Программа по формированию здорового образа жизни «Наш выбор — здоровый образ жизни»

Людмила Сливова
Программа по формированию здорового образа жизни «Наш выбор — здоровый образ жизни»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора ГКУ СО КК Директор ГКУ СО КК

«Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» «Краснодарский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

___Н. А. Скрыпченко ___Н. А. Кульчицкая

«___» ___ 2015 года «___» ___ 2015 года

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа

по формированию здорового образа жизни

«Наш выбор – здоровый образ жизни»

Разработчики: воспитатель отделения диагностики

и социальной реабилитации Сливова Л. В.

Краснодар

2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«В здоровом теле - здоровый дух» - крылатое латинское выражение (традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье).

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения детей, без ущерба для их здоровья.

В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушения зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика. Важно не только научить детей выполнять специальные упражнения в системе, но и понять необходимость заботы о своем зрении и здоровье в целом.

Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика прекрасно развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Режим дня - одно из основных условий здорового образа жизни. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет ребенку выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Программа «Наш выбор – здоровый образ жизни» направлена на охрану здоровья воспитанников и пропаганду здорового образа жизни.

Она обеспечивает:

• пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;

формирование установки на использование здорового питания;

• становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя;

• развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Цель программы - сформировать у детей установку на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, применяя полученные знания и умения в повседневной жизни.

Задачи программы:

Обучающие:

• Расширить представление учащихся о здоровом образе жизни;

• Систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене.

Развивающие:

• Воспитание у учащихся осознанной потребности в здоровье, здоровом образе жизни, чувства ответственности не только за себя, но и за здоровье других людей.

• Развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела

• Развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

Воспитательные:

• Способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;

Формирование установки на здоровый образ жизни;

• Стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;

• Усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;

• Воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Виды занятий:

• беседы;

оздоровительные минутки;

• подвижные игры;

• комплекс упражнений по зрительной гимнастике;

• комплекс упражнений по дыхательной гимнастике;

• комплекс утренней гимнастики;

• викторины.

Организационные формы и приемы обучения

Дети младшего школьного возраста запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому занятия должны быть конкретными, краткими и понятными.

Укрепление здоровья детей во время учебного процесса

• Проветривание помещения.

• Соблюдение правильной осанки.

• Смена видов деятельности.

• Использование элементов самомассажа.

• В состав упражнений для физкультминуток включены: упражнения для формирования осанки, укрепления зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, рук, релаксационные упражнения для мимики лица.

Требования к уровню подготовки учащихся

Дети должны знать:

• Понятия: здоровье, эмоции, воля, стресс, табак, алкоголь;

• Внешнее строение тела человека: свой рост, вес, значение органов чувств и уход за ними;

• Опасность вредных привычек и их профилактика;

• Методы борьбы со стрессом;

• Важность закаливания и гигиены организма.

Организация деятельности младших школьников основывается на следующих принципах:

• добровольности участия детей;

• научности (научная достоверность);

• доступности (соответствие содержания фактического и теоретического материала возрастным и познавательным возможностям воспитанников);

• сознательности и активности;

• наглядности (обращение с литературой о здоровье);

• связь теории с практикой;

• индивидуального подхода к детям.

Ожидаемые результаты:

• снижение заболеваемости среди детей.

• создание сплоченного коллектива;

• личностный рост воспитанников;

• принятие детьми здорового образа жизни как осознанной необходимости.

Методика и технология реализации:

Программа состоит из 12 занятий. Общий объем занятий – 12 академических часов.

Категория обучаемых: несовершеннолетние подростки в возрасте 7-12 лет.

Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю в группе по 5-7 человек, для всех видов практических занятий устанавливается академический час продолжительностью 40 минут.

Форма проведения: групповая.

Данная форма организации позволяет объединить детей с различными навыками в одну группу, а также подключиться к группе с любого занятия, поскольку тема новой встречи отлична от предыдущих и последующих, т. е. на протяжении всего цикла проведения нет повторяющихся занятий.

Индивидуальная работа проводится по необходимости, она направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей в ходе реализации программы.

Занятия проводятся в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыки при необходимости.

Состав исполнителей: социальные педагоги, воспитатели, педагоги дополнительного образования социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, имеющие высшее, среднее профессиональное образование, образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля: специально оборудованная комната для проведения занятий.

Мониторинг эффективности работы: осуществляется на всех этапах реализации программы.

• Диагностические критерии оценки знаний в форме анкетирования;

• Имеет представление о здоровьесберегающих технологиях;

• Владеет комплексами гимнастик;

• Умеет самостоятельно провести различные виды гимнастик для сверстников;

• Может владеть своим поведением в стрессовых ситуациях;

• Владеет знаниями о вредных привычках.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Теоретическое занятие: «Что такое здоровый образ жизни

Рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека; актуализировать личностный смысл детей к сохранению здоровья.

2. Теоретическое занятие: «Моё отношение к здоровью и здоровому образу жизни»

Анкетирование обучающихся о здоровье как решающем факторе реализации возможностей человека во всех сферах жизни, в том числе и в обучении.

3. Теоретическое занятие: «Как сохранить хорошее зрение?»

Краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.

Показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.

4. Теоретическое занятие: «Что такое дыхательная гимнастика?»

Познакомить детей с правилами дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой. Профилактика заболеваний дыхательной системы детей.

5. Теоретическое занятие: «Если хочешь быть здоров – правильно питайся

Способствовать формированию привычки правильно питаться и соблюдать режим питания. Способствовать выработки навыков выбора правильных продуктов питания и составление ежедневного рациона.

6. Теоретическое занятие: «Если хочешь быть здоров – спортом занимайся

Формировать у детей убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности. Спорт – как основа здорового образа жизни.

7. Теоретическое занятие: «Правила личной гигиены»

Обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Знакомство детей с правила личной гигиены.

8. Теоретическое занятие: «Режим дня, для чего он нужен»

Дать понятие о здоровом образе жизни, о режиме дня; познакомить детей с режимом дня, обеспечивающим здоровье человека, учить составлять распорядок дня.

9. Теоретическое занятие: «Вредные привычки» (алкоголь).

Познакомить детей с распространенными мотивами и последствиями употребления алкоголя. Научить оказывать сопротивление негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.

10. Теоретическое занятие: «Вредные привычки» (табакокурение и наркомания).

Познакомить детей с распространенными мотивами и последствиями табакокурения и наркомании. Научить оказывать сопротивление негативному влиянию со стороны взрослых и сверстников.

11. Теоретическое занятие: «Что такое стресс?»

Познакомить детей с понятием «стресс», «стрессоустойчивость». Развивать способности всегда управлять своими эмоциями, уметь выдержать напор в сложных и экстремальных ситуациях. Обучение способам снятия стресса.

12. Заключительное занятие: «В здоровом теле – здоровый дух»

Способствовать воспитанию здорового образа жизни; формированию у детей необходимые знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни.

Список используемой литературы

Основная литература

• Абрамова И. В., Бочкарёва Т. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара, 2004г. Вишневская Е. Л. и др.

Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни. М., 2000

Здоровье. Что это такое и как его сохранить. М., ДИЛЯ, 2004 Ковалько В. И.

Здоровьесберегающие технологии. М., ВАКО, 2004г.

Дополнительная литература

• Безруких М. М., Филиппова Т. А., Макеева А. Г., Разговор о правильном питании / Методическое пособие. – М.: ОЛМА_ПРЕСС Инвест, 2003.

• Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс. – М.: ВАКО, 2004.

• Зайцев Г. К., Зайцев А. Г., Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 1998.

• Сладков Н. А., Рассказы. – М.: Детская литература, 1996.

• Михалков С., Стихи. – М.: Детская литература, 1995.

Публикации по теме:

«За здоровый образ жизни!» Спортивно-игровая программа«За здоровый образ жизни!» Спортивно-игровая программа Цель: популяризация здорового образа жизни. Задачи: - воспитание чувства товарищества и коллективизма; - развивать у детей внимательное.

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни «В здоровом теле — здоровый дух» Цель: формирование у детей представления о здоровье, как самой главной ценности для человека. Задачи: Образовательные: закреплять знания.

Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника» В настоящее время.

Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников 1. Начинайте день с улыбки. Помните, от того, как Вы разбудите ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день. 2. Не забудьте.

Программа по формированию навыков здорового образа жизни для детей 7–10 лет «Секреты здоровья» Пояснительная записка Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы.

Работа с родителями по формированию основ здорового образа жизни. Буклеты «Дети – это залог будущего. Сейчас на часах «без пяти минут двенадцать» и если мы не примем каких-то консолидированных мер, то проиграем.

Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольниковРеальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников Реальные возможности по формированию здорового образа жизни дошкольников В нашем ДОУ разработана и активно используется педагогами программа.

Занятие-беседа «Мой выбор — здоровый образ жизни» .

План мероприятий месячника по формированию здорового образа жизни Цель: Формировать у воспитанников устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни, активной жизненной позиции, ответственного отношения к.

Занятие в средней группе по формированию здорового образа жизни Цель: Формирование навыков здорового образа жизни, закрепление навыков выполнения основных движений. Закреплять знания детей об уходе за.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Программа по формированию здорового образа жизни «Наш выбор — здоровый образ жизни»
Опубликовано: 20 апреля 2016 в 20:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект сюжетно — ролевой игры «Покатаем кукол на машине» с детьми ОИН в младшей...
Цель. Учить детей объединяться по 2-3 для самостоятельных игр. Продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые...
Фотозарисовка «Парижский воздух, как мечта!»
Парижский воздух, как мечта, И страстный он, и безмятежный. Духами, модой и надеждой Раскрашенный во все цвета. Так пахнут только города Которые не...
Конспект НОД по конструированию «Двухэтажный домик»
Задачи О: закрепить названия строительных деталей; продолжать учить детей строить по схеме заданную конструкцию, используя различный строительный...
Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения устойчивого...
Дидактическая игра на развитие речи «Маленькие художники»
Дидактическая игра на развитие речи «Маленькие художники». Игра может проводиться в разных возрастных группах в период работы над темами «Овощи», «Фрукты»,...