Татьяна Дубс
Проект «Покормите птиц зимой!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: информационно-творческий. Включает в себя игровую, творческую, познавательную деятельность.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).
Участники проекта: дети II группы раннего возраста (2 – 3 года, родители, воспитатели.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой!“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
С ранних лет дети проявляют любознательность в различных сферах, но особый интерес проявляется к природе. Экологическое воспитание играет важную роль в развитии познания окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и формировании осознанного поведения в природной среде.
Экологическое образование детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Именно экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, потому что именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено только при взаимодействии детского сада и семьи.
Объект исследования: зимующие птицы нашего села.
Предмет исследования: помощь зимующим птицам.
Цель проекта: формировать представления о птицах, как о живых существах в природе, развивать эстетические чувства: любовь, сочувствие, бережное отношение к птицам; вызвать в детях желание ухаживать за ними.
Задачи проекта:
• познакомить детей с птицами (снегирь, воробей, синица, ворона).
• научить различать птиц по внешнему виду, опираясь на отличительные особенности.
• развивать слуховое внимание, формировать способность к диалогической речи, формировать умение отвечать на вопросы словом и предложением, состоящем из 3-4 слов.
• упражнять в звукоподражании.
• обогащать и активизировать словарь по теме.
• воспитывать бережное отношение к птицам.
Гипотеза: Помогая птицам зимой, мы не даём им погибнуть от голода и холода.
Этапы реализации проекта.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
• постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
• изучение методической литературы по теме проекта (журналы, статьи, рефераты и т. п.);
• подбор наглядно-дидактического материала;
• подбор художественной литературы;
• подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
• организация развивающей среды в группе.
• подбор информация для родителей на тему «Покормите птиц зимой»
ОСНОВНОЙ ЭТАП:
понедельник
ОО «Речевое развитие» Развитие речи
Тема: «Наблюдение за птичкой»
прогулка "Наблюдение за синицей".
К №1
(см. приложение №2)
вторая половина дня:
Конструктивно-модельная деятельность
Тема: «Кормушка для птиц»
вторник:
ОО «Познавательное развитие» Ребенок и окружающий мир.
Тема: «Птицы зимой»
прогулка "Наблюдение за воробьями". К №2
(см. приложение №2)
вторая половина дня "Дыхательная гимнастика «Подуем на птичку»"
среда:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Рисование
Тема: «Веточка рябины»
прогулка "Наблюдение за вороной".
К № 3
(приложение №2)
вторая половина дня:
Опытно-экспериментальная деятельность.
Дидактическая игра «Что в мешочке?»
четверг:
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация
Тема: «Птички»
прогулка "Наблюдение за рябиной".
К № 4
(приложение №2)
вторая половина дня "Дидактические игра":
«Что лишнее?»
пятница:
ОО «Речевое развитие» Чтение художественной литературы
Тема: И. Токмакова «Десять птичек – стайка»
прогулка "Наблюдение «Следы на снегу»".
К № 5
(приложение №2)
вторая половина дня:
Дидактическая игра
«Угадай по голосу»
понедельник ОО «Речевое развитие» Развитие речи
Тема: «Как мы птичек кормили».
прогулка: "Наблюдение за снегирями". К № 6
(приложение №2)
вторая половина дня: "Пальчиковая игра
«Птички зимой»"
вторник:
ОО «Познавательное развитие» Ребенок и окружающий мир
Тема: «Покормим птиц зимой».
прогулка: "Наблюдение за зимующими птицами".
К № 7
(приложение №2)
вторая половина дня: Дидактическая игра
«Угадай птичку»
среда
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Аппликация
Тема: «Веточка рябины».
прогулка:
Наблюдение за синицей.
К № 8
(приложение №2)
вторая половина дня:
Пальчиковая игра «Кормушка»
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Показ открытого занятия «Покормим птичек».
• Оформление уголка для родителей по теме проекта.
• Оформление уголка по экологическому воспитанию.
• Показ презентации проекта на педсовете.
Теоретическая значимость проекта:
систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений у детей о зимующих птицах.
Практическая значимость проекта:
формирование элементарных представлений о зимующих птицах, развитие творческих способностей детей.
Познавательная значимость проекта:
формирование познавательных интересов: наблюдать, анализировать, сравнивать; формирование осознанно-правильного отношения к природе: желания ухаживать беречь и любоваться зимующими птицами.
Перспектива:
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется продолжать наблюдать и знакомить детей и с перелетными птицами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети научились различать по внешнему виду зимующих птиц, приобрели навык наблюдения за птицами, получили элементарные представления о птицах, о необходимости заботиться о них.
Родители: обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Использованная литература
1. Примерная основная образовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой-3-е изд. ,испр. и доп. -М. :Мозаик-Синтез, 2015.-368с.
2. Комплексные занятия по программе, «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.
3. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
4. О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
5. О. В. Исаенко «Развиваем речь, мышление, мелкую моторку
6. Е. В. Новак «Пальчиковые игры и гимнастика для малышей»
7. Т. В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трех лет»
8. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В Груба «Играем с малышами».
9. С. Н. Теплюк «Игры-занятия на прогулке с малышами»
Приложение №2 (Наблюдения)
Прогулка (карточка № 1)
Наблюдение за синицей
Цель: знакомить с синицей ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.
Угадай, какая птица,
Бойкая, задорная, ловкая, проворная
Звонко тенькает: «Тень-тень!
Как хорош зимний день!» (синица)
• Что это за птица?
• Как она выглядит и какого цвета у нее грудка?
• Чем она питается?
• Как люди заботятся о них? (ответы детей)
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега.
Цель: закреплять навыки работы с лопатой.
Выносной материал
Лопатки, формочки для снега, корм для птиц.
Прогулка (Карточка №2)
Наблюдение за воробьем
Цель: рассмотреть воробья; уточнить знание о внешнем виде, повадках.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает загадку
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
Получается прыжок. (воробей)
Беседа с детьми
• Воробей прилетает один или стайкой?
• Воробей прыгает или ходит?
• Что кушает воробей?
Трудовая деятельность
Расчистка территории от снега.
Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.
Выносной материал
Лопатки, корм для птиц.
Прогулка (Карточка №3)
Наблюдение за вороной
Цель: расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.
Ход наблюдения
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы
Птица черная сидит
На лохматой елке.
«Кар!» все время говорит
Клюв страшней иголке (ворона)
• Как зовут эту птицу?
• Чем она питается?
• Есть ли у нее враги?
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега и мусора.
Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
Выносной материал
Лопатка, ведерки, формочки, корм для птиц.
Прогулка (карточка №4)
Прогулка
Наблюдение за рябиной
Цель: расширять знания о живой природе.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это за дерево?
• Дерево стоит какое? (красивое, листья опали, остались висеть гроздья красных ягод)
• Какую пользу приносит рябина? (ее плодами зимой подкармливают птиц)
Эти камушки, рубиновые
И ягодки рябиновые
На холмах и на равнинах
Одевают кисти на рябинах
Трудовая деятельность
Уборка мусора на участке.
Цель: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке; побуждать оказывать помощь взрослым.
Выносной материал
Ведерки, лопатки, корм для птиц.
Прогулка (Карточка №5)
Наблюдение «Следы на снегу»
Цель: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.
Ход наблюдения
Воспитатель рассказывает: «Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому ты оставляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или зверьки».
Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они. Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребенка.
Трудовая деятельность
Украшение участка снежными куличиками.
Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее, украшать снежные валы.
Выносной материал
Лопатки, эмблемы для игр, формочки, корм для птиц.
Прогулка (Карточка№6)
Наблюдение за снегирем
Цель: закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде; вызывать желание заботиться о птицах
Ход наблюдения
Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря.
От простуд он не страдает,
Не страшится зимних вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок и пустырь,
Ряд красавец красногрудый-
Житель Севера-снегирь.
Отметить, какой красивый снегирь. (черная головка, красная грудка). Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как расправляется с ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на землю.
Птицам холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.
Трудовая деятельность
Расчистка территории от снега.
Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.
Выносной материал
Лопатки, формочки, совочки, корм для птиц
Прогулка (Карточка №7)
Наблюдение за зимующими птицами
Цель: закреплять знания о зимующих птицах; формировать представление о добывании пищи зимующими птицами.
Ход наблюдения
Вновь разгулялась вьюга,
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимает лапки.
Воспитатель задает детям вопросы:
• Каких птиц называют зимующими?
• Чем они питаются?
• Каких зимующих птиц вы знаете?
• Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?
Трудовая деятельность
Расчистка дорожек от снега.
Цель: закреплять навыки работы с лопатой.
Выносной материал
Лопатки, корм для птиц.
Прогулка (Карточка №8)
Наблюдение за синицей
Цель: углублять представление о синице.
Ход наблюдения
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(синица)
-чем питается синичка?
-каким цветом грудка у синички?
-боится ли она ворону?
Трудовая деятельность
Украшение участка снежными куличиками.
Цель: учить плотно набивать снегом форму, выбивать из нее снег, украшать снежные валы.
Выносной материал
Ведерки, лопатки, формочки для снега, корм для птиц.