Получи документы

Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.

Алма Салиндер
Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.

Этнокультурная среда, как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.

Создание условий для развития воспитанников, воспитание личности через формирование систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению для приобщения в процессе воспитания к культуре, традициям ненецкого народа - это основная цель работы воспитателя интерната.

Публикация «Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната,» размещена в разделах

Этнокультурное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс приобщения воспитанников к этнической культуре в интернате. Эт-нокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у воспитанников этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактики межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у воспитанников понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.

Использование основ народной художественной культуры, а также включения средств народной педагогики в разнообразные формы жизнедеятельности воспитанников дает возможность совершенствования воспитательной системы в школе-интернате, а также позволяет осуществлять важнейшие функции по социализации и индивидуализации подрастающего поколения.

Этнокультурное воспитание решает триединую задачу: в этнокультурном плане - воспитание личности, носителя определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурном плане - формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов; в поликультурном плане - приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.

Построение воспитательного процесса на традициях этнической культуры придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции пробуждают у воспитанников генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.

В условиях нашего интерната созданы и функционируют клубы по национально - прикладному творчеству для сохранения традиций, клуб «Нудакова», что в переводе означает «Волшебная мастерская». Занятия проходят в соответствии с программой «Декоративно - прикладного творчества», которая способствует развитию навыков и умений девочек и мальчиков в приобретении мастерства традиционного рукоделия, посещают клуб 15 детей, кроме этого ребята занимаются в других клубах в интернате : «Ханебцётаку» - Герасимова Г. В., «Мэбетако» - Вэнго И. О., «Волшебная кисточка» - Нуриева Н. И., «Мелне» - Нядонги И. Х.

Ребята с большим удовольствием занимаются бисероплетением, шитьём национальных изделий, кукол («Нухуко»). Творческие работы воспитанников представляются на институциональном, муниципальном, окружном, всероссийском, международном уровнях.

С 2015 года школа-интернат реализует модель этнокультурного образования через реализацию школьного этнопарка, где каждый воспитатель интерната проводит занятия этнокультурной направленности. В нашей группе №4 за 2015, 2016г. г. проведены 3 мастер-класса: в 2015 - по бисероплетению «Голубика» и занятие по национальным играм «Парня» (Ненецкая деревянная юла) и «Вывка» (Жужжалка, в 2016 году - мастер - класс по бисероплетению «Порхающая бабочка».

Развивающие зоны, функционирующие в интернате играют огромную роль в воспитании детей : во время практических занятий (плетение бисером, шитьё нухуко, происходит познание творчества народов Севера, обрядов и преданий. На посиделках у чума ребята рассказывают ненецкие сказки, разные истории, легенды, вспоминают традиции семьи, даже поют ненецкие песни и читают стихи на родном языке, именно эти формы работы способствуют раскрепощению детей, формированию культуры семейных отношений, сохранению ненецкого языка и культуры.

Главным направлением в своей работе воспитатели интерната считают организацию воспитательной деятельности, направленную на сохранение этнокультурного наследия через вовлечение воспитанников интерната не только в клубных занятиях, но и в организации проведения общеинтернатских мероприятий :

«Нани торова интернат», «Лакомбой, интернат», «Посвящение перво-классников в группы (семьи)», «День семьи»;

мероприятий посвящённых ко Дню рождения Ямала «Ямал - моя Родина», «Растительный и животный мир Севера»;

мероприятий, посвящённых празднику птиц «Вороний день»;

мероприятий, посвящённых годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Герои земли Северной», «Чтобы помнили…».

Еще одно направление работы в модели этнокультурного образования взаимодействие с Муниципальным учреждением культуры «Межпоселенче-ской центральной библиотеки» - Библиотеки с. Ныда, где работники библиотеки проводят экскурсии к памятным датам, рассказывают о писателях Севера (Л. В. Лапцуй, А. С. Неркаги и др.)

Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе, национальным играм. С этой целью проведены различные беседы, конкурсы, игры: спортивные праздники «Сильные, ловкие, смелые», «Спортивный серпантин». Игра - путешествие «Как прекрасен этот мир!». Принимаем участие в районном месячнике профориентаций - «Путешествие в мир профессий» (игра-конкурс, «Все работы хороши» презентация; месячник профилактики правонарушений обучающихся «Чтобы не случилось беды» (игра-практикум, «Мы выбираем жизнь» интеллектуальная игра. Информацию о проведённых мероприятиях публикуем и выкладываем на школьный сайт.

В работе с воспитанниками, чьи родители ведут кочевой образ жизни, приоритетными направлениями являются: поиск оптимальных форм воспитания детей, обеспечение реализации прав на получение образования и воспитания в традициях культуры и истории своего народа, приобщение к традиционным промыслам, национально - прикладному творчеству; оказание помощи семье в обучении и воспитании детей, с учетом этнопедагогики и этнопсихологии, формирование навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия их творческих способностей. Коллектив интерната ищет новые формы взаимодействия с семьей.

Традиционным в работе стало проведение общешкольного мероприятия «Диалог с общественностью» : в 2014 году на тему: «У счастливых родителей - счастливые дети»; в 2015 «Мы родом из тундры…» - проводим презентацию, в которой были отображены основные моменты жизни группы (семьи); в 2016 «Наши дети – наше будущее» - это мероприятие, где показаны основные моменты жизни детей в интернате. Кроме этого стараемся привлечь родителей к активному участию в жизни интерната и воспитании детей, проводим беседы по телефону, консультации. Посещаем семьи по приезду их в село, приглашаем родителей в школу и в интернат.

Заключение: Используя в своей работе народную педагогику ненцев, развивающие творческие способности воспитанников, воспитатели интерната стремятся к тому, чтобы дети знали историю и культуру своего народа, учились беречь хрупкую природу своего края, получили целостную картину мира и понимание роли человека в этом мире, чтобы каждый ребенок нашел себя, сохранив при этом свои корни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: Монография. - СПб. : Изд-во "Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области", 2009.

2. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: Монография. - М. : Прометей, 2006.

3. Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания : сравнительное исследование. - М. : Academia, 2008.

4. Захарова Л. М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образова-нии: Практико-ориентированная монография. - Ульяновск: УлГПУ, 2008.

5. Гребенкина Л. К., Аджиева Е. М., Еремкина О. В. и др. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников «Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников» (на экране висит 1 слайд с названием.

Информационно-пространственная среда в ДОУ как условие поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников (Слайд 1) В федеральном государственном стандарте дошкольного образования как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке.

Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка» Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного.

Пространственно-предметная развивающая среда как важное условие гендерного воспитания ребенка Пространственно-предметная развивающая среда в младшей группе выступает важным условием гендерного воспитания ребенка, стимулирует выражение.

Развивающая предметно-пространственная среда — необходимое условие развития ребенка Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие экологического воспитания дошкольников Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Н. Г. Гарин-Михайловский Экологическое образование.

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО» Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного.

Взаимодействие ДОУ с семьей как условие воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем и родителями, является воспитание у дошкольников.

Здоровьезберегающая среда в ДОУ — условие физического и психического здоровья детей. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 11:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД