Папки-передвижки

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Абрамова Светлана Сергеевна
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора

Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

Природа планеты - уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная материальная, потому что в комплексе всех своих компонентов составляет среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что вдохновляет и стимулирует творческую деятельность.

Публикация «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора» размещена в разделах

Экологическое воспитание детей – сравнительно новая область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в наши дни. ФГОС ДО, вступивший в силу в январе 2014 года, позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой на основе Стандарта.

Основной целью экологического воспитания и образования дошкольников является формирование основ экологической культуры, под которой понимается совокупность экологически развитых сознания, эмоционально- чувственной и деятельностной сфер личности.

Важными компонентами экологической культуры, как считают многие исследователи (Л. Бобылева,И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, являются экологическое сознание и деятельность в природе.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно -правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающей её, а также к людям, созидающим на её основе материальные богатства или духовные ценности. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Формирование экологической культуры дошкольников может осуществляться в разных направлениях и разными средствами : в процессе наблюдений в природе, моделирования, проведения экологических акций, использованием детской художественной литературы экологического содержания, театрализованной деятельности и других. Но наиболее интересным для детей и эффективным средством формирования экологической культуры, на наш взгляд, сегодня является фольклор, поскольку фольклорный материал может органично сочетаться со всеми вышеперечисленными средствами.

Дети должны знать истоки отечественной культуры, права и обычаи своего народа, которые возникли в далёком прошлом, ведь недаром говорится: «У народа, который не знает своего прошлого, не может быть будущего».

А жизнь народа в далёком прошлом тесно связана с природой, природными явлениями, от умения приспосабливаться к которым часто просто зависело существование самого человека. Поэтому естественно, что в фольклоре огромное место отводилось природе, временам года. Основным занятием русского народа исстари было земледелие, поэтому масса народных праздников и обрядов носило земледельческий характер. Приход весны связан с прилётом птиц, и желая обеспечить своевременное начало весны, столь необходимое для проведения земельных работ, люди обращались с запевками и закличками к жаворонкам, ласточкам с просьбой скорее вернуться в родные края.

Как жизнь народа была тесно связана с природой, так и народное искусство столь же тесно связано с ней. В народных песнях, хороводах, обрядах люди обращаются к природе, как к живому любимому существу, говоря нежно, ласково «берёзонька раскудрявая», «травушка – муравушка», «чисто полюшко».

Особую ценность в работе с детьми по экологическому воспитанию представляют русские народные прибаутки, пословицы и поговорки, которые совершенно естественно вливаются сначала в пассивный, а потом и активный словарь ребёнка.

Целесообразным может быть использование в работе народных примет. Дети старшего дошкольного возраста очень любознательны, и им будет интересно узнать, как наши предки предсказывали погоду по Солнцу, по облакам, по ветру, по росе, инею, по разным предметам домашнего обихода, по растениям, по поведению животных и т. д.

Таким образом, проблема использования фольклора в работе с детьми сегодня очень актуальна именно в связи с возрождением народных традиций, а также имеет особое значение сегодня в свете требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к поликультурному воспитанию детей.

В настоящее время существует достаточно много литературы, где представлен практический фольклорный материал, рекомендуемый для работы с дошкольниками. Использовать элементы фольклора нужно как в организованных формах обучения, так и в свободной деятельности.

Литература:

1. Иванова, Н. П. Фольклор для малышей. [Текст]/Н. П. Иванова, Г. А. Кривошеева. - Ульяновск, 2001. - 100 с.

2. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст] / Н. В. Коломина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитаниев рамках Федерального государственногообразовательного стандарта дошкольного образования. [Текст]/С. Н. Николаева. // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 5.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. [Текст]/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.

5. Померанцева, Э. В. Детский фольклор и русское народное творчество. [Текст] /Э. В. Померанцева. - М. : П., 2006. – 198 с.

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования : общие положения (2014 г.)[Текст]

Публикации по теме:

«Формирование у детей младшего возраста основ экологической культуры» (из опыта работы) Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических.

Дидактическая игра по развитию детей дошкольного возраста основ экологической культуры «Сенсорная коробка» Дидактическая игра по развитию детей дошкольного возраста основ экологической культуры " Сенсорная коробка" Дидактическая игра " Сенсорная.

Дидактическая игра по развитию детей дошкольного возраста основ экологической культуры «Сенсорная коробка» Дидактическая игра по развитию детей дошкольного возраста основ экологической культуры " Сенсорная коробка" Дидактическая игра " Сенсорная.

Доклад «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС до» Тема: «Формирование основ экологической безопасности старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО». В период дошкольного детства происходит.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возрастаФормирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Одна из задач ДОУ – формирование у дошкольников основ экологической.

Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природыФормирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с миром природы Актуальность. В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет.

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Часть 1 Конкурс Природа просит доброты. Тема: Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ.

Консультация «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста» Методические разработки: Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста Человек был и всегда остается сыном природы,.

Опыт работы «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста при ознакомлении с комнатными растениями» Тема опыта: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с комнатными растениями» Раздел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
Опубликовано: 28 ноября 2017 в 19:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД