ольга щербо
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие экологического воспитания дошкольников
Природа – это самая лучшая из книг,
написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.
Н. Г. Гарин-Михайловский
Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Публикация «Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.
Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. Концептуальные подходы к выявлению содержания развивающей предметно-пространственной экологической среды представлены в исследованиях Т. М. Бондаренко, Л. И. Греховой, H.H. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, Т. П. Потаповой и др.
Развивающая предметно-пространственная экологическая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.
Во всех группах созданы экологические центры, которые не только знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, но и обогащают представления детей о многообразии природного мира, воспитывают любовь и бережное отношение к природе, приобщают детей к уходу за растениями и животными, формируют начала экологической культуры. Содержание экологических центров зависит от возраста дошкольников.
Задачи экологического центра : развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
В экологическом центре нашей группы находятся следующие материалы и оборудование.
Компонент дидактический Компонент
стимулирующий
-Книги познавательного характера для детей среднего дошкольного возраста;
- тематические альбомы (птицы, времена года и др.);
- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки,
- коллекции: "Ткани",
"Бумага", "Пуговицы";
- мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.).
Компонент оборудования
- Песок, глина;
- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;
- материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- семена бобов, фасоли, гороха;
- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);
-простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.
Компонент стимулирующий
- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего дошкольного возраста;
- персонажи, наделанные определенными чертами
("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация;
- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняются воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.
Материал, находящийся в центре для экспериментирования, должен быть рассчитан на детей с разным уровнем развития. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе.
Детям нравятся игры-эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;
- игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;
- игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».
В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды.
После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Мы с детьми принимали участие в конкурсе «Вторая жизнь вещей».
Все поделки были помещены в специально отведенное место в экологическом центре и дети могут ими постоянно любоваться.
Конечно, большую помощь нам оказали наши дорогие родители. Поделки были красивые, разнообразные. Было очень приятно видеть совместное творчество детей и родителей.
Экологическое воспитание дошкольников не ограничивается групповым пространством. На территории ДОО имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Был создан макет экологической тропы совместно с детьми и воспитателем.
Так же у нас в группе имеется экологическая библиотека «Полочки умных книг», которая представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.
Дети нашей группы вместе с родителями участвовали в оформлении плакатов и газет экологических на тему «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной».
Детям очень понравилось делать газеты своими руками. Они принимали активное участие в их оформлении. Придумывали рисунки, стихи, ребусы.
Так же мы с детьми начали работу над долгосрочным проектом: изготовление книги «Энциклопедия экологических праздников». Каждая страница книги посвящена какому-либо экологическому празднику. Мы с детьми собирали информацию о праздниках таких как, «День Земли», «День птиц» и т. д. Детям совместно с родителями очень нравится добывать информацию из разных источников: библиотека, разные атласы, интернет. Надеюсь, что со временем, когда наш проект подойдёт концу у нас получится замечательная книга.
Таким образом, создавая лаборатории, экологические центры необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует.
Экологическая развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в экологическом центре, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.