Получи документы

«Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Ирина Шульгина
«Проблема эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: создание положительной доброжелательной атмосферы, развитие коммуникативных навыков и позитивных взаимоотношений в коллективе; обучение методам саморегуляции, снятие психофизического напряжения, повышение стрессоустойчивости педагогов.

Публикация «„Проблема эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах

Материалы: музыкальное сопровождение, «сердечки» из цветной бумаги, клубок ниток, «звезды» из цветной бумаги.

1. Упражнение: Приветствие участников тренинга.

Предварительная подготовка: В середине зала расставить большие стулья, в форме круга по количеству участников.

Цель: установление эмоционального контакта между участниками, создание комфортной атмосферы для работы.

Время 10мин.

Инструкция:

Все участники рассаживаются по кругу. Психолог приветствует участников тренинга и просит всех назвать свое имя и рассказать о своем хобби и о своих положительных качествах. (с помощью «волшебного сердечка»).

2. Диагностика: «Цветное настроение»

Перед участниками лежат сердечки разного цвета.

Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.

Характеристики цветов:

Черный - Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.

Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.

Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.

Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».

Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.

3. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать. Также это упражнение может использоваться для сплочения группы.

4. Упражнение «Порядковый счет».

Цель: Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Упражнение на сплочение группы, формирования доверия.

Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого. (упражнение проводиться с помощью мяча).

5. Упражнение «Карусель общения».

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

«Я люблю….», «Меня радует….», «Мне грустно….», «Я сержусь…», «Я горжусь собой, когда…».

Основная часть.

Цель: познакомить участников с приемами позитивной психотерапии, обучить приемам саморегуляции.

Упражнение 1. «Ловец блага»

(звучит тихая инструментальная музыка)

Инструкция.

Чтобы с вами не случилось, во всем старайтесь находить положительные стороны. Давайте потренируемся. Найдите и запишите, пожалуйста, положительные моменты в следующих ситуациях:

1. Вы собираетесь на работу, погода встречает вас проливным дождем.

2. Вы опоздали на автобус.

3. У вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск.

4. Вас не поздравил с праздником друг.

5. Ваш ребенок подрался в школе.

Комментарии для ведущего.

Участники пишут для каждой ситуации свои положительные моменты. Каждый по очереди проговаривает эти моменты. Участник, указавший более 5 положительных моментов в каждой предложенной ситуации, считается «ловцом блага».

Приемы борьбы со стрессом.

Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе:

-смех, улыбка, юмор,

– размышление о хорошем, приятном,

– различные движения типа потягивания,

– наблюдение за пейзажем за окном,

– рассматривание цветов в помещении, фотографий,

– “купание” в солнечных лучах,

– вдыхание свежего воздуха,

– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

- Помните, любой человек в течение жизни сталкивается с трудными в эмоциональном отношении ситуациями, и вырабатывает собственные приемы восстановления. Наверняка, эти приемы есть у вас. Может кто-то хочет поделиться ими с коллегами?

Упражнение «Дом»

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению. Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

Упражнение «Паутина симпатий»

Участники стоят в кругу. Ведущий берет клубок ниток и произнося слова: «Ты мне нравишься, п. ч. …» передает клубок другому участнику, кончик оставляют себе, и так клубок должен оказаться у всех участников. В итоге получается одна большая паутина, которая объединяет всех участников общей симпатией.

Релаксационное упражнение

" Источник"

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. " По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

Упражнение-размышление.

- Уважаемые коллеги! Посмотрите на стены нашего кабинета. Наверное, у некоторых из вас по ходу нашего тренинга возникал вопрос: при чем здесь звезды?

Со своей стороны я хочу прочитать небольшой текст. А вот о его значении задумайтесь, пожалуйста, вы сами.

Высоко в темном небе, на одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. И все люди, кто рождался под их светом зеленых лучей, становились очень добрыми.

И вот однажды на звездном небе что-то вспыхнуло! Все звезды собрались посмотреть, что же произошло. А это на небе появилась еще одна маленькая звездочка. Но была она абсолютно… белая! Огляделась звездочка вокруг и даже зажмурилась: сколько прекрасных звезд вокруг – прошептала она. “А что ты даешь людям?”- спросили ее другие звезды. В ответ она задумалась….

- Я знаю, что среди всех присутствующих нет таких звезд, которые были бы бесцветными. Я желаю вам “светиться” всегда и везде!

- Наше занятие подходит к концу. Давайте по кругу выскажем свое мнение о встрече. Помните, что вы высказываете свое мнение. И оно важно, даже если имеет отрицательный оттенок.

- Спасибо за активную и продуктивную работу!

Публикации по теме:

Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость»Очередная публикация. «Как повысить стрессоустойчивость» Доброе время суток, дорогие МАААМовцы! Спешу поделиться очередной публикацией в периодическом издании "Справочник педагога-психолога. Детский.

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 19:32
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Проблема эмоционального выгорания педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Шульгина (УИ 55219) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 39.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД