МААМ-картинки

Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.

Алма Салиндер
Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.
▼ Скачать + Заказать документы

Этнокультурная среда, как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.

Создание условий для развития воспитанников, воспитание личности через формирование систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению для приобщения в процессе воспитания к культуре, традициям ненецкого народа - это основная цель работы воспитателя интерната.

Публикация «Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната,» размещена в разделах

Этнокультурное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс приобщения воспитанников к этнической культуре в интернате. Эт-нокультурное воспитание обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у воспитанников этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, профилактики межнациональных конфликтов. Такое обучение и воспитание формирует у воспитанников понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой - сохранение культурной идентичности собственного народа.

Использование основ народной художественной культуры, а также включения средств народной педагогики в разнообразные формы жизнедеятельности воспитанников дает возможность совершенствования воспитательной системы в школе-интернате, а также позволяет осуществлять важнейшие функции по социализации и индивидуализации подрастающего поколения.

Этнокультурное воспитание решает триединую задачу: в этнокультурном плане - воспитание личности, носителя определенной культуры с высоким уровнем этнического самосознания; в межкультурном плане - формирование личности, знающей и уважающей культуры других народов; в поликультурном плане - приобщение к общечеловеческим культурным ценностям.

Построение воспитательного процесса на традициях этнической культуры придает ему гуманистический характер, способствует формированию ценностных ориентаций, духовно-нравственной устойчивости, гражданско-патриотической позиции, этнической идентичности. Этнокультурные традиции пробуждают у воспитанников генетическую память, обеспечивают преемственность поколений, способствуют значительному повышению результативности воспитательного процесса.

В условиях нашего интерната созданы и функционируют клубы по национально - прикладному творчеству для сохранения традиций, клуб «Нудакова», что в переводе означает «Волшебная мастерская». Занятия проходят в соответствии с программой «Декоративно - прикладного творчества», которая способствует развитию навыков и умений девочек и мальчиков в приобретении мастерства традиционного рукоделия, посещают клуб 15 детей, кроме этого ребята занимаются в других клубах в интернате : «Ханебцётаку» - Герасимова Г. В., «Мэбетако» - Вэнго И. О., «Волшебная кисточка» - Нуриева Н. И., «Мелне» - Нядонги И. Х.

Ребята с большим удовольствием занимаются бисероплетением, шитьём национальных изделий, кукол («Нухуко»). Творческие работы воспитанников представляются на институциональном, муниципальном, окружном, всероссийском, международном уровнях.

С 2015 года школа-интернат реализует модель этнокультурного образования через реализацию школьного этнопарка, где каждый воспитатель интерната проводит занятия этнокультурной направленности. В нашей группе №4 за 2015, 2016г. г. проведены 3 мастер-класса: в 2015 - по бисероплетению «Голубика» и занятие по национальным играм «Парня» (Ненецкая деревянная юла) и «Вывка» (Жужжалка, в 2016 году - мастер - класс по бисероплетению «Порхающая бабочка».

Развивающие зоны, функционирующие в интернате играют огромную роль в воспитании детей : во время практических занятий (плетение бисером, шитьё нухуко, происходит познание творчества народов Севера, обрядов и преданий. На посиделках у чума ребята рассказывают ненецкие сказки, разные истории, легенды, вспоминают традиции семьи, даже поют ненецкие песни и читают стихи на родном языке, именно эти формы работы способствуют раскрепощению детей, формированию культуры семейных отношений, сохранению ненецкого языка и культуры.

Главным направлением в своей работе воспитатели интерната считают организацию воспитательной деятельности, направленную на сохранение этнокультурного наследия через вовлечение воспитанников интерната не только в клубных занятиях, но и в организации проведения общеинтернатских мероприятий :

«Нани торова интернат», «Лакомбой, интернат», «Посвящение перво-классников в группы (семьи)», «День семьи»;

мероприятий посвящённых ко Дню рождения Ямала «Ямал - моя Родина», «Растительный и животный мир Севера»;

мероприятий, посвящённых празднику птиц «Вороний день»;

мероприятий, посвящённых годовщине Победы в Великой Отечественной войне, «Герои земли Северной», «Чтобы помнили…».

Еще одно направление работы в модели этнокультурного образования взаимодействие с Муниципальным учреждением культуры «Межпоселенче-ской центральной библиотеки» - Библиотеки с. Ныда, где работники библиотеки проводят экскурсии к памятным датам, рассказывают о писателях Севера (Л. В. Лапцуй, А. С. Неркаги и др.)

Большое внимание уделяется спортивно-оздоровительной работе, национальным играм. С этой целью проведены различные беседы, конкурсы, игры: спортивные праздники «Сильные, ловкие, смелые», «Спортивный серпантин». Игра - путешествие «Как прекрасен этот мир!». Принимаем участие в районном месячнике профориентаций - «Путешествие в мир профессий» (игра-конкурс, «Все работы хороши» презентация; месячник профилактики правонарушений обучающихся «Чтобы не случилось беды» (игра-практикум, «Мы выбираем жизнь» интеллектуальная игра. Информацию о проведённых мероприятиях публикуем и выкладываем на школьный сайт.

В работе с воспитанниками, чьи родители ведут кочевой образ жизни, приоритетными направлениями являются: поиск оптимальных форм воспитания детей, обеспечение реализации прав на получение образования и воспитания в традициях культуры и истории своего народа, приобщение к традиционным промыслам, национально - прикладному творчеству; оказание помощи семье в обучении и воспитании детей, с учетом этнопедагогики и этнопсихологии, формирование навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия их творческих способностей. Коллектив интерната ищет новые формы взаимодействия с семьей.

Традиционным в работе стало проведение общешкольного мероприятия «Диалог с общественностью» : в 2014 году на тему: «У счастливых родителей - счастливые дети»; в 2015 «Мы родом из тундры…» - проводим презентацию, в которой были отображены основные моменты жизни группы (семьи); в 2016 «Наши дети – наше будущее» - это мероприятие, где показаны основные моменты жизни детей в интернате. Кроме этого стараемся привлечь родителей к активному участию в жизни интерната и воспитании детей, проводим беседы по телефону, консультации. Посещаем семьи по приезду их в село, приглашаем родителей в школу и в интернат.

Заключение: Используя в своей работе народную педагогику ненцев, развивающие творческие способности воспитанников, воспитатели интерната стремятся к тому, чтобы дети знали историю и культуру своего народа, учились беречь хрупкую природу своего края, получили целостную картину мира и понимание роли человека в этом мире, чтобы каждый ребенок нашел себя, сохранив при этом свои корни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева А. Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: Монография. - СПб. : Изд-во "Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области", 2009.

2. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ: Монография. - М. : Прометей, 2006.

3. Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания : сравнительное исследование. - М. : Academia, 2008.

4. Захарова Л. М. Этнопедагогические технологии в дошкольном образова-нии: Практико-ориентированная монография. - Ульяновск: УлГПУ, 2008.

5. Гребенкина Л. К., Аджиева Е. М., Еремкина О. В. и др. Методика воспитательной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В. А. Сластенина. - 6-е изд., стер. - М. : Академия, 2008.

6. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников «Развивающая предметно-пространственная среда как одно из условий гендерного воспитания дошкольников» (на экране висит 1 слайд с названием.

Информационно-пространственная среда в ДОУ как условие поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников (Слайд 1) В федеральном государственном стандарте дошкольного образования как стандарте разнообразия детства, особое внимание уделено поддержке.

Консультация для педагогов «Предметно-пространственная среда как условие развития личности ребенка» Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного.

Пространственно-предметная развивающая среда как важное условие гендерного воспитания ребенка Пространственно-предметная развивающая среда в младшей группе выступает важным условием гендерного воспитания ребенка, стимулирует выражение.

Развивающая предметно-пространственная среда — необходимое условие развития ребенка Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления.

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие экологического воспитания дошкольников Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Н. Г. Гарин-Михайловский Экологическое образование.

Семинар-практикум «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие реализации ФГОС ДО» Цель:выявление и обобщение знаний педагогов о создании развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС дошкольного.

Взаимодействие ДОУ с семьей как условие воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем и родителями, является воспитание у дошкольников.

Здоровьезберегающая среда в ДОУ — условие физического и психического здоровья детей. «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 11:41
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Этнокультурная среда как условие воспитания национальной идентичности воспитанника интерната.» (включая файлы) размещена пользователем Алма Салиндер (УИ 643836) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД