Рузанна Минасян
«Профессии на стройке» конспект занятия в логопедической группе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
на тему: «Профессии на стройке»
для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи)
5-6 лет
Вид НОД: развитие лексико-грамматических средств языка с детьми с общим недоразвитием речи, второй год обучения (старшая группа).
Форма НОД: Подгрупповое.
Цель:
Публикация «„Профессии на стройке“ конспект занятия в логопедической группе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Активизация и актуализация словаря по теме: «Профессии на стройке».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления детей о строительных специальностях, инструментах и материалах;
- формировать конкретные представления об этапах строительства;
- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление словосочетаний);
- обогащать словарь детей новыми словами: фундамент, многоэтажный, спецтехника, экскаваторщик, архитектор, каменщик, кровельщик, маляр, плотник, водопроводчик, электрик.
- учить образовывать формы слов дательного и винительного падежей
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное внимание и восприятие, память и мышление,
- развивать тонкую и общую моторику, графомоторные навыки;
Коррекционно-воспитательная:
- формировать ценностное отношение к труду людей строительных профессий и их результатам;
Оборудование и материал: мольберт, игрушки-строительные инструменты, конверт, альбомные листы, контейнер с карандашами и трафареты домиков по количеству детей.
Предварительная работа: (проводится воспитателями групп) : Расширение и уточнение словаря по теме: «Строительные специальности», конструктивная игра «Строим дом», чтение стихов о профессиях строителей, разучивание физминутки «Маляры», пальчиковой гимнастики «Новый дом». Чтение художественной литературы: С. Баруздин «Строим дом», С. Михалков «Три поросенка», рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями.
Использование развивающей технологии:
Развивающая технология по коррекции общего недоразвития речи у старших дошкольников Н. В. Нищевой.
Компьютерные технологии: презентация «Профессии на стройке».
Приемы здоровье-сберегающих технологий: смена видов деятельности, пальчиковая гимнастика, физминутка (координация речи с движением).
Ход НОД:
1. Организационный этап. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона).
Логопед приглашает детей в кабинет, на столах расставлены игрушки – строительные инструменты.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, что вы видите на столе?
- Правильно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о том кому нужны и для чего эти инструменты?
2. Основной этап.
(Стук в дверь)
- Дети, вы слышите, кто-то стучит? (логопед выходит за дверь и заходит с конвертом). Это почтальон, он принёс нам письмо, давайте откроем и прочтём его. (зачитывает текст письма).
«Дорогие ребята! Мы хотим сделать для нашего братца Наф-Нафа сюрприз – построить высокий дом как у вас, людей, чтобы в нем могли гостить наши многочисленные сказочные друзья. Но наши дома все время ломаются. Не понимаем почему. Помогите пожалуйста!
Ниф-ниф и Нуф-нуф».
- Узнали героев? Из какой они сказки? Поможем поросятам разобраться, почему у них не получается построить дом как у нас, людей? Расскажем, как правильно построить дом, в какой последовательности.
- Дети, а вы догадались, какой дом решили построить Ниф-ниф и Нуф-нуф?
- Правильно, многоэтажный.
- Чтобы построить настоящий дом как у нас, людей, должно потрудиться много мастеров. Давайте вспомним и назовём профессии людей, которые работают на стройке.
- Да, строители. Но каждый выполняет свою работу, у каждого своя специальность. Первоочередная задача-создать проект. За эту работу берётся архитектор.
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листе бумажном.
Затем нужно подготовить площадку для дома. И за работу принимаются водители спецтехники. Экскаваторщик роет котлован для фундамента.
Водитель бетономешалки заливает бетон.
Вот и площадка готова!
В переулке дом растёт,
Стены каменщик кладёт.
С ним помощник мастерок,
Мастерок-лопатка.
Будет дом построен в срок.
Прочной будет кладка.
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
В новый дом маляр пришёл
Красит стены, двери, пол?
А наличник на окне
Он доверил красить мне.
Упражнение на координацию речи с движением «Маляры».
Маляры известку носят,
Стены кистью купоросят
Не спеша разводят мел
Я бы тоже так сумел
идут по кругу,
держат в руках воображаемые ведра
поворачиваются лицом в круг, делают движения вверх-вниз воображаемой кистью.
Наклоняются, мешают воображаемой кистью в воображаемом ведре
Вновь «красят».
Он бревно отешет ловко,
Рамы сделает, навес.
У него смолой спецовка
Как сосновый пахнет лес.
Водопроводчик прокладывает
водопроводные трубы.
Вдруг погас в квартире свет.
Как нам быть, кто даст совет?
Мы электрика зовём,
Он приходит сразу в дом.
Ремонтирует проводку.
Действует умело, чётко.
С электричеством, друзья,
Быть беспечными нельзя.
Игра «Инструменты для мастера».
- Ребята, а сейчас поиграем в игру. Необходимо назвать какому мастеру какие нужны инструменты для работы
- Ниф-ниф и Нуф-нуф пытались построить здание, но оно все время рушилось. Как вы думаете, почему?
- Правильно, они строили дом из соломы и прутьев. Поросята использовали свой любимый материал: солому и ветки.
- Можно использовать солому и ветки в строительстве?
- Почему нет?
- Правильно, это непрочный материал.
- А из чего люди строят дома? (из дерева, кирпича).
- А как всё это называется?
- Правильно, строительные материалы.
Пальчиковая гимнастика «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом.
Есть окошко в доме том.
Есть еще одно повыше
Есть труба вверху на крыше.
Дом готов, зовем гостей:
«Приходите поскорей!» ударяют, чередуя, кулачком о
кулачок,
ладонями изображают «стены»
дома,
пальцами изображают «окна»,
соединяют ладони «крышей»,
мизинец отставляют в сторону –
«труба»
делают приглашающий жест рукой.
Молодцы ребята, очень аккуратно вы умеете забивать гвозди.
Работа с трафаретами «Построим дом!»
- Ребята, а теперь я вам предлагаю стать архитекторами и создать проекты многоэтажных домов для поросят. (дети обводят трафарет многоэтажного дома, затем логопед предлагает закрепить работы на мольберте и назвать части дома, затем даёт положительную оценку работам детей).
-А теперь вложим в конверт ваши проекты и отправим поросятам. Они смогут выбрать лучший проект и по нему построить дом для своего братца
Наф-Нафа.
3. Подведение итога НОД.
- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий работают на стройке?
- Молодцы, вы очень постарались и помогли поросятам Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу.
(обязательно положительно оценивает работу детей на занятии).