Олеся Волкова
Проектная деятельность как средство воспитания этнической идентичности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Россия исторически объединила в своем составе множество стран и народов, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию. Явное отличие России от большинства других стран заключается в уникальном объединении на ее территории обществ, различающихся уровнем социального и культурного развития.
Актуальность проблемы формирования этнической идентичности дошкольников заключается в том, что современные дети мало знают о родной стране, особенностях народных традиций, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение. Более того, сегодня ребенок становится активным субъектом образовательного процесса наряду с другими субъектами – педагогами и родителями. Взаимодействие всех субъектов процесса образования в условиях поликультурного общества предполагает сотрудничество на базе диалога взаимных интересов.
Публикация «Проектная деятельность как средство воспитания этнической идентичности дошкольников» размещена в разделах
Невозможно представить культуру России без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа. При этом русская культура всегда являлась ее центральным компонентом и играет главную роль в выработке путей цивилизационного развития страны. Знакомя детей с русской народной культурой, мы учим их понимать прекрасное, усваивать эталоны красоты.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных является метод проектов. Использование данной технологии помогает в работе по формированию этнической идентичности дошкольников, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
С целью развития у детей дошкольного возраста познавательного интереса к традициям и особенностям жизни русского народа, в детском саду разрабатываются и реализовываются проекты :
«Ярмарка разудалая». Цель: Ознакомление детей с видами декоративно - прикладного искусства и с русскими народными традициями.
«Бабушкин сундук». Цель: Ознакомление дошкольников с русским народным костюмом, с видами женского и мужского костюма, со способами украшения и символикой русского народного костюма.
«Пестрота и простота». Цель: Ознакомление с глиняной и деревянной игрушкой: филимоновской, хохломской, абашевской, меземской, каргопольской, полхов-майдановской.
Родители стали активными участниками воспитательно – образовательного процесса, участвуя в разработке и реализации проектов.
Взаимодействие осуществлялось в разных формах и направлениях:
- анкетирование;
- круглый стол;
- мастер – классы: «Куклы наших бабушек», «Завитки - узорчики» и т. д. ;
- пошив костюмов;
- создание и пополнение мини – музея «Русские узоры»;
- подбор литературы;
- открытые просмотры;
- совместные итоговые мероприятия;
- выставки;
- коллекции;
- индивидуальные консультации, рекомендации;
- брошюры, листовки, буклеты;
В результате такого общения детей, взрослых и педагогов в детском саду была создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей, обогащению знаний детей и взрослых по данной теме.
6.«Литература»
1. Бударина Т. А., Куприна Л. С., Маркеева О. А., Корепанова О. Н - Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений - СПб. : «ДЕТСВО - ПРЕСС», 2003.
2. Князева О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство - пресс. 2003.
3. Кутьина Н. Б. Программа «Ребенок в XXI веке. Воспитание культурой». - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.
4. Плаксина, Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования — Пермь : Меркурий, 2014.