Лучший педагог года

Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ посредством использования здоровьесберегающих технологий

Светлана Румянцева
Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ посредством использования здоровьесберегающих технологий

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема «Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий».

Выполнила:воспитатель МБДОУ д/с «Радуга» Румянцева Светлана Николаевна

В современном обществе, в XXI веке, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям и способностям.

Публикация «Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ посредством использования здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Одним из аспектов укрепления здоровья детей ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды.

Цель- обеспечение высокого уровня здоровья воспитанников детского сада и воспитание культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровому образу жизни человека, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, оказание элементарной медицинской, психологической самопомощи.

Задачи:

- формирование здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для конкретного дошкольного учреждения средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности на свежем воздухе;

- формирование представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;

- конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала;

- обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

В качестве средств, позволяющих решить данные задачи, может выступать:

– непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, дыхательная гимнастика) и простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; а также привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;

– специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, оздоровительная физкультура, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).

Принципы здоровьесберегающих технологий, используемые в ДОУ:

• “Не навреди!”

• Принцип сознательности и активности.

• Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

• Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

• Принцип доступности и индивидуальности.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

• Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Здоровьесберегающая деятельность в детском саду осуществляется в следующих формах:

1. Медико-профилактические технологии.

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачи деятельности:

• организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

• организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;

• организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т. д.).

• организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов - САНПИНов.

• организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учётом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт мед. сестра дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям иметь чёткую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребёнка в отдельности. Эта схема-анализ и конкретные рекомендации заносятся в групповой «Журнал здоровья» - чтобы каждый воспитатель планировал физкультурно–оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

2.Физкультурно-оздоровительная технология

Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи деятельности:

- развитие физических качеств;

- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,

- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;

- воспитание привычки повседневной физической активности;

- оздоровление средствами закаливания.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется педагогами во время организованной образовательной деятельности по физическому воспитанию, а также в виде различных гимнастик, физкультминуток, динамических пауз и пр.

3.Технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Задача деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т. к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья.

4.Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов.

На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знаний, продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства.

5. Технологии валеологического просвещения родителей.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Информационно-просветительская деятельность в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей разработана система мероприятий, к которым относятся:

- родительские собрания,

- консультации,

- конкурсы,

- спортивные праздники,

- папки-передвижки.

6. Здоровьесберегающие образовательные технологии посредством экологического воспитания

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы.

Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей живого и неживого в природе.

Задачи:

• формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;

• воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;

• формировать навыки культуры поведения в природе;

• расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;

• расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.

Формы и методы работы с детьми:

• проектная деятельность;

• организация целевых прогулок и экскурсий;

• проведение походов;

• организация акций;

• организация экологических игр;

• организация экологических развлечений.

Наш детский сад находится в непосредственной близости от парковой зоны, что дает возможность детям проводить наблюдения и исследования за явлениями живой и неживой природы.

В детском саду и в группе создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя уголок живой природы, календарь природы, познавательно-исследовательский уголок.

Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. Уголок природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к животным и растениям, рассматривать их вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы.

Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.

Эксперимент – важнейший из методов исследования. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравится деятельность, в которой они вместе с взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.

Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляются в том случае, если педагог использует в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных творческих способностей.

Метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения и впечатления, ориентируясь на личный опыт дошкольника, создается атмосфера сотрудничества. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а так же применять полученные знания в той или иной деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Проекты, реализованные нами в ходе работы:

• «Лекарственные растения Уренского района»;

• «Перелетные птицы нашего края»;

• «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь».

Одним из направлений здоровьесберегающей работы в детском саду является проведение с детьми экскурсий и целевых прогулок, которые несут как практические, так и теоретические знания. Длительная экскурсия позволяет ребенку долго пребывать на свежем воздухе, дать организму умеренную физическую нагрузку, наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года. Изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д.

Целевые прогулки и экскурсии:

• в парк;

• на водоем;

• к фонтану.

Одной из новых форм работы с детьми, реализуемой в ДОУ является организация походов.

Поход- это не только полезное и приятное занятие, но и один из методов познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобретение трудовых и прикладных навыков.

Организация таких походов позволяет нам привить бережное отношение к водным источникам и природе родного края. Лучший итог любого похода - радость ребят и их вопросы: «А когда мы еще пойдем?».

Походы:

• к роднику;

• в лесополосу;

• к реке Уренского района.

Ухудшение экологического состояния окружающей среды - в настоящее время наиболее обсуждаемая тема в средствах массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание взрослых к данной проблеме мы решили организовать экологические акции.

Проведение акций способствует формированию навыков коммуникативного общения.

Экологические акции:

• «Помогите птицам»

• «Берегите лес – богатство нашей родины».

Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга. Лучшими страницами этой книги должны стать экологические праздники – наиболее действенное средство воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Они будят в его душе интерес к окружающему, воспитывают любовь к природе родного края.

Экологические праздники:

• «В гостях у бабушки Варвары»;

• «Праздник Осени»;

• «День птиц».

Основы экологической культуры закладываются в семье, поэтому вся организация детской деятельности в ДОУ происходит при непосредственном участии родителей. В своей работе педагоги используют различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс.

Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.

Формирование основ экологических знаний невозможно без интеграции различных образовательных областей, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса:

При организации различных форм работы с детьми в данном направлении сотрудничаем с социальными структурами, которые оказывают информационную помощь.

Построенная работа по формированию основ экологических знаний позволяет подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “слаженностью” в общей системе, направленной на благо здоровья детей и педагогов.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложнённое развитие. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Матвеевская Л. М. Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: в статье.

Формирование экологических представлений посредством проектной деятельности «Как винегрет на грядке вырос» Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный.

Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями Грисюк Н. А. Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» 1. Введение 1.1.

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий при работе в разновозрастной группе Содержание Паспорт проекта …. …4 Актуальность проекта…. .7 SWOT-анализ исходного состояния.

Консультация Укрепление здоровья воспитанников посредством использования теренкуров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 6 «Золотой петушок» города Губкина Белгородской.

Мастер-класс «Гендерный подход в процессе использования здоровьесберегающих технологий» Цель мастер - класса: Освоение и последующее применение гендерного подхода в процессе использования здоровьесберегающих технологий в практической.

Опыт работы «Формирование ЗОЖ у детей младшего возраста посредством внедрения здоровьесберегающих технологий» .

Перспективный план (из опыта работы «Формирование ЗОЖ у детей младшего возраста посредством здоровьесберегающих технологий») Сентябрь Тема: «Береги здоровье с детства» Задачи: - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. - Дать сведения.

Проект формирование культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий Проектная деятельность на тему: «Формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование инновационных.

Развитие речи дошкольников посредством здоровьесберегающих инновационных технологий в ДОУ Актуальность В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических знаний у воспитанников ДОУ посредством использования здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 11:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД