Лучший педагог года

Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества дошкольного образования

Анастасия Кривошеина
Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества дошкольного образования

Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Дошкольное образование является первой ступенью общего непрерывного образования. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной.

Публикация «Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества дошкольного образования» размещена в разделах

Всем известно, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Что же такое «профессиональная компетентность педагога»? В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности.

Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в профессиональном стандарте педагога, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения :

- общепрофессиональная компетентность;

- компетентность в педагогической оценке развития ребёнка;

- компетентность в организации и проектировании образовательного процесса;

- компетентность в управлении взаимоотношениями с родителями;

- компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;

- компетентность в разработке образовательных программ;

- компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;

- компетентность профессионально-личностного совершенствования;

- ИКТ-компетентность;

- компетентность в создании предметно-пространственной среды.

Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов в нашем детском саду выстроена определённая система работы, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов. Выстраивается она в трех направлениях:

- повышение уровня теоретических знаний и научно-методического творчества;

- повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами;

- развитие профессиональных умений и педагогической техники.

Повышение уровня теоретических знаний и научно-методического творчества.

• Посещение педагогами курсов повышения квалификации.

• Участие педагогов в городских методических объединениях.

• Консультирование.

• Теоретические семинары, семинары-практикумы, проблемные семинары.

Самообразование.

• Работа педагогов в творческих группах.

Своевременное прохождение курсовой подготовки - основа повышения педагогической компетентности. Регулярно педагоги нашего детского сада проходят курсы повышения квалификации. По возвращении с курсов каждый педагог в разных формах методической работы: «Экспресс-информация», «Круглый стол» и т. д. знакомит коллектив с новинками науки и практики.

Методические объединения проводятся ежемесячно для педагогов, работающих с детьми разных возрастных групп, а также специалистов (музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов и педагогов-психологов). При этом используются новые нетрадиционные формы: презентация; гостевой обмен опытом педагогов; «Мастер-класс»; деловая игра др.

Эффективными являются индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека, так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам.

Самообразование – это наиболее эффективный способ повышения педагогической компетентности педагогов. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Одной из форм работы, которая играет особую роль в непрерывном повышении квалификации педагогов, являются творческие группы. При формировании группы учитывается желание, профессиональные интересы самих педагогов. Руководитель творческой группы - из числа высококвалифицированных педагогов, имеющих организаторские способности, хорошую теоретическую и практическую базу. Результатом деятельности творческих групп педагогов является не только взаимообучение, но и некий продукт деятельности: проекты, программы, перспективные планы образовательного процесса, конспекты, пособия, сценарии и т. п.

Повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами.

Психолого-педагогические тренинги.

• Использование методов морального поощрения и награждения.

• Неофициальные коллективные мероприятия.

Большое значение в работе педагога имеет повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. И здесь хорошо себя зарекомендовали психолого-педагогические тренинги. Групповая работа способствует изменениям в установках личности, развивая умение проанализировать и увидеть себя с позиции окружающих людей, коллег; развитию навыков коллективного взаимодействия. Моделирование педагогических ситуаций помогает осмыслить наиболее часто встречающиеся ошибки и определить конструктивные стратегии их преодоления.

Мотивация коллектива - важный фактор результативности его работы.

Система мотиваций включает материальные, и нематериальные стимулы, с учётом специфики деятельности персонала, социально-экономических реалий и личностных характеристик.

Основные способы стимулирования, которые применяются в нашем детском саду:

• организация конкурсов профессионального мастерства, педагогических мастерских и педагогических чтений,

• признание за хорошо выполненную работу – похвала, повышение статуса,

• награждение благодарственными письмами и грамотами,

• статьи в СМИ и размещение информации о достижениях педагогов на сайте учреждения,

• подарки от учреждения – подарки к профессиональным праздникам, событиям в личной и профессиональной жизни,

• стимулирующие выплаты на основании аналитической информации о показателях деятельности работников.

Развитие профессиональных умений и педагогической техники.

• Участие в профессиональных конкурсах, мастер-классах.

Педагогическая гостиная.

• Обобщение и распространение опыта.

Участие в профессиональных конкурсах – важное условие положительной мотивации воспитателя на профессиональное становление и самосовершенствование. Из личного опыта убедилась, что участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей.

Мастер-класс как метод обучения все шире используется в развитее профессиональных умений педагогов, является отличной формой передачи опыта коллегам внутри детского сада или ДОУ города, а так же на всероссийском и международном уровне через интернет - ресурсы (например, фото и видео занятия с последующим обсуждением).

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Воспитатели нашего детского сада публикуют методические наработки в педагогических интернет-сообществах, электронных журналах, а также участвуют в методических объединениях, мастер-классах, городских методических объединениях и т. д.

Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении«Интернет-ресурс сайт МAAM.RU в жизни дошкольного педагога». Выступление на городском методическом объединении На базе нашего детского сада прошло городское методическое объединение для воспитателей групп старшего дошкольного возраста. Тема ГМО"Подготовка.

Обмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагогаОбмен опытом, как обязательное условие повышения качества образовательной деятельности педагога Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Диккенс Ч. Современный педагог делает очень.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Социальное партнерство как фактор повышения качества воспитательной работы в ДОО Актуальность: Дошкольное образование- это первый этап образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества дошкольного образования
Опубликовано: 24 июля 2022 в 11:20
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД