Надежда Пшеничная
Психолого-педагогические аспекты личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение
1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.
3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению.
3.1. Подготовка детей к школе в детском саду.
3.2. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе» размещена в разделах
3.3. Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника.
3.4. Дидактические занятия и игры.
4. Психодиагностика дошкольников как средство педагогической помощи родителям.
Заключение.
Список использованной литературы.
«Школа для родителей всегда выступает в качестве новой формы власти над их ребёнком. А ребёнок для родителей всегда является частью их самих, причём наиболее незащищённой частью”.
А. И. Луньков.
Введение
В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
В условиях гуманизации и демократизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в детских садах всё более актуальной становится проблема обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы.
Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому целенаправленному обучению в школе, чересчур длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда.
Многие дети хотят стать учащимися начальных классов, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей.
От того, как ребёнок подготовлен к школе, всем предшествующим дошкольным периодам развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психическое самочувствие.
Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.
В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком. Рассмотрение этой проблемы и является темой данной статьи по возрастной педагогике.
1. Психологическая и физиологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Родители, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка. Эти успехи во многом зависят от готовности организма к систематическому обучению, готовности психических процессов и готовности личности.
Готовность детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребёнка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе.
Если ребёнок физически ослаблен, ему трудно будет сохранять осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме того, у ребёнка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ребёнку управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с товарищами.
Кроме физической готовности к школе необходима общая психологическая готовность к ней, к новым условиям жизнедеятельности. Составными компонентами психологической готовности являются личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность дошкольника.
Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе.
Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Эта готовность включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с учителями, с одноклассниками. Ребёнку важно уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни. Интеллектуальная готовность ребёнка к школе заключается в приобретении определённого кругозора, запасе конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний.
Хотя и доступны детям 6-ти летнего возраста логические формы мышления, но они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребёнка определённых умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем.
Родители часто много рассказывают об устройстве луноходов и прочих вещах, часто не доступных для понимания детьми. И в результате детям кажется, что они все знают. Фактически же, они за одним из этих трудных слов у детей нет ясных представлений о тех вещах, о которых они говорят.
Дети должны не только знать, но и уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления
Подготовка детей к школе — многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.
Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.
Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях.
У детей, проходящих более глубокое обучение (рисованию, лепке, аппликации, конструированию и др., формируются различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.
Про ребёнка, поступающего в школу, мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;
2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;
3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач.
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.
2. Подготовка дошкольника к учёбе в семье.
Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду :
Главное требование — это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи.
Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка.
Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Успех должен быть реальным, а похвала заслуженной.
Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.
При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно, излагать свои мысли, грамотно строить предложения.
Родители должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, воспитывать ребёнка нравственно, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Также в формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. С ребёнком следует разговаривать, не употребляя в речи слова «паразиты», которыми в нынешнее время так заполнена разговорная речь. Чётко произносить слова, правильно ставить ударения, окончания слов. Таким образом, в результате усилий родителей, с их помощью, ребёнок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок, играя, учится планировать свои действия и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
Нужно учить так же, рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребёнок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка открывают перед нами научить ребёнка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей, их пространственное соотношение. Одновременно это дает возможность научить ребёнка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.
Воспитывая и обучая ребёнка, следует помнить о том, что нельзя превращать занятия в нечто скучное, нелюбимое, навязанное взрослыми и не нужное самому ребёнку. Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребёнку удовольствие и радость.
3. Педагогическая помощь детского сада в подготовке ребёнка к школьному обучению
3.1. Подготовка детей к школе в детском саду
Роль родителей в подготовке детей к школе огромна : взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад, т. к. родители "домашних” детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отношении от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Иначе, отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, не ориентируются в тетради. Допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь. Не различают геометрическую форму, если она в другом положении. Отсчитывают предметы справа налево.
В дошкольный период у ребёнка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух. Иначе ребёнок произносит вместо слова РЫБА – ЛЫБА. Будут возникать ошибки в грамотности. Ребёнок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведёт к плохому усвоению знаков препинания. Плохо будет читать стихи.
У ребёнка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребёнок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определённому плану.
Важно, чтобы ребёнок желал узнавать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе. Например, написание элементов букв.
Развитие восприятия, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности. Позволяет ребёнку рассуждать и делать выводы.
Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.
К 6-ти годам у ребёнка происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознанны и устойчивы. Удержание цели зависит от трудности задания и деятельности его выполнения: достижение цели определяется воспитанностью мотивов.
Исходя из этого, воспитатель должен:
1. Ставить перед ребёнком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял её, сделав своей. Тогда у ребёнка появится желание в её достижении.
2. Направлять, помогать ребёнку в достижении цели.
3. Приучать ребёнка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их.
4. Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
У ребёнка должна быть сформирована организованность. Умение организовывать рабочее место, своевременно начинать работу. Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
При недостаточном запасе знаний важно стимулировать интерес ребёнка к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях: такие рассказы необходимо заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развёрнутый рассказ. Родителям следует посоветовать, чаще читать ребёнку детские книги, водить в кино, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
При несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребёнку как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ученика нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать ребёнка за их нарушение. Это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, учению и учителю. Необходимо дождаться, пока малыш сам, наблюдая за другими детьми, придёт к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя :
1. Вырабатывание у детей представления о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этого представления у ребёнка вырабатывается активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам воспитателя);
2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;
3. Воспитание у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки);
4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает дошкольника более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам.
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс.
В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Вторая категория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания, проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение.
Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др.) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников.
Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств, и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи: познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на успех в деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении.
Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них "качеств общественности”, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому, одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей — необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.
3.2. Взаимоотношения воспитателя и дошкольников
Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников.
Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться, как можно быть жизнерадостнее. Таким образом, воспитание — двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его — объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.
Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Однако, определяется некоторая специфика путей индивидуального подхода к детям в быту, игре, труде, учебной деятельности.
Например, на занятиях по конструированию дети должны осознать, что для того чтобы игрушка была красивой, аккуратной, нужно постараться очень точно складывать бумагу, ровно смазывать сгибы клеем. Иными словами, воспитатель должен находить убедительные доводы, побуждающие детей к напряжению мысли, активной деятельности, преодолению трудностей.
Плохо, когда педагог проводит занятия без эмоций, по одной и той же схеме. Активность детей носит в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил — ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. После занятий дошкольники не пытаются использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Не надо стараться «натренировать» ребёнка на понимание и выполнение заданий типа тех, которые приведены в рекомендациях для проверки развития мышления и речи. Это даст лишь видимость успеха, а при столкновении с любой новой для себя задачей, он окажется, так же беспомощен, как раньше.
При «низком» уровне развития мышления и речи необходимы с самого начала обучения дополнительные индивидуальные задания, направленные на более полное усвоение учебной программы. В дальнейшем ликвидировать образовавшиеся пробелы будет труднее. Полезно увеличить объём пропедевтических знаний (особенно по математике). При этом не нужно торопиться с выработкой навыков: работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
Недостаточный уровень развития образных представлений – одна из частых причин трудностей в учёбе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем, период их наиболее интенсивного формирования, приходится на дошкольный и начало младшего школьного возраста. Поэтому, если у ребёнка, поступающего в школу, имеются недостатки в этой области, то их надо постараться как можно скорее компенсировать.
Для развития образных представлений чрезвычайно большое значение имеют изобразительная и конструктивная деятельность, нужно во внеурочное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием из строительного материала и различных конструкторов. Полезно давать детям аналогичные домашние задания: нарисовать картинку, собрать простую модель из конструктора и т. п. В подборе заданий можно опираться на «Программу воспитания в детском саду».
Можно утверждать, что адаптация ребёнка к школьным условиям пройдёт быстро, если у него достаточно развиты познавательные интересы, умение произвольно управлять своим поведением, подчинять частные цели более значимым, главным: ребёнок способен широко использовать основные мыслительные операции, у него хорошая память и развито умение контролировать свои действия.
Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания и обучения ребёнка, начиная с младшей группы, постепенно закладывать основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умения осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач.
Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя — вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А нужно это для того, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.
3.3. Взаимоотношения воспитателя с семьёй дошкольника.
Воспитатель, работая с детьми на занятиях, должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на подготовку ребёнка к школе. Важна также связь со школой, ориентировка на ее программу и требования, которые она предъявляет к ученикам.
В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению.
Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата — правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.
3.4. Дидактические занятия и игры
Значение сюжетно-ролевых и дидактических игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают общее развивающее влияние на личность будущего школьника, а дидактические игры с правилами связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребёнка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу.
Уже младших дошкольников нужно учить производить выбор по образцу: перед ребенком ставится проблема из ряда однородных предметов выбрать аналог по образцу. Подобная игра несет в себе элемент классификации. Таким образом, родители подводят ребё нка к самостоятельным обобщениям: опираясь на непосредственный чувственный опыт, развивают у него на доступном материале элементы логического мышления. Группировка по образцу становится предпосылкой возникновения у детей понятийного мышления, которое лежит в основе всего школьного обучения.
Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. В подготовительной группе детей учат центральную линию при изображении симметричных форм. Идет подготовка к тому, чтобы в 1-м классе дети легко овладели на уроке изобразительного искусства при построении рисунка применять вспомогательные линии: вертикаль, горизонталь, наклонную касательную, оси симметрии, прорисовывать невидимую часть предметов. Занятия по рисованию, лепке, аппликации способствуют подготовке к урокам ИЗО, математики, ручного труда.
Задачи эстетического воспитания в детском саду разнообразны. Они включают формирование у ребёнка представлений о мире искусства, воспитание эстетических чувств и отношений, а также разнообразных навыков художественной деятельности.
На занятиях ИЗО осуществляется задача всестороннего развития личности, формируются и закрепляются умения, навыки, необходимые в учебной деятельности. Дошкольники овладевают умениями слушать, запоминать и последовательно выполнять задания; подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения; укладываться во времени; оценивать свою работу; находить и исправлять ошибки, доводить работу до конца; держать в порядке рабочее место, инструменты, материалы.
При письме и рисовании вырабатывается навык правильного положения корпуса, рук, умения держать ручку, карандаш.
Психологические предпосылки включения ребёнка в коллектив класса и школы складываются, у старших дошкольников, в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада. Помимо психологической готовности, дошкольнику необходим известный запас сведений об окружающем мире — о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о началах моральных норм поведения.
Особое место при работе с детьми в детском саду занимает сообщение им знаний и формирование навыков, традиционно относящимся, собственно, к школьным — грамоте и математике.
Овладение детьми грамоте и математике происходит в процессе специальных занятий, основной целью которых и является формирование у детей предпосылок к обучению письму и счету. Овладение грамотой — это сложная умственная деятельность, которая требует определенной зрелости многих психических функций ребёнка. Поэтому, к письму дошкольников надо готовить, задолго до того, как они начнут осуществлять все функции письма.
4. Психодиагностика дошкольников как средство педагогической помощи родителям
Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, но школа предъявляет ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонения от них в любую сторону оказываются не желательными, могут значительно осложнять жизнь школьника. Индивидуальный подход в обучении на деле оказывается практически нереализуемым, и не только из-за того, что в классе более 30 учащихся. Стандартность требований заложена в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой предполагается усвоение точно определенного объема знаний и выполнение одних и тех же заданий всеми учащимися. Требования к уровню усвоения и выполнения, критерии оценки, организация учебной деятельности, режим и форма проведения занятий – также едины для всех.
Важное значение, с точки зрения возрастной педагогики, имеет тот факт, что очень разные дошкольники, поступая в первый класс, попадают в одинаковые условия, к ним предъявляются единые требования вне зависимости от их индивидуальных психологических возможностей, исходного уровня развития интеллектуальных способностей и сформированности начальных школьных навыков.
Таким образом, встаёт вопрос о проведении комплексного психологического обследования детей при поступлении в первый класс. Такого рода психодиагностика позволяет понять индивидуальные возможности их ребёнка, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для педагогов и родителей, выполняя которые удается избегать осложнений в обучении и развитии.
Существуют индивидуально-психологические особенности детей, которые далеко не всегда очевидны, часто выясняются только при специальной диагностике, но порождают проблемы в обучении с первого дня прихода в школу, если не проводить профилактической коррекционной работы. К ним относятся: сниженный уровень интеллекта ребёнка; резкая дисгармоничность интеллекта ребёнка с недостаточным развитием его вербальных подструктур (крайние "визуалы" и "кинестетики"); наличие отклонений в эмоциональном и личностном развитии ребёнка (элементы невротизма, аутичность, психопатии и пр.); недостатки зрительно-моторной координации и т. п.
Выделяется несколько основных аспектов, в ракурсе которых следует проводить психологическую диагностику детей, поступающих в первые классы:
1. Соответствие нервно-психического и физического состояния здоровья общему режиму обучения.
2. Соответствие интеллекта первоклассника типу учебной программы.
3. Соответствие дошкольной подготовки ребёнка требованиям к школьным навыкам, неявно содержащимся в ряде учебных программ.
4. Соответствие эмоционально-волевых, личностных особенностей ребёнка стилю общения и методу преподавания конкретного учителя.
5. Соответствие коммуникативного опыта ребёнка требованиями группового взаимодействия в классном коллективе.
Одним из особо важных моментов диагностики является анализ семейной ситуации, так как от отношения родителей к ребёнку зависит, какие рекомендации и в какой степени будут использованы ими для предупреждения и коррекции проблем в обучении.
Психодиагностика является не самоцелью, а только средством, с помощью которого обеспечивается необходимая информационная база для планирования дальнейшей психологической помощи учащимся. Отсутствие комплексного психолого-педагогического обследования детей при поступлении в школу приводит к тому, что вовремя не обнаруженные дисгармоничность или легкие отклонения в развитии порождают неисправимые дефекты воспитания и образования.
Заключение
Психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ребёнку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное усвоение знаний, установление с взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью.
Качества, требующиеся школьнику, не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Исходя из этого, психологическая готовность к школе заключается в том, что дошкольник овладевает предпосылками к следующему их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе — это и есть задача установления предпосылок собственно "школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребёнка к моменту поступления в школу.
Формированию качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Обеспечить всестороннее развитие ребёнка и правильную подготовку его к школе могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Семья первая и наиболее важная среда развития ребёнка, однако, и в дошкольном учреждении формируется и развивается личность ребёнка. Лучше всего на практике сказывается на развитии ребёнка единство воздействий семьи и детского сада.
Приложение.
Я работаю в детском саду №18 комбинированного вида «Семицветик»
г. Одинцово, Московской области в логопедической группе.
Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида играет главную роль в развитии, обучении и воспитании детей с нарушениями речи, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению.
Успех логопедического воздействия обусловлен уровнем профессиональной подготовки логопеда, его умением комплексно и дифференцированно оценивать состояние речевой функциональной системы, планировать коррекционно-воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Логопед работает в тесном контакте с воспитателями группы.
В работе я опираюсь на логопедические тетради, по которым изначально с детьми проводит занятия учитель-логопед.
Т. А. Ткаченко «Слоговая структура слова».
При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
А. К. Макарова указывает на связь овладения слоговым составом с мотивационной стороной деятельности ребёнка, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием слухового (Фонематического) восприятия. Она же подтверждает, что вследствие искажений слогового состава слова затрудняется общение дошкольников, усвоение ими звукового анализа, а затем – грамоты.
В работе «Слоговой структуре слова» опираюсь на памятки воспитателю:
Памятка звуко-слогового анализа.
1. Произнеси слово вслух.
2. Раздели слово на слоги. Составь слоговую схему. Прочитай её.
3. Произнеси первый слог. Определи количество звуков в слоге. Назови каждый звук в слоге. Охарактеризуй каждый звук и обозначь его фишкой. Прочитай слог по схеме.
4. Аналогично проанализируй другие слоги.
5. Прочитай слово по схеме.
6. «Позови слово». Найди ударный гласный звук. Поставь знак ударения над ударным гласным.
Памятка списывания предложения.
1. Прочитай предложение.
2. Повтори предложение по памяти.
3. Произнеси первое слово по слогам.
4. Запиши его по слогам, проговаривая каждый звук.
5. Прочитай написанное слово по слогам, проставляя точки под гласными буквами.
6. Пропусти место после слова.
7. Аналогично проведи работу с остальными словами.
8. Прочитай написанное предложение.
9. Соотнеси каждое слово написанного предложения с образцом.
Несомненная связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги и т. п.
Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетание звуковых элементов в единое целое) дети не овладевают грамотным чтением и письмом.
В группе мы занимаемся по логопедическим тетрадям Т. А. Ткаченко «Фонематическое восприятие».
Упражнения соответствуют тематическому плану еженедельных занятий. Упражнения ориентированы на формирование и развитие фонематического восприятия у детей.
Словарь пятилетнего ребёнка (по данным А. Н. Леонтьева, а также А. Н. Гвоздева) в норме составляет 3000-4000 слов, в нём представлены все части речи; ребёнок активно использует словообразование и словотворчество, что свидетельствует о наличии у него «чувства языка». По мнению К. Д. Ушинского, именно чувство языка или, как его ещё называют, языковое чутьё, подсказывает ребёнку место ударения в слове, подходящий грамматический оборот, способ сочетания слов и пр. Можно добавить, что чувство языка позволяет дошкольнику подобрать самое точное слово, услышать ошибки в речи окружающих, а также исправить собственные. Логопед знакомит детей с новыми лексико-грамматическими категориями на групповых занятиях, выявляет дошкольников, с которыми необходимо закреплять материал, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях; руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса детей на занятиях в свободное время.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и с художественной литературой по особой системе.
С учётом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игры и пр.) контролирует грамматическую правильность речи детей в течение всего общения с ним.
Только при таком подходе формируется чувство языка, а также появляется возможность ввести за два занятия в активную речь ребёнка отсутствующий в ней предлог, сократить за одно занятие количество аграмматизмов в падежной форме имени существительного и т. п.
Благодаря использованию нескольких тем, исключается лексическая замкнутость, а словарь ребёнка, как активный, так и пассивный, расширяется без ограничений. Так, например, на занятии по согласованию числительных один, одна с именами существительными могут быть задействованы темы: «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Продукты», «Одежда», «Животные», «Рыбы» и т. д.
Высокая умственная и речевая нагрузка при выполнении каждого упражнения позволяет не только добиться значительного обучающего эффекта, но и поддерживает интерес ребёнка к занятиям.
Логопедическая тетрадь «Лексико-грамматические представления» Т. А. Ткаченко - неотъемлемый помощник в решении этих вопросов.
Логопедическая тетрадь «Звуковой анализ и синтез» Т. А. Ткаченко помогает при обучении, как чтению, так и письму, так как исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки, установления их количества и последовательности.
Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Прочитать слово – значит синтезировать сочетание отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово.
Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слова.
Работая по логопедическим тетрадям Т. А. Ткаченко, мы решаем основную задачу – предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста.
Осознанному овладению произносительной стороной речи способствуют упражнения с использованием символики букв. Как показывает практика, использование такого условного обозначения формирует быстрый и стойкий навык определения заданного звука в слове.
Дети на полоске картона, от точки слева выкладывают заданное воспитателем слово. Воспитатель или произносит чётко слово, или слово пишется по слогам на доске.
Дидактический материал Н. С. Руслановой для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Данный дидактический материал необходим при подготовке детей к школе по лексическим темам. Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение воспитателя в зависимости от уровня развития детей.
В работе воспитателя помогают настольные логопедические игры в разработке З. Т. Бобылёва «Игры с парными карточками шипящих, свистящих звуков». Эти игры помогают:
- автоматизировать и дифференцировать звуки;
-расширить словарный запас;
-овладеть звуко-слоговым анализом слов и предложений;
-навыками словообразования и словоизменения;
-развивать зрительное и слуховое внимание, память, мыслительные процессы;
-различать цвета и формы;
-развивать связную речь;
Дети в течение длительного времени не теряют интереса к играм, так как в них присутствуют эффект неожиданности, состязательности и ощущение достижения положительного результата. За время одного варианта игры ребёнок многократно повторяет изучаемый звук. Если выбирается более сложный вариант (когда дети уже могут читать и решать примеры в пределах пяти, то ребёнок прочитывает слова, записанные по слогам на обратной стороне карточек с картинками, и решает пример, а затем, переворачивая карточку, убеждается в правильности выполненного задания. В процессе игры воспитатель применяет специальные приёмы, которые будут способствовать распространению фразы.
Настольные книги для воспитателя в группе детского сада – «Играем пальчиками – развиваем речь» – Валерия Цвынтарного, «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Просто доступно изложенный теоретический материал дополнен ценными рекомендациями по развитию в игровой форме мелкой моторики рук и высших корковых функций (память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).
Большое внимание уделено знакомству с геометрическими фигурами и счётом, даны полезные советы по формированию двигательных навыков путём дифференцированных движений пальцев рук. В данных пособиях приведены правила массажа кисти рук и каждого пальчика у детей, активные упражнения для рук, игры-потешки с работой пальцев, упражнения без речевого сопровождения, дыхательно-голосовые упражнения, органично сочетающихся с артикуляционными упражнениями.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координационная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут.
Это уникальные пособия по простоте и эффективности помогающее с помощью игровых упражнений пальцами рук развивать речь детей.
Ежедневно провожу с детьми; мимические упражнения, упражнения для мышц шеи, упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, упражнения для щёк и губ, упражнения для языка, упражнения на развитие речевого дыхания и голоса, речевую зарядку, психогимнастику, выполнение пластических этюдов.
Любознательность, самостоятельность, активность – качества, которые необходимы ребёнку для успешного усвоения учебной программы в начальной школе. Главное – не погасить интерес ребёнка к знаниям.
Известно, что разнообразные практические задания способствуют выявлению у детей представления об окружающем мире, развитию логического мышления и общему развитию детей. В книге Л. А. Грищука «Школа дошкольника» предлагаются занимательные задания, игры, упражнения, чтобы ребёнок учился логически мыслить, рассуждать, отстаивать своё мнение. В данном пособии решаются следующие педагогические задачи:
- адаптация ребёнка к новым условиям (к школе, учителям, классу);
- преодоление трудностей детьми при общении друг тс другом;
- развитие связной устной речи;
- развитие мелкой моторики;
- выработка первичных навыков счёта и геометрических представлений.
Работая по этому пособию, педагог имеет возможность для собственного творчества. Воспитатель может по желанию выбрать материал, который заинтересует детей, или подобрать подобные задания. Такой подход, стимулирует педагога к собственному решению, создаёт предпосылки поискового отношения к подготовки дошкольника к школе, что является необходимым условием педагогического творчества.
Работа по тетрадям Е. В. Колесниковой «Я решаю логические задачи» преследует цель – предоставить детям систему игровых заданий, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к последующему обучению в школе.
Занятия могут быть использованы как часть занятия по развитию математических представлений для детей, которые хорошо усваивают программу воспитания в детском саду, или в свободное время, предусмотренное в режиме дня.
Формирование логических форм мышления (понятия, суждения и умозаключения) связано с освоением мыслительных операций (анализ и синтез, сравнения и обобщения, классификация, интенсивно развивающихся в дошкольном возрасте. Эти задания способствуют развитию у ребёнка концентрации внимания, мыслительных операций анализа и синтеза. Это помогает решать логические задачи по следующим разделам: поиск недостающей фигуры, продолжение ряда, нахождение ошибки, умозаключения, словесные игры и упражнения.
Пособие Т. И. Ерофеева, М. Ю. Стожарова «Математические сказки», Из. Просвещение, Росмен 2008г. знакомит детей со сказочными героями в стране Геометрии. Персонажи сказки помогают уточнить элементарные представления о геометрических фигурах, их свойствах, которые складываются у дошкольника. Кроме этого, создаётся возможность общения ребёнка с взрослым. Основой такого общения становится так называемое включенное чтение. Оно построено на познавательном содержании, знакомстве ребёнка с фактами, предметами, их свойствами.
Рабочая тетрадь К. В. Шевелева «Подготовлен ли ребёнок к школе по математике?» построена на тестах и заданиях.
Собеседования при поступлении в школу – большой стресс для ребёнка. Дети начинают нервничать, путаться, не могут сосредоточиться, поэтому дают ошибочные или не точные ответы на поставленные вопросы. Эта рабочая тетрадь поможет подготовить будущих дошкольников к испытаниям и помогает педагогу определить темы, которые ребёнок плохо усвоил, помогает выявить характер допускаемых ошибок и установить их причину. Тесты и задания подобраны с учётом психофизиологических особенностей старших дошкольников и были неоднократно апробированы в практической работе автора с детьми.
Очень помогает в работе воспитателю методическое пособие для подготовки дошкольника к письму «Чему учит клеточка», Т. С. Голубина, М., Мозаика-Синтез 2006г. В данном пособии даются задания, которые помогают формированию у детей старшего дошкольного возраста графических умений, необходимые для подготовки руки к обучению письму, по след. системе:
1. Строгая последовательность заданий с учётом их постепенно возрастающей сложности. Нарушать эту последовательность нельзя.
2. Временная регламентированность (в дошкольном образовательном учреждении – два раза в неделю по 10 минут как часть занятия по ознакомлению с элементарными математическими понятиями, по развитию речи или как самостоятельное занятие во второй половине дня; дома – ежедневно в течение 10 мин., в любое удобное время).
3. Учёт индивидуального уровня и темпа развития (количество заданий, их вариантов варьируется для разных детей в зависимости от вышеуказанных факторов).
4. Ориентировка педагога на успешность ребёнка, выполняющего задания: они предлагаются таким образом, чтобы ребёнок обязательно выполнил их, справился с предложенной задачей, добился успеха. Это чрезвычайно важно, чтобы не травмировать ребёнка, повышать его самооценку, настраивать на победу.
Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка, повышать на него голос за неправильно выполненное задание! Это может вызвать у ребёнка чувство неуверенности и тревожности.
Ошибки не исправляются, воспитатель лишь указывает на них, предлагает ребёнку самому решить, как сделать правильно.
Ребёнка необходимо хвалить даже тогда, когда успехи его минимальны, при этом хвалить так, чтобы другие дети не испытывали дискомфорта, не чувствовали, что их так или иначе сравнивают с другими, ставят в пример. Надо следить за тем, чтобы воспитанники не исправляли ошибки, зачеркивая, или стирая ластиком, правильно держали карандаш (ручку, не обводили линии два раза, аккуратно хранили письменные принадлежности.
В поиске новых образовательных средств, обеспечивающих преемственность и системность в образовании и развитии детей, не следует забывать о старых. Среди них большую ценность представляет всем известная мозаика – специальные наборы геометрических фигур. Это достаточно яркий, красочный полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой и экспериментально-исследовательской деятельности ребёнка.
Мозаика – это не только ритмический рисунок, чередование цвета и формы, уложенный в узор, хаотично разнообразные геометрические фигуры, но и создание своеобразной композиции, где геометрические фигуры непроизвольно объединяются с помощью детского воображения в детали отдельных предметов, цветовых пятен, широких зигзагообразных линий, выполненных на плане. Платой может служить плотный картон, ограниченный определённым размером, в зависимости от изображаемой модели, например, 20-29см.
Знакомя детей с геометрической мозаикой, желательно дать им представления о том, что мозаика – одна из разновидностей монументальной живописи. В мозаике создаются изображения из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, глушенного стекла, керамики, дерева и других материалов. Уже первые занятия с использованием геометрической мозаики в учебно-воспитательном процессе, показывает удивительную возможность развивать у детей такую систему анализа и переработки знаний, которая сохранит свою эффективность и в последующих возрастах, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса, развития творческого мышления и других психических процессов, столь необходимых для восприятия информационных технологий.
В достижении положительных результатов помогает специальное наглядно-дидактическое пособие: Новикова В. П., Тихонова Л. И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях. Раздаточный материал. – М. :Мозаика-Синтез, 2007г.
Так же помогают развивающие игры «Весёлые клеточки». Воспитатель диктует, а дети выполняют рисунки по клеточкам. Внимание, сосредоточенность, усидчивость, аккуратность в счёте, ориентирование на листе бумаги – всё это положительный итог выполнения работы ребёнка.
Часто от школьных педагогов можно услышать упрё ки в адрес родителей: «У вашего ребёнка леность ума». Ленивый ум. Что это такое? По словам В. Даля, «лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». Значит, леность ума – отсутствия подвижности мысли, нежелание «пошевелить», поработать мозгами» - мешает человеку быть умным, проницательным. Но, все эти качества умного человека редко рождаются вместе с ребёнком, они приходят, как правило, если родители и воспитатели заботливо развивают их в процессе роста и развития.
То, что ребёнку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Мы что-то понимаем, о чём-то догадываемся, но это не формирует нашу культуру – физическую, умственную, которая лежит в основе культуры познания, общечеловеческой (познавательной) культуры в целом. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Формирования культуры ума является залогом успешного обучения в школе.
Знаково-символическая деятельность – необходимое условие высокого уровня развития мышления ребёнка 5-7 лет. Обновление образовательных программ нового поколения ориентирует нас на расширение информационного поля, направленного на личность ребёнка, его развитие.
Список использованной литературы:
1. "Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса”. М, 1975.
2. В. Мухина. "Возрастная психология". М, 1998.
3. А. И. Луньков. "Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома”. М, 1995.
4. И. Будницкая "Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей”
5. Я. Корчак. "Избранные педагогические произведения". М, 1979.
6. "Мир детства. Дошкольник". М. 1987.
7. Л. Островская. "Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников". М, 1990.
8. А. Усова. "Обучение в детском саду". М, 1970.
9. А. Джуринский. "Сравнительная педагогика". М, 1998. 10. "Психологическая газета”, №09(24) 1997 г. "Психодиагностика в защиту прав ребёнка”.
• 10. Н. А. Уликова «Словом душа растёт».Санкт-Петербург 1994г
• 11. Г. М. Казакова,Е. В. Калмыкова «Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе». М, 2010г.
• 12. О. М. Ельцова. «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте».Волгоград. 2009г.
• 13. Л. Парамонова. «Упражнения на развитие письма для подготовки ребёнка к школе».ООО «Аквариум-Принт», 2005г.
• 14. Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова,Л. Н. Невская Спецкурс: «Обучение дошкольников грамоте», Ассоциация «Профессионального образования», 1994г.
• 15. Н. Е. Вераксы, «Диагностика готовности ребёнка к школе», Из. Мозаика-Синтез,М. ,2008г.
• 16. О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова, «Ускоренный курс для подготовки детей к школе»,АСТ «Астрель», М. ,2006г.