Папки-передвижки

Психологические особенности воспитания современных детей

Нора Ерицян
Психологические особенности воспитания современных детей

Психологические особенности воспитания современных детей

«Основная задача взрослых помочь детям расти, развиваться и раскрыть их природный талант» «Счастливыми нас делают родители до 5-6 лет, или титанический труд работы над собой всю оставшуюся жизнь». Эрик Берне

Современное образование переживает кризис воспитания.

Публикация «Психологические особенности воспитания современных детей» размещена в разделах

Каждый день СМИ демонстрируют примеры детской преступности, наркомании, ранней беременности и самоубийства.

Мнение современных родителей, почему трудных детей все больше :

1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV);

2. Вседозволенность из чувства вины перед детьми, что ребенок болезненный, мало времени уделяется воспитанию;

3. Устаревшие методы воспитания в детском саду, школе и т. д.

Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов и каждый со своим предназначением. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы могут не только реализоваться, но подчас и блокироваться или самоблокироваться под влиянием страхов, которые ребенок импринтирует (запечатлевает) еще в младенчестве и даже во внутриутробный период.

Главные психоэмоциональные «впечатывания» происходят в периоды появления ребенка на свет, в первые два месяца жизни, в первые два года и почти заканчиваются к 6-7 годам. Это тот период, когда при благоприятных условиях развития и воспитания ребенка должны быть сформированы механизмы творческого восприятия мира : удивления, восхищения, умиления, желания познавать, исследовать и воспринимать окружающее пространство с внутренним убеждением: «Мир - безопасен!».

Основные положения культурно исторической концепции Л. С. Выготского.

1. В основе культурного развития ребёнка лежит специфический процесс присвоения достижений предшествующих поколений, в результате которого происходит воспроизведение им исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций.

2. Воспроизведение или присвоение ребёнком родовых (психогенетических) способностей предполагает осуществление практической или познавательной деятельности, направленной на развитие этих способностей (В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев).

3. Осуществление такой деятельности оказывается возможным благодаря совместной жизни и общения со взрослым. Ребёнок может освоить новые типы деятельности только в сотрудничестве со взрослым (ЗБР). Подражание в широком смысле слова – это и есть основной путь по воспроизведению и присвоению ребёнком человеческих способностей (Л. С. Выготский).

(Этому способствует такое психофизиологическое качество ребенка дошкольного возраста, как импринтинг - запечатление).

4. Обучение и воспитание достигает своего развивающего эффекта только при полноценном его формировании собственной деятельностью ребёнка.

В современной социокультурной ситуации условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными. Это, в частности, выражается в следующем:

1. В последнее время наблюдается всё большее отчуждение детей от взрослых, что нарушает идеальную представленность жизни взрослых для детей и лишает их возможности подражания и присвоения человеческих способностей.

2. В связи с широким внедрением телекоммуникации в повседневную жизнь детей их активная деятельность всё более подменяется потреблением информации, исходящей с экрана. Возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребёнка.

3. Повышение ценности «раннего развития» приводит к экспансии прямого обучения, которое понимается как усвоение готовых знаний и умений, без формирования адекватной им деятельности ребёнка.

4. Редукция игровой деятельности в дошкольном возрасте приводит к недоразвитию мотивационно - потребностной сферы ребёнка, а также воли и произвольности, что в свою очередь ведёт к нарушениям в развитии личности – не формируются личностные механизмы поведения.

5. К концу школьного возраста дети имеют минимум жизненноважных знаний, умений и навыков и остаются зависимыми от ситуации и от внешних требований взрослого.

Меняется мир – меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик или шлепок не помогают устанавливать контроль над современными детьми, а убивают в ребенке желание слушаться и сотрудничать, побуждают современных детей к бунту и самое главное старые методы воспитания перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми. Близкие взрослые становятся проблемой современных детей, т. к. мешают им развиваться.

Устрашение ограничивает естественное развитие ребенка. Крик на ребенка притупляет его способность слышать. Дети прислушиваются к родителям или учителям, когда взрослые прислушиваются к ним. Если взрослые постоянно что либо требуют от ребенка, дети перестают их слышать. Ребенок «отключается», как если бы включить музыку на всю громкость, то со временем нельзя будет разобрать слов песни, то же происходит и с детьми, а в это время взрослый теряет контроль.

В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный ребенок учится всему благодаря подражанию, а не страху. Так дети всегда запрограммированы на подражание родителям и близким взрослым. Мозг детей записывает картинки и затем повторяет то, что увидел. Если ребенок видит вокруг уважение, то он научиться уважать.

Если ребенок видит насилие или производят это над ним, он будет делать то же с окружающими. Насилие научает ребенка в непонятной, сложной для него ситуации насилием достигать своей цели. Дети, подвергающиеся насилию, ненавидят либо себя, либо окружающий мир: мальчики становятся гиперактивными, с синдромом недостатка внимания; девочки - имеют саморазрушительные тенденции, низкий интеллект, низкую самооценку, что часто приводит к неудачным бракам или проституции (ТИРАЖИРУЮТ НАСИЛИЕ НАД СОБОЙ).

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же и решены. Родители должны понять, что только от них зависит, какими вырастут их дети.

Новые средства воспитания : сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых нельзя ограждать, но необходимо помогать их преодолевать.

По мнению Джона Грэй:

1. Ребенок не научиться прощать, если ему прощать некого.

2. Ребенок не разовьет в себе терпение или умение ждать осуществление своих желаний, если всегда сразу предоставлять ему все, чего он хочет.

3. Ребенок не научится принимать свои недостатки, если все вокруг безупречны.

4. Ребенок не научится сотрудничать, если все всегда проходит так, как хочется ему.

5. Ребенок не разовьет творческий талант, если за него будут делать все другие.

6. Ребенок не научиться сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу.

7. Ребенок не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если ему не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

8. Ребенок не разовьет в себе упорство и силу, если все дается легко.

9 Ребенок не научится исправлять свои ошибки, если ему неведомы трудности, неудачи и промахи.

10. Ребенок не разовьет в себе чувство собственного достоинства и здоровую гордость, если не будет преодолевать препятствия и достигать чего-либо сам.

11. Ребенок не разовьет в себе чувство самодостаточности, если ему не знакомо чувство изоляции и неприятия.

12. Ребенок не разовьет в себе целеустремленность, если у него нет возможности противостоять авторитету и добиваться желаемого.

Трудности помогают ребенку стать сильнее. Пример: бабочке приходится приложить огромные усилия, чтобы вырваться из кокона. Если, стремясь ей помочь разрезать кокон, то она умрет, т. к. у нее не разовьются определенные группы мышц, и она не сможет летать, парить.

Когда дети плохо себя ведут – они не хотят подчиняться воле и желаниям взрослых. Чтобы восстанавливать контроль над ребенком ему необходимо давать тайм-аут, время подумать (4 года - 4 минуты, 15 лет – 15 минут). Это краткосрочное ограничение свободы, после которой к ребенку возвращается желание и базовая установка, которая изначально заложена в ребенке – доставлять родителям, взрослым радость.

Детские переживания оказывают огромное влияние на дальнейшее развитие психики человека. Любое чувство, испытываемое ребенком, либо проецируется наружу, либо внутрь. Старые методы воспитания, основанные на страхе, пробуждают в современных детях склонность к саморазрушению. За насилие дети мстят академической неуспеваемостью; порабощенные дети мстят торможением (ЗПР, аутизм, они тормозят все вокруг, блокируют, замораживают – это реакция рабов и заключенных.

Дети должны чувствовать, что взрослые сильные, опытные, терпеливые в любой момент готовы прийти им на помощь, но их нужно учить самостоятельности и пробуждать интерес к получению знаний.

Психолог Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет); если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать. Безусловная любовь отражается безусловно, а обусловленная и возвращается в зависимости от тех или иных условий. Родители, взрослые должны выражать и проговаривать свои чувства искренне, тем самым они будут научать детей уверенному поведению и определению своих эмоциональных состояний и чувств.

Прежде всего, нужно знать об ответственности родителей за воспитание детей.

«Дети нового тысячелетия»

Но, наряду с трудностями воспитания современного ребенка под влиянием технического «прогресса» и социально- политических изменений в обществе за последние десятилетия, сейчас все больше появляется новых детей.

«Дети нового тысячелетия» – юные существа, обладающие необычными психическими возможностями.

«Дети Света»- мировоззрение этих детей отличается от привычного; «Одаренные Дети» - уровень развития выше среднего (не путать со школьными оценками). Во Франции необычных детей, современное поколение называют «тефлоновые дети», т. к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения. В Америке – «Дети Индиго».

Последнее определение становится популярным и у нас в стране. Достаточно много попыток дать определение современным детям, хотя официального термина не существует.

Литература:

1. Грэй Дж. Дети с небес. Уроки воспитания. – София, 2005

2. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей - М., 1990

3. Реан А. А. Психология детства. От рождения до 11 лет. – СПб., 2006

4. Шаргунов А. Ответы протоирея. // Русский дом. 2004. С. 46-47

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Фотоотчет «Золушка глазами современных детей»Фотоотчет «Золушка глазами современных детей» Фото отчет «Золушка» глазами современных детей. Лариса Гацко. Блог. Наша жизнь – это сказка, просто мы перестали удивляться чудесам, радоваться.

Подборка современных зимних книг для детейПодборка современных зимних книг для детей Каждый год с наступлением весны я ревизирую новые, появившиеся на полках зимние книги, словно складываю их в коробку, как елочные игрушки,.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологические особенности воспитания современных детей
Опубликовано: 26 декабря 2022 в 00:00
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД