опыта работы М. И. Ревиной, воспитателя МБДОУ ДС №10 «Дюймовочка» ст. Брюховецкой, муниципального образования Брюховецкий.

Формирование любознательности у дошкольников через реализацию детских проектов по краеведению Проблема: Более чем у 60% дошкольников отмечается низкий уровень любознательности, интереса к прошлому и настоящему родного края. Причины:.

Формирование у дошкольников познавательно-экономических знаний через специально организованную экономическую деятельность 1. Актуальность проекта В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму.

Формирование у старших дошкольников представлений о правилах безопасности поведения на улице 1 Слайд Проблема: Легко ли научить ребенка вести себя на улице? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями.

Формирование экологических представлений у детей старшего возраста «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатст-вом явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет)Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников через проектную деятельность в ДОУ (фотоотчет) Уважаемые коллеги!Метод проектов в последнее время стал активно использоваться в практике работы ДОУ,представляя собой альтернативную форму.

Опыт работы с родителями через проектную деятельность «Если дети умываются» Отчет о проекте «Если дети умываются» (работа с родителями) воспитателя Семикиной Л. М. Общение педагогов с родителями воспитанников всегда.

Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников» слайд 1) Педагогический проект «Формирование здорового образа жизни через валеологическое воспитание старших дошкольников». Участники проекта.

Проект с участием родителей для старших дошкольников «Формирование представлений детей 6–7 лет о труде взрослых» На современном этапе развития дошкольного образования особое значение придаётся формированию у детей первоначальных представлений социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у старших дошкольников через проектную деятельность
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 13:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД