МААМ-картинки

«Прозрачный мольберт» для развития социально-коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ

Лариса Кирова
«Прозрачный мольберт» для развития социально-коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ

Считается, что занятия живописью на стекле – хороший способ творческого самовыражения детей, способствующий развитию у них коммуникативных навыков. В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Детей захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает.

Публикация «„Прозрачный мольберт“ для развития социально-коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ» размещена в разделах

С появлением «особых» детей в группе выявляются проблемы коммуникативного характера – к таким детям сверстники сначала присматриваются, отмечая их отличительные черты во внешности и поведении, не стесняясь озвучивать свои наблюдения вслух. Как известно, возможности детей с ОВЗ ограничены – они ненавязчивы, игровая деятельность однообразна, мышление чаще наглядно-действенное, имеются нарушения в речевом развитии.

Чтобы помочь таким детям легко адаптироваться в детском социуме, передо мной как психологом появилась необходимость в поиске интересного и эффективного способа решения данной проблемы в нашем ДОУ.

Как пособие, прозрачный мольберт имеет много функций для решений коррекционно-развивающих задач :

развитие высших психических функций

• закрепление пространственных представлений

развитие координации и мелкой моторики

развитие социально-коммуникативных навыков

• расширение словарного запаса

При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. При этом важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком-дошкольником, уметь поддерживать его инициативу.

В процессе создания красочных картин на поверхности мольберта активно развивается воображение, которое является эффективным способом познания и усвоения окружающего мира, одной из важнейших предпосылок развития творческого подхода к решению жизненных задач и адаптации к окружающему миру. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.

Детям нравится рисовать на стекле большого размера, например, там, где есть развернуться. Пальчиковое рисование вызывает у детей радостное, и позитивное настроение. Когда перед ребенком открылись краски, то у него сразу разбежались глаза - такое все яркое, красивое! Как тут ему удержаться от соблазна и неопустить палец в баночку с краской, которую он облюбовал? Раз уж палец в краске, то интересно оставить и свой отпечаток на чем-нибудь. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.

Новизна разработки прозрачного мольберта состоит в том, что выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. Занятия с использованием мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, доставляют радость от общения взрослого и ребенка.

Используя прозрачный мольберт на коррекционно-развивающих занятиях, я применяю нетрадиционные техники рисования, такие как:

-рисование пальчиками

-рисование ладошками

-рисование поролоном

-точечные рисунки

-рисование кисточкой (в парах)

Перечисленные методы способствуют развитию коммуникативных навыков, дают возможность воспитаннику выражать свои чувства в социально приемлемой форме, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, практических навыков, снижает негативные эмоциональные состояния и их проявления, умение взаимодействовать с окружающими, выражать свои желания при создании общей картины с педагогом.

Работа с прозрачным мольбертом на коррекционных занятиях направлена на развитие психических процессов ребенка, обогащение сенсорного опыта, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении. В процессе совместной работы с психологом, когда взрослый начинает рисовать, а ребенок продолжает рисунок, легче установить контакт, вызвать на общение. В ходе совместной коррекционной работы с ребенком можно отработать различные психологические проблемы:

-уметь выразить свои желания

-уметь обратиться к взрослому с предложением

-уметь отказаться от предлагаемого.

Прозрачный мольберт используется на индивидуальных занятиях, занятиях в парах. В процессе совместной работы с педагогом или другим ребенком приобретаются навыки сотрудничества. Использование данного пособия вызывает желание к выполнению задания, связанного с рисованием, стимулирует активность, вызывает положительные эмоции.

Прозрачный мольберт помогает мне, как психологу при решении проблем коммуникативного характера между ребенком с ОВЗ и обычным сверстником. Каждому из нихя предлагаю такое задание - выполнить рисунок таким образом, чтобы по цвету он был похож на ту часть, что нарисована на другой стороне мольберта (т. е. у его напарника). Хоть и не сразу, детям приходится вступать в диалог, учиться договориться, соглашаться с желанием товарища, либо спокойно реагировать на отказ. Договорившись, дети дополнили совместный рисунок, вместе додумали сюжетную картинку, подбирая цвета и размеры картинки. Ведь как показывает практика, в процессе поиска общего решения происходит снижение психо - эмоционального напряжения, что способствует сглаживанию конфликтных ситуаций.

Работу на мольберте считаю очень значимой для профилактики здоровья детей с ОВЗ, поскольку при выполнении заданий идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки, а при работе стоя - меняется угол зрения, что служит профилактикой нарушения зрения.

В результате проводимой работы можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник на прозрачном мольберте, является наиболее доступной детям с диагнозом ОВЗ: дети осваивают приемы взаимодействия с взрослым и сверстником, обращаясь к ним за советом или помощью, высказывают свои желания и предложения, принимая отказ и спокойно реагируя на высказывания окружающих.

Как психолог, я считаю, что это и есть те самые основы успешной адаптации к социуму, владение и применение коммуникативных навыков.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развития коммуникативных навыков у дошкольников ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ на развитие умения активно слушать Задачи • развивать вербальную и невербальную коммуникацию; • учить определять эмоциональное.

Картотека игр для развития коммуникативных навыков Картотека игр,способствующих развитию коммуникативных навыков. Игры и упражнения, направленные на развитие у детей чувства коллектива,.

Психологические основы развития коммуникативных навыков в театрализованной деятельности на занятиях изостудии в детском саду Каждый согласится, что театр – это не только средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Скорее, это чудо, способное.

Статья на тему «Особенности развития коммуникативных навыков детей со сложной структурой дефекта» Я работаю воспитателем в отделении милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Мои воспитанники – это дети со сложной.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников Решетникова Виктория Владимировна Воспитатель.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Формирование социально-коммуникативных.

Творческий проект «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников» «Развитие социально- коммуникативных навыков дошкольников посредством работы в художественно- музыкальной студии «БУРАТИНО»» Воспитатель.

Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Этапы развития коммуникативных навыков старших дошкольников в театрализованной деятельности. Первый этап – создаются условия для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Прозрачный мольберт» для развития социально-коммуникативных навыков ребенка с ОВЗ
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 09:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД