Ольга Олейник
Проект «В мире кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В мире кукол».
Воспитатель МБДОУ №36 «Флажок» г. Железногорска Красноярского края
Паспорт проекта :
Тип проекта : нравственно - патриотический: изготавливая куклы, у детей воспитываются добрые традиции русской семьи, всё лучшее, что сохранила память народа о прошлом наших предков. Дети, совместно с родителями и педагогами, выполняют практическую деятельность, через интеграцию с художественной литературой, рисованием, музыкой, сюжетно-ролевых игр, экскурсий.
Публикация «Проект „В мире кукол“» размещена в разделах
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя) с заданным результатом и элементами творчества для детей.
Участники проекта : воспитатели и дети старшей группы, родители детей.
Фея знала свое дело
И, летая в небесах,
Днем и ночью то и дело
Совершала чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала.
Все, чего она касалась
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушных
Обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям Фея.
Потому что это-средство
Чтобы вечно помнить детство.
Лариса Рубальская
Актуальность:
Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что, собственно, и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.
Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Постановка проблемы:
Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав.
Анализ игровой деятельности детей нашей группы выявил, что по-прежнему самой популярной игрой является кукла. Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.
В своём проекте мы хотим расширить знания о современной, народной кукле, научить детей использовать куклу по назначению в игровой деятельности, сформировать личностные качества.
Мы включаем кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни.
Цель проекта :
Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.
Задачи проекта :
С детьми:
• Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;
• Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях;
• Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;
С родителями:
• Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка; помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
• Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.
С воспитателями:
• определить значимость куклы в жизни детей;
• собрать информацию о разнообразии кукол.
Предметно-развивающая среда:
• обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Участники проекта :
• Дети 4-5 лет (средняя группа).
• Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
• Срок реализации проекта : апрель месяц.
Работа по проекту ведется по трё м направлениям:
Этапы реализации проекта :
• Первый этап – подготовительный. (март-апрель)
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
Определение цели и задач проекта;
Составление плана работы над проектом.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Второй этап – основной. (апрель)
Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;
Разработка и реализация конспектов НОД;
Подбор и выставка художественной литературы и музыкальных произведений;
Изготовление практического материала по теме.
• Третий этап – заключительный. (апрель)
Обобщение результатов проекта;
Презентация проекта.
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
Развитие устойчивого интереса к куклам;
Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;
Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;
Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;
Создание выставок детских работ.
Создание мини-музея «В мире кукол».
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Воспитатели:
Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс
детского сада, включающую три направления работы с детьми:
формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой.
Предметно-развивающая среда:
Оформление картотеки «Дидактические игры с куклой».
Оформление картотеки стихов, сказок, загадок о кукле.
Разработка серии игр «Одень куклу»;
Изготовление игрушек– народной куклы «Берегини», по русским народным сказкам, профессиям.
Пополнение куклами для сюжетно-ролевой игры.
Материально-техническое обеспечение проекта :
1. Куклы, атрибуты для игры с куклой; альбомы с изображением кукол;
2. Дидактические игры
3. Атрибуты для театрализованной деятельности;
4. Мультимедийное оборудование
Описание проекта «Кукла в жизни ребёнка»
Первый этап – подготовительный. (март-апрель)
• Опрос детей в игровой форме:
Работая над проектом, мы провели опрос в игровой форме на тему «Моя любимая кукла». Опрос показал, что у большинства детей любимой игрушкой является кукла.
• Подобрана методическая и художественная литература, иллюстрированный материал по данной теме;
• Определены цели и задачи проекта;
• Разработан план работы с детьми по теме;
• Разработан план работы с родителями.
• Разработан план работы с воспитателями.
Второй этап – основной: В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Пополняются знания детей по заданной теме.
В соответствии с планом составлены конспекты НОД.
Родители приняли участие в изготовлении и выставке «Куклы»
Третий этап – заключительный.
Создали мини-музея «В мире кукол».
Достигнутые результаты:
Дети:
Развился устойчивый интерес к куклам;
Проявилась доброта, забота, бережное отношение к куклам;
Разучили много стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;
Создана выставка детских работ.
Родители:
Обогатился родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Повысилась компетентность родителей при выборе игрушки.
План работы мини – музея:
I этап – накопление знаний
1. Опрос и мониторинг детей на тему «С какими куклами вы любите играть?»
2. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах о разных куклах.
3. Знакомство с историей появления кукол.
4. Домашнее задание: "Куклы ваших мам и бабушек" (беседы с родителями, рассматривание старых кукол, изготовление кукол совместно с родителями из различных материалов).
"Играем с куклами"
1. Знакомство с бумажными куклами. Рисуем и играем.
2. Лепим куклы из пластилина.
3. Игра с современными куклами (куклы Барби, роботы - трансформеры).
4. Игры с куклами – сувенирами (фарфоровые, деревянные,глиняние,необычные, поющие и танцующие куклы).
II этап "Куклы, живущие в нашей группе "
1. Сюжетно-ролевые игры с куклами, "живущими" в нашей группе.
2. Рассматривание альбома «Народная кукла»
3. Оформление папки - ширмы «Народная кукла»
4. Знакомство с особенностями национальных костюмов народов разных стран.
III этап – результат. Организация "Мир куклы"
1. Знакомство с музейной работой.
2. Создаем свой музей кукол.
3. Совместная работа воспитателя, детей и родителей по созданию музея кукол.
Презентация продуктов проекта.
Мини-музей открыт постоянно, и дети с воспитателями других групп могут в любое время приходить на экскурсию.