Татьяна Васильевна Елисеева
Проектная деятельность по речевому развитию в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
выступление на МО воспитателей ДОУ
В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников.
Основные направления работы по развитию речи детей : развитие словаря; воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя; развитие связной речи.
Основная цель:формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающимина основе овладения литературным языком своего народа.
Публикация «Проектная деятельность по речевому развитию в первой младшей группе» размещена в разделах
Задачи речевого развития :
1. Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками.
2. Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения.
3. Развивать желание детей активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность.
4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).
Группу посещают 42. Из них 22 мальчика и 20 девочек. Возраст детей: от 2 до 3 лет.
Третий год жизни является для ребенка переходным от раннего детства к дошкольному. Познавая окружающий мир, ребенок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойства, отношений.
Развивая речь двухлетнего ребенка, нужно заботиться не только о том, чтобы малыш произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием. Поэтому работу по формированию словаря я тесно связываю с работой по ознакомлению с окружающим. Многие дети моей группы легко подражают речи взрослого, повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка, наблюдается большой разрыв. Я стараюсь обеспечивать постепенное усвоение детьми нового. В этих целяхя широко используюзадание типа: «Найди и принеси», «Покажи …». Эти задания помогают выяснить, понимает ли ребенок о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. По обогащению словаря ведется большая работа, как на занятиях, так и вне занятий. Учу детей называть и различать части предметов, качество предметов, понимать обобщающие слова. Стараюсь активизировать в речи слова, обозначающие название предметов ближайшего окружения. Так же в группе ведется работа по З. К. Р. – учудетей внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Стараюсь помочь детям выбрать правильный темп речи, интонационную выразительность. В процессии речевого общения подсказываю детям правильные формы слова. Формирую у ребенка умение согласовывать существительные и местоимение с глаголами (Соня пришел - пришла. Она сказал - сказала). Привлекаю детей к участию в инсценировках, тем самым побуждаюдетей повторять предложения, окрашивая их эмоционально. Активизируя фразовую речь, задаю детям вопросы причинно следственного характера. И хотя эти вопросы еще трудны детям,яиспользую их часто, помня о том,что реальные отношения между предметами дети понимают гораздо раньше, чем могут выразить свое понимание в речи. Обучение на занятиях направлены на то, чтобы совершенствовать у детей умение понимать речь воспитателя, отвечать на вопросы, поддерживая разговор. Большая работа проводится по ознакомлению с произведениями художественной литературы. Сказки детям не читаются, а рассказываются, по ходу рассказывания детям предлагается выполнять имитационные движения. Часто использую различные виды театров (плоскостной, на фланелеграфе). При чтении песенок, потешек стараюсь создавать благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми, всевозможными приемами стараемсяюсьудержать внимание детей. Большую роль в развитие речи и пополнении активного словарямалышей имеет заучивание и использование в режимных моментах пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики, коротких стихотворенийНесовершенства детской речи для детей моейгруппы вполне закономерны. Используя в своей работе все выше перечисленные методы и приемы к концу учебного года программный материал, предусмотренный для детей первой младшей группы будет усвоен полностью.