МААМ-картинки

«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».

Коротеева Татьяна
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».

«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».

Подготовила : Учитель- логопед

Коротеева Т. Н.

Швейцарский учёный, психолог и философ, Карл Густав Юнг ещё в первой половине 20-ого века отметил терапевтический эффект игр с песком. Технология подобного лечения проста. Ребёнок просто создаёт песчаные образы и фигурки, ломает их, перестраивает, выравнивает. Именно такие действия закрепляют в глубинах сознания вроде бы элементарный вывод – нет непоправимых ситуаций, старое забывается и сменяется новым. Многократно повторяя свои манипуляции с песком, малыш получает уверенность в своих силах, приходит душевное равновесие, рассеивается тревога, улетучивается страх. Песчаные образы легко меняются, согласно предлагаемому сюжету, меняется и отношение ребёнка к своим поступкам, к поступкам и реалиям окружающего мира. Игры с песком проходят по сказочному сценарию, поэтому ребёнок самостоятельно устраняет неблагоприятные для него факторы, в зависимости от ситуации. В данных играх он пробует самостоятельно искать выход, и преодолевать трудности.

Публикация «„Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии“,» размещена в разделах

Изначально К. Г. Юнг предполагал использовать песок в целях диагностики и коррекции эмоционального состояния детей. Позднее, Г. М. Грабенко и Г. Д. Зинкевич-Евстигнеева предложили систему игр с песком для сказкотерапии, назвав их коррекционно-развивающими.

В наше время, большой эффект в усовершенствовании коррекционно-развивающего процесса принесли такие нетрадиционные технологии как:

1. Упражнения на геоконте Воскобовича (рисование цветными резиночками композиций, орнаментов из геометрических фигур, составление проектов, конструирование букв, цифр и. т. д.).

2. Пальчиковый кукольный театр.

3. Ниткопись (письмо и рисование шерстяными нитками на бархатной бумаге или фетре).

4. Ватопись (рисование ватой на фетре или бархатной бумаге).

5. Оригами

Чем полезны игры с песком?

-Развивают все познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, речь.

- Развивают навык самоконтроля и саморегуляции.

-Способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии.

- Формируют у ребенка представления об окружающем мире.

- Развивают мелкую моторику, глазомер.

- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)

На занятиях с использованием песочной терапии у детей с ЗПР лучше развиваются психические процессы, что способствует лучшему усвоению программного материала, формированию языковых умений дошкольника.

Таким образом, при формировании временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР, актуальность использования игр с песком определяется :

• развитием связной речи;

• развитием мелкой моторики ;

• коррекцией психических процессов детей.

Формирование временных представлений у детей коррекционной группы осуществлялось по следующим направлениям:

Формирование представления детей о частях суток.

Формирование представлений о временах года.

Формирование представлений о днях недели (Подготовительная группа).

В работе мною использовалась:

тактильно развивающая многогранная поверхность «Куб», которая оснащена пластиковым, прозрачным ящиком для песка и многофункциональной диодной подсветкой. Что позволяет, в работе с гиперактивными детьми использовать синий - успокаивающий цвет, с более пассивными детьми использовать красный - активный цвет.

Формирование представления детей о частях суток.

При овладении дошкольниками навыком различать, называть части суток, их последовательность, отмечены следующие особенности:

1) Неравномерность в построении последовательности частей суток;

2) Выделение раньше тех частей суток, которые чаще называются взрослым, связаны с характерными видами деятельности и имеют характерные признаки;

3) соотнесение показателей частей суток с собственным опытом жизни и деятельности;

При обучении детей распознаванию частей суток очень важно соотносить правильное словесное обозначение каждой части суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени и научить определять этот промежуток по характерной для ребёнка деятельности и внешним признакам.

На первом этапе детей учат различать части суток по изменению содержания их собственной деятельности в эти отрезки времени. Точный распорядок дня: подъём, зарядка, занятия, и т. д. создаёт реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.

На этом этапе применяется набор из 4-х картинок, с изображением деятельности детей, характерной для каждой части суток.

При длительном знакомстве с частями суток их название связывается не только с содержанием деятельности человека, но и с такими объективными показателями, как явления природы. Например, с положением солнца на небе, освещённостью неба, с разной окраской окружающего мира в разное время суток.

Эти явления природы и легли в основу создания комплекта из 4 карточек-моделей для изучения частей суток.

Каждой части суток соответствует своя карточка-модель. Она представляет собой определённым образом окрашенный прямоугольник с изображением солнца и его лучей. Обращается внимание детей на положение солнца на небе в разные моменты времени (солнце «встает», «поднимается», «садится», на его окраску, цвет неба и т. д. Также последовательно раскладываются картинки и соотносятся с цифрой.

Используются следующие методы и приё мы:

-нахождение в песке и рассматривание с детьми картинок и фотографий, изображающих их деятельность в разные отрезки времени, обозначение этих отрезков времени словом (утро, день, вечер, ночь) ;

- использование стихов, загадок, рассказов про части суток;

- беседы с детьми о том, что они делают утром, днём, вечером, ночью и рисование на песке некоторых элементов :

Утро- зубная щетка, человек делающий зарядку, тарелка с кашей и т. д. ;

День- книга, игрушки, тарелка с супом и т. д.

Вечер- телевизор, дорожка к дому, родители и т. д.

Ночь- луна, звезды, кровать и т. д.

- наблюдение за освещенностью и положением солнца в разное время суток. (рисуем солнышко, которое «встает»- просыпается, «поднимается», «садится» и т. д.)

Формирование представлений о временах года.

Для расширения представлений о временах года и их последовательности, использовалась методика обучения рассказыванию по картине. Представляются демонстрационные картины, изображающие различные времена года. В песке ребенок должен найти картинку, заявленную в инструкции взрослого и относящуюся к определенному времени года или любую, найденную по его желанию. На картинках показаны характерные признаки времен года, занятия детей в то или иное время года, особенности сезонной одежды и т. д.

Так же используется рисование характерных признаков относящихся к определенному времени года, (цветы, снеговик, кораблик, гриб, ручеек, сосульки и др.)

Для рисования используются:

Отпечатки ладоней, кулачков, внутренней и внешней стороной кистей рук, костяшками кистей рук, ребрами ладоней. Далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять.

Формирование представлений о днях недели.

Формирование представлений о днях недели с детьми подготовительной группы проходит на основе заучивания стихотворений и выделения первого звука в названии дня недели для последующего соотнесения с цифрой. Выходные дни, дополнительно выделяются ярким, красным цветом – для облегчения дифференцирования и запоминания.

В понедельник – потянулись

А во вторник мы согнулись.

В среду все поприседали.

А в четверг мы поскакали.

В пятницу – похлопали.

В субботу мы потопали.

В воскресенье покружились

И на место возвратились.

Первый –Понедельник

Второй- Вторник

Третий (Средний)- Среда

Четвертый –Четверг

Пятый – Пятница

Суббота, Воскресенье - выходные дни

В качестве наглядного пособия используется аппликация в виде паровозика и семи разноцветных вагончиков, на которых написаны названия дней недели и порядковый номер. При этом ребенку становится понятно, что как вагоны за паровозом следуют всегда в одном порядке и не могут поменяться местами, так и дни недели строго идут один за другим и пятница никогда не сможет обогнать среду.

Используемые игры в песке :

«Путаница в депо» - 7картинок – вагончиков прячутся в песке «Сегодня в депо перепутали все вагоны» ребенку предлагается найти все вагоны и поставить их на свое место, чтобы поезд снова мог отправиться в путь.

«Грузовой вагон» - вагончики стоят в правильном порядке, ребенку предлагается загрузить прицеп у вагона (это может быть миниатюрная коробочка, которая наполняется песком) под названием «вторник» или «четверг».

«Пейзаж»- ребенку предлагается придумать «пейзаж» за окном каждого вагона. Насыпать «горы», посадить «деревья» и т. д. Рассказать, что увидит человек который поедет в вагоне под названием «среда», «пятница» и т. д.

«Спрячь вагон» - ребенку предлагается спрятать названный в инструкции вагон.

Эффект песочной терапии:

1. позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

2. положительная динамика в развитии:

- образного мышления;

- тактильного восприятия;

- зрительно-моторной координации;

- ориентировки в пространстве и времени.

- развитие связной речи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Белоусова, Е. Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / Е. Д. Белоусова, М. Ю.

Брязгунов, И. П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. – М. : Медпрактика-М., 2002. С. 38–39, 48–53.

Зинкевич-Евстегнеева, Т. Д., Грабенко, Т. Н. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т. Н. Грабенко. – СПб. : Речь, 2010. – 340 с.

Публикации по теме:

Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста 1 слайд. Вашему вниманию представлен опыт работы ДОУ на тему: «Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста».

Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности. Проект на тему: «Жизнь.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста Консультация. Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста. Сенсорное развитие - это формирование новых. Несуществующих.

Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зренияФормирование временных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения В нашей средней группе осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с нарушением зрения в соответствии с образовательной.

Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и проблемных ситуаций Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством LEGO–конструктора Математические игры «LEGO СЧЕТНАЯ ЛЕСЕНКА» (СРЕДНЯЯ ГРУППА) Цель: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических.

Конспект образовательной деятельности по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в мир времени» Цель: Создать условия для развития временных представлений игровыми способами (социо-игровыми подходами).

Особенности временных представлений у детей старшего возраста и методика их формирования Детям в дошкольном возрасте необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, чувствовать его длительность измерять время.

Статья «Формирование экономических представлений детей дошкольного возраста» undefined:Актуальна ли тема : «Экономическое воспитание дошкольников»? Да, эта тема актуальна на современном этапе развития экономических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР посредством пескотерапии».
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 15:50
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД