Анастасия Кривошеина
Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Закон «Об образовании в Российской Федерации» рассматривает воспитание в дошкольной организации как уровень образования. Дошкольное образование является первой ступенью общего непрерывного образования. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной.
Публикация «Профессиональная компетентность педагога как ресурс повышения качества дошкольного образования» размещена в разделах
Всем известно, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. Что же такое «профессиональная компетентность педагога»? В настоящее время, в педагогической литературе «профессиональная компетентность» и «профессиональные компетенции» представляются как ценностные ориентации, личностные качества и способности педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях своей профессиональной деятельности.
Проведя анализ профессиональных компетенций воспитателя, отражающих специфику работы на дошкольном уровне образования указанных в профессиональном стандарте педагога, а также в работах других педагогов и специалистов дошкольного образования можно выделить следующие компетентности и компетенции, которыми должен обладать педагог современного дошкольного учреждения :
- общепрофессиональная компетентность;
- компетентность в педагогической оценке развития ребёнка;
- компетентность в организации и проектировании образовательного процесса;
- компетентность в управлении взаимоотношениями с родителями;
- компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников;
- компетентность в разработке образовательных программ;
- компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса;
- компетентность профессионально-личностного совершенствования;
- ИКТ-компетентность;
- компетентность в создании предметно-пространственной среды.
Для обеспечения развития профессиональной компетентности педагогов в нашем детском саду выстроена определённая система работы, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов. Выстраивается она в трех направлениях:
- повышение уровня теоретических знаний и научно-методического творчества;
- повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами;
- развитие профессиональных умений и педагогической техники.
Повышение уровня теоретических знаний и научно-методического творчества.
• Посещение педагогами курсов повышения квалификации.
• Участие педагогов в городских методических объединениях.
• Консультирование.
• Теоретические семинары, семинары-практикумы, проблемные семинары.
• Самообразование.
• Работа педагогов в творческих группах.
Своевременное прохождение курсовой подготовки - основа повышения педагогической компетентности. Регулярно педагоги нашего детского сада проходят курсы повышения квалификации. По возвращении с курсов каждый педагог в разных формах методической работы: «Экспресс-информация», «Круглый стол» и т. д. знакомит коллектив с новинками науки и практики.
Методические объединения проводятся ежемесячно для педагогов, работающих с детьми разных возрастных групп, а также специалистов (музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов и педагогов-психологов). При этом используются новые нетрадиционные формы: презентация; гостевой обмен опытом педагогов; «Мастер-класс»; деловая игра др.
Эффективными являются индивидуальные консультации, либо консультации для малых групп (2-3 человека, так как они позволяют оказать конкретную адресную помощь педагогам по интересующим их вопросам.
Самообразование – это наиболее эффективный способ повышения педагогической компетентности педагогов. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
Одной из форм работы, которая играет особую роль в непрерывном повышении квалификации педагогов, являются творческие группы. При формировании группы учитывается желание, профессиональные интересы самих педагогов. Руководитель творческой группы - из числа высококвалифицированных педагогов, имеющих организаторские способности, хорошую теоретическую и практическую базу. Результатом деятельности творческих групп педагогов является не только взаимообучение, но и некий продукт деятельности: проекты, программы, перспективные планы образовательного процесса, конспекты, пособия, сценарии и т. п.
Повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами.
• Психолого-педагогические тренинги.
• Использование методов морального поощрения и награждения.
• Неофициальные коллективные мероприятия.
Большое значение в работе педагога имеет повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. И здесь хорошо себя зарекомендовали психолого-педагогические тренинги. Групповая работа способствует изменениям в установках личности, развивая умение проанализировать и увидеть себя с позиции окружающих людей, коллег; развитию навыков коллективного взаимодействия. Моделирование педагогических ситуаций помогает осмыслить наиболее часто встречающиеся ошибки и определить конструктивные стратегии их преодоления.
Мотивация коллектива - важный фактор результативности его работы.
Система мотиваций включает материальные, и нематериальные стимулы, с учётом специфики деятельности персонала, социально-экономических реалий и личностных характеристик.
Основные способы стимулирования, которые применяются в нашем детском саду:
• организация конкурсов профессионального мастерства, педагогических мастерских и педагогических чтений,
• признание за хорошо выполненную работу – похвала, повышение статуса,
• награждение благодарственными письмами и грамотами,
• статьи в СМИ и размещение информации о достижениях педагогов на сайте учреждения,
• подарки от учреждения – подарки к профессиональным праздникам, событиям в личной и профессиональной жизни,
• стимулирующие выплаты на основании аналитической информации о показателях деятельности работников.
Развитие профессиональных умений и педагогической техники.
• Участие в профессиональных конкурсах, мастер-классах.
• Педагогическая гостиная.
• Обобщение и распространение опыта.
Участие в профессиональных конкурсах – важное условие положительной мотивации воспитателя на профессиональное становление и самосовершенствование. Из личного опыта убедилась, что участие в конкурсах профессионального мастерства – мотивация к дальнейшему профессиональному росту. Конкурс всегда предоставляет возможность обогатить свой опыт и поделиться собственными ценными находками и достижениями в области профессионального мастерства, открыть в себе глубину творческих способностей.
Мастер-класс как метод обучения все шире используется в развитее профессиональных умений педагогов, является отличной формой передачи опыта коллегам внутри детского сада или ДОУ города, а так же на всероссийском и международном уровне через интернет - ресурсы (например, фото и видео занятия с последующим обсуждением).
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Воспитатели нашего детского сада публикуют методические наработки в педагогических интернет-сообществах, электронных журналах, а также участвуют в методических объединениях, мастер-классах, городских методических объединениях и т. д.
Профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.