Анастасия Ложкина
Проблема развития экологических представлений детей 5–7 лет в психолого-педагогических исследованиях
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития экологических представлений детей 5-7 лет в психолого-педагогических исследованиях.
Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано. Проблема развития экологических представлений занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми.
Публикация « Проблема развития экологических представлений детей 5–7 лет в психолого-педагогических исследованиях» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2022
Актуальность развития экологических представлений детей 5-7 лет объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед дошкольным образованием встаёт важная задача формирование экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Своё дальнейшее развитие идеи знакомства дошкольников с природой получили в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах советских педагогов. В 1970-х годах проводилось много педагогических исследований, вошедших в дальнейшем в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Новые идеи были инициированы Академией педагогических наук. Такие детские психологи, как В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др. провозглашали необходимость усложнения учебного содержания, привнесения в него теоретических знаний, которые отражают закономерности окружающей действительности; построения такой системы знаний, усвоение которой обеспечивало бы эффективное развитие у детей умственных способностей.
Существенный вклад в разработку методики экологического образования детей дошкольного возраста был внесён Н. Н. Поддъяковым, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой и другими исследователями. По их мнению, цель экологического образования заключена в становлении у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Авторами (С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой и др., исследовавшими данную проблему, были выделены следующие задачи экологического образования детей 5-7 лет :
- необходимость воспитания гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие умения видеть и чувствовать красоту природы, желания сохранить её, восхищаться ею (развитие эстетических чувств);
привлекать детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
На сегодняшний день экологическое образование является неотъемлемой частью дошкольного образования. Важное внимание в экологическом образовании уделяется формированию у детей 5-7 лет экологических представлений.
С. Н. Николаева отмечает, что экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее.
Специфика процесса развития экологических представлений у детей 5-7 лет заключается в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов. Многочисленные педагогические исследования (А. П. Захаревич, Т. А. Ковальчук, П. Г. Саморукова, Л. Е. Образцова, Н. К. Постникова и другие) установили, что дошкольники осознают зависимость жизни растений от факторов внешней среды.
В экспериментальных работах И. А. Хайдуровой, З. П. Плохих, В. П. Арсентьевой исследовалась специальная организация наблюдений старших дошкольников, в процессе которых дети прослеживали и понимали цепочки биоценологических связей.
В работах С. Н. Николаевой отмечается, что формирование экологических представлений является необходимым условием выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.
Основой данного утверждения является положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей старшего дошкольного возраста (В. И. Логинова, Н. Н. Кондратьева, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова и другие). Системные знания смогут позволить ребенку в осознании сущностных особенностей объектов и явлений природы, «системообразующих» связей, доступных его пониманию. У старших дошкольников развита способность к усвоению более сложных связей: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические.
Для изучения связей живых организмов со средой их обитания, которые проявляются в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ, Т. А. Маркова предлагает следующие разделы для изучения:
- система знаний и представлений о живом организме как носителе жизни, его существенных характеристиках: целостности, системе потребностей;
- система знаний и представлений о среде обитания живых существ, их приспособленности к определенной среде обитания, в том числе к сезонным изменениям;
- система знаний и представлений о размножении живых существ, их росте и развитии;
- система знаний и представлений о взаимодействии живых существ в экосистемах.
Полагая, что, формирование системы экологических знаний и представлений это часть интеллектуального развития детей.
В процессе познания природы вырабатывается умение наблюдать. Кроме этого посильная практическая исследовательская деятельность положительно влияет на развитие логического мышления. Сравнение исследуемых объектов (явлений) природы, выявление у них сходных и отличительных признаков активизирует мыслительную деятельность детей.
Существует методическое обеспечение решения задач экологического образования детей 5-7 лет. Опорой для педагогов могут быть следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Рылеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой.
Например, в программе Е. Рылеевой «Открой себя» основанной на авторской концепции, предполагается индивидуализация личностного развития ребенка. Программой предусмотрено развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, формирование начальных форм экологического сознания посредством цикла занятий «Мир нерукотворный» .
В другой программе «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой главная цель – это воспитать гуманную, социально активную и творческую личность ребенка, имеющего целостный взгляд на природу, понимание места в ней человека. В соответствии с требованиями программы у детей сформируется представление о взаимосвязях в природе, которые и помогут обрести ребёнку основы экологического мировоззрения и культуру, ответственное отношение к окружающей среде и собственному здоровью. Программой предусмотрена выработка у детей первых навыков грамотного и безопасного поведения в природе и быту с экологической точки зрения, также будут сформированы навыки практического участия в природоохранной деятельности своего края.
Программа «Наш дом-природа» включает в себя десять блоков. Каждый блок состоит из обучающего и воспитывающего компонента, детям даются знания о природе и развиваются разные аспекты отношения к ней (бережная забота, умение видеть красоту и др.). Пять блоков программы рассматривают объекты неживой природы (вода, воздух, почва и др.). Три блока программы отведены на рассмотрение живой природы (растения, животные и экосистема леса). Два блока - раскрывают взаимосвязь человека с природой. К программе разработано методическое обеспечение – рекомендации, как создать развивающую среду в дошкольном учреждении, как знакомить детей с водой и воздухом. Н. А. Рыжова предлагает написанные ей экологические сказки, «письма животным» и экологический проект «Мое дерево». Ещё один плюс этой программы заключается в том, что она имеет продолжение для изучения в начальной школе.
Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» стала одной из первых в 90-х годах. Программа создана на основе собственной авторской Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» состоит из двух подпрограмм – программа экологического воспитания дошкольников и программа повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.
Таким образом, вопрос становления начала формирования экологической культуры у детей и параллельное развитие ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей) решается одновременно. Программа базируется на обстоятельном теоретическом и экспериментальном обосновании, ориентируется на личностный подход к ребенку и его всестороннее развитие. Формирование экологических представлений оказывает прямое воздействие на развитие мышления. У ребенка, с одной стороны, расширяется представления о мире, с другой стороны - начинается процесс овладения причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связать отдельные представления в целостную картину.