Папки-передвижки

Формирование у дошкольников познавательно-экономических знаний через специально организованную экономическую деятельность

Марина Бельтюгова
Формирование у дошкольников познавательно-экономических знаний через специально организованную экономическую деятельность

1. Актуальность проекта

В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.

Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Публикация «Формирование у дошкольников познавательно-экономических знаний через специально организованную экономическую деятельность» размещена в разделах

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания детей.

2. Цель и задачи проекта

Целью программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.

Задачи:

•Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, знакомство с современными рыночными отношениями).

•Формировать умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.

•Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.

•Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.

3. Формы реализации проекта

Основными формами реализации программных задач является игра (сюжетно – дидактическая, комплексно – тематическое занятие, развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, решение логических и арифметических задач (задач – шуток, чтение художественной литературы (сказок).

4. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:

•необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);

•экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);

•экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

5. Краткое описание проекта по этапам

ПОТРЕБНОСТИ

Беседы:

1. «Что такое ПОТРЕБНОСТИ?».

2. «Какие вы знаете МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ?»

3. «Какие вы знаете ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ?».

4. «Какие вы знаете СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ?»

5. «Взаимосвязь потребностей и возможностей».

Чтение художественной литературы:

Чтение и обсуждение различных сказок, рассказов по программе «Детство», с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.

(Например: «Три поросенка» - потребность в дружбе. «Теремок» - потребность в жилище.

«Лиса и волк» - потребность в пище).

Развитие речи:

Закреплять и расширять словарный запас ребенка, введение в речь ребенка новых понятий.

Дидактические игры:

1.«Кому что нужно».

2. «Что мне нужно на севере, юге…».

3. «Хочу, надо»

Решение проблемных ситуаций:

1. «Обязанности козлят».

Решение экономических

кроссвордов.

Сюжетно – ролевые игры:

1. «Магазин».

2. «Швейное ателье».

3. «Аптека».

4. «Больница» и т. д.

Художественное творчество:

Рисунки детей на тему:

«Без чего не может

обходиться человек».

Театральная деятельность:

Настольный театр «Три поросенка», «Теремок».

Пополнение родителями материальной базы сюжетно – ролевых игр группы.

1. Пополнение материальной базы сюжетно – ролевых игр.

2. Пошив униформы для различных сюжетно – ролевых игр.

3. Приклеить карманчики ко всем книгам детской художественной литературы для сюжетно – ролевой игры «Библиотека».

ТРУД

Беседы:

1. «Какие ВИДЫ ТРУДА вы знаете

(с/х труд, домашний).

2. «Последовательность ТРУДОВЫХ ДЕЙСТВИЙ».

3. «Роль ТРУДА взрослых в жизни людей».

4. «Какой бывает ТРУД детей?».

5. «Какие вы знаете ОРУДИЯ ТРУДА?».

6. «Роль машин и механизмов в ТРУДЕ человека».

7. «Что такое предпринимательская идея?».

8. «Что такое ассортимент?».

9. «Что такое средства производства?».

10. «Где и кем работают ваши родители?».

Чтение и разучивание поговорок и пословиц о труде.

Чтение художественной литературы:

Чтение и обсуждение различных сказок, рассказов по программе «Детство», с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.

«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Разгадывание загадок о труде.

Развитие речи:

Закреплять и расширять словарный запас ребенка, введение в речь ребенка новых понятий.

Дидактические игры:

1. «Назови профессию».

2. «Кто что делает».

3. «Кому что нужно».

4. «Труд. Профессии».

ЭКСКУРСИИ:

1. В парикмахерскую.

2. В магазин.

3. В прачечную.

4. В медицинский кабинет.

5. На кухню.

6. В аптеку.

7. В кафе.

8. К стройке.

Трудовая деятельность:

1. Хозяйственно – бытовой труд.

2. Труд в уголке природы.

3. Дежурство.

4. Труд в природе.

Решение проблемных ситуаций:

1. «Загадка бельчат».

2. «Письмо Ослику».

3. «Требуется звукорежиссер».

Решение экономических кроссвордов.

Сюжетно – ролевые игры:

1. «Магазин».

(Труд продавца, кассира, грузчика).

2. «Швейное ателье».

(Труд закройщика, портного).

3. «Аптека», «Больница», «Скорая помощь», «Ветеринарная

лечебница».

(Труд фармацевта, врача, доктора).

4. «Семья».

(Труд папы, мамы)и т. д.

Театральная деятельность:

Настольный театр «Три поросенка».

Изготовление родителями с детьми елочных игрушек для ярмарки.

ТОВАР

Беседы:

1. «Что такое товар?».

2. «Производственный цикл изготовления товаров».

3. «Зависимость цены товара от его качества и количества».

4. «Формы сбыта продукции».

5. «Что такое реклама и почему говорят: «Реклама – двигатель торговли?».

6. «Что такое оптовая торговля?».

7. «Что такое розничная торговля?».

8. «Что такое товарооборот?».

9. «Что такое заработная плата?».

10 «Что такое дефицит?».

11. «Что такое страхование?».

12. «Что такое распродажа?».

13. «Что такое ярмарка?».

14. «Что такое трудолюбие?».

Художественное творчество:

1. Аппликация на тему: «Витрина кондитерского магазина».

2. Аппликация «Афиша цирка».

Чтение и разучивание поговорок и пословиц о купле – продаже и о товаре.

Чтение художественной литературы:

Чтение и обсуждение различных сказок, рассказов по программе «Детство», с целью развивать умение выделять экономическое содержание произведений.

«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»:

Разгадывание загадок о товаре.

Развитие речи:

Закреплять и расширять словарный запас ребенка, введение в речь ребенка новых понятий.

Математическое развитие:

Закрепление понятий «больше», «меньше»…

(на примере различных товаров).

Дидактические игры:

1. «Угадай, где продаются?».

2. «Что потребуется для изготовления товара?».

3. «Что и когда лучше продавать?».

Решение проблемных ситуаций:

1. «Два медвежонка».

2. «Где купить?».

3. «Подарок для друга».

Решение экономических кроссвордов.

Художественное творчество:

1. Рисунки детей на тему: «Реклама магазина «Игрушки».

Сюжетно – ролевые игры:

1. «Магазин».

(Различные виды товара).

2. «Швейное ателье».

(Различные виды одежды).

3. «Аптека».

(Различные виды лекарств) и т. д.

Пополнение родителями материальной базы сюжетно – ролевых игр группы.

Консультация для родителей:

«Формирование у дошкольников познавательно – экономических знаний через специально организованную экономическую деятельность».

ДЕНЬГИ

Беседы:

1. «Какие достоинства денежных российских купюр

вы знаете?».

2. «Что такое бюджет (зарплата, пенсия, стипендия).

3. «Что такое доходы и расходы?» (Какие бывают расходы»)

4. «Какие деньги других стран вы знаете?».

5. «Что такое цена?».

6. «Что такое затраты и прибыль?».

7. «Что такое потребление и накопление?».

8. «Что такое банкротство?».

9. «Что такое биржа?».

10. «Кто такой брокер?».

11. «Что такое налоги?».

12. «Что такое банк и процент по вкладу?».

13. «Кто такой спонсор?».

14. «Что такое благотворительность?».

15. «Что такое капитал?».

16. «Что такое валюта и курс валюты?».

17. «Зачем людям нужны деньги?».

Дидактические игры:

1. «Деньги».

2. «Стоимость»

3. «Бюджет семь. Доходы и расходы».

Чтение и разучивание поговорок и пословиц о деньгах и цене, о бережливости.

Чтение художественной литературы:

«Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом»:

Разгадывание загадок о деньгах, цене.

Развитие речи:

Закреплять и расширять словарный запас ребенка, введение в речь ребенка новых понятий.

Математическое развитие:

Закрепление счета, сложения и вычитания

(на примере денег).

Решение проблемных ситуаций:

1. «Заработанные деньги».

2. «Подарки друзьям».

3. «Богатство Буратино».

4. «Цена товара».

5. «Бизнес Шапокляк».

6. «Грушевый праздник».

7. «Любимое варенье».

8. «Выгодное ли предложение?».

9. «Подарок гнома Эконома».

10 «Куда пойти».

Решение экономических кроссвордов.

Сюжетно – ролевые игры:

1. «Магазин».

(Оплата за товар).

2. «Ателье».

(Оплата за пошив и ремонт одежды).

3. «Аптека», «Больница».

(Оплата за лекарства и предоставляемые услуги).

4. «Семья».

(Заработная плата папы, мамы) и т. д.

Просмотр познавательного мультипликационного фильма из серии «Уроки тетушки Совуньи» - «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым».

Участие родителей в создании коллекции «Деньги разных стран мира».

Изготовление российских денежных купюр для сюжетно – ролевой игры «Магазин».

Анкета для родителей:

"Пути расширения экономических знаний у дошкольников"

ПРОДУКТ ПРОЕКТА

1. Развлечение:

«Ярмарка – продажа елочных игрушек».

2. Создание коллекции денег:

«Деньги разных стран мира».

3. Создание коллажа (родителями):

«Реклама – враг,

реклама – друг».

4. Открытое занятие «Поможем Буратино открыть магазин».

5. Создание коллажа (детьми):

«Супермаркет «Виктория»».

6. Аппликации детей:

«Афиша цирка»,

«Витрина кондитерского магазина»

7. Рисунки детей:

«Без чего не может обходиться человек»,

«Реклама магазина «Игрушки».

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми 2 младшей группы через организацию детского экспериментирования Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность.

Формирование исторического сознания у дошкольников через проектную деятельность Доклад на педагогическом совете ДОУ с мультимедийной презентациейВ Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается,.

Формирование произвольности у старших дошкольников через использование сенсорной комнаты. Цель занятия: релаксация, научение приемам снятия стресса и поддержания хорошего настроения, формирование навыков произвольного поведения.

Формирование социальной компетентности старших дошкольников через проектную деятельность Статья. Формирование социальной компетентности старших дошкольников через проектную деятельность. Сегодня одной из ведущих особенностей.

Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности через игровую деятельность Проблема. Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую наших детей подстерегает множество опасностей. Задача нас, взрослых, – помочь.

Формирование у детей интереса к русской народной культуре через углубление и расширение знаний о матрёшке Конспект НОД в старшей группе по теме: «Русская Матрешка» Цель: закреплять знания детей о декоративной росписи народной игрушки – матрёшки.

Формирование у дошкольников правил безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность. Педагогический коллектив нашего детского сада проводит работу по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах. Освоения правил.

Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» Конспект занятия «Обогащение детской деятельности элементами экономических знаний» ДОУ № 17 г. Климовска.

Консультация Тема: «Формирование знаний детей 6–7 лет о безопасности на дорогах через игру». Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учить. Но возможно - всё избежать, А где надо – на помощь позвать. Т. Г. Хромцова Дороги,.

Развитие познавательно — интеллектуальных способностей старших дошкольников через интеллектуальные игры Развитие познавательно – интеллектуальных способностей старших дошкольников через интеллектуальные игры Каждый родитель мечтает о том, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у дошкольников познавательно-экономических знаний через специально организованную экономическую деятельность
Опубликовано: 18 июля 2015 в 21:47
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД