Получи документы

«Путешествие на дно реки». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе

Майгуль Манапова
«Путешествие на дно реки». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«Путешествие на дно реки»

Цель: выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде; формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними; развивать наблюдательно – познавательный интерес в процессе экспериментирования; развивать способности детей устанавливать причинно – следственные связи; побуждать детей делать выводы; воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Словарная работа: упражнения в словообразовании: рыба живет в море – морская, в реке – речная, в озере – озерная.

Публикация «„Путешествие на дно реки“, Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» размещена в разделах

Билингвальный компонент : рыба – балык, река – озен, озеро – кол, море – тениз, океан – мухит, щука – шортан, сом – жайын, ёрш – таутан, окунь – алабуга.

-Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями.

Приглашаю вас в круг радости.

«К тебе я обращаюсь друг,

вставай скорее с нами в круг.

почувствуй радость и тепло,

как нам с друзьями хорошо».

- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы? (да)

Тогда удачи!

Для начала я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте:

«На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.»

- Как вы думаете, что это? (глобус)

- Верно, это глобус.

- А что такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли)

- Какую форму имеет глобус? (форму шара)

- Что обозначают на глобусе синим цветом? (водоемы)

- А остальные цвета (сушу)

- Водоемы. Давайте посмотрим, где они на глобусе. (вызывает несколько детей поочередно)

- Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на земле занимает вода.

- Какие водоемы вы знаете?

- Правильно.

-Как на казахском языке река? (озен)

-Как на казахском языке озеро? (кол)

-Как на казахском языке море? (тениз)

-Как на казахском языке океан? (мухит)

- Для многих животных вода – это дом.

Сегодня мы поговорим об обитателях рек.

- А для этого мы должны погрузиться на дно реки. Как мы можем это сделать? (нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, Спуститься на подводной лодке).

- Верно. И мы с вами отправимся на дно река на подводной лодке.

- Итак, отправляемся:

Войти в подлодку,

Задраить люки,

Включить мотор,

Пристегнуть ремни.

Внимание!

Погружение!

- Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе?

(показ слайдов «Дно реки»)

- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, которые живут в нашей реке.

1. ухвачу – ка! Проглочу – ка!

Щелкает зубами…

-Сколько частей в слове щука?

- Как щука на каз. яз? (шортан)

2. Он в самом омуте живет

Хозяин глубины.

Имеет длинные усы,

А глазки чуть видны.

-Сколько частей в слове сом?

- Как сом на каз. яз? (жайын)

3. Он колючий, но не ёж,

А речная рыба…

-Сколько частей в слове ёрш?

- Как ёрш на каз. яз? (Таутан)

4. Сидят рыбаки

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трех …

-Сколько частей в слове окунь?

- Как окунь на каз. яз? (алабуга)

- Молодцы!

- Ребята, а если рыба живет в море, то она какая?

- А если в реке? (речная)

- А если в озере (озерная)

- Молодцы!

- Скажите, что общего у всех рыб? (туловище, голова, хвост, плавники)

-Кто покажет мне их?

- Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.

Организационно - поисковый - Итак, ребята рыбам очень удобно жить в воде.

- Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.

- Что такое лаборатория? (это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)

- Совершенно верно.

- Мы сейчас наденем халаты и станем такими учеными.

Опыт № 1.

Две емкости с водой для игрушек.

В первой – игрушка лежит неподвижно

Во второй – завести игрушку.

- Посмотрите, что у нас происходит?

- Что помогает рыбам двигаться?

- Для чего рыбам нужны хвост и плавники?

Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.

(предлагает выставить схему на мольберт)

- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.

- Чем дышат люди?

- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?

Опыт № 2.

В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.

- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?

- Какие они?

- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.

Вывод: в воде есть воздух.

(предлагает выставить схему)

- Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.

- Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.

Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые?

- Давайте выйдем из – за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.

Физминутка «Все ли нравится тебе?»

- Вот мы с вами отдохнули, а теперь поиграем в игру «Тонет – не тонет»

(предметы, которые тонут и не тонут, емкость с водой)

- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?

- Оказывается в теле у рыбы, есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.

Опыт № 3.

В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно и положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.

- Что наблюдаем?

- Почему он не всплывает?

- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет тонуть рыбе. Она легко может опуститься на дно и подняться на верх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.

Вывод: шарик надутый не тонет, его поддерживает воздух.

(предлагает выставить схему)

- Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.

- Но человек может помешать рыбам, как?

- Что может загрязнить реки?

Опыт № 4.

В емкость с водой капнуть масло растительное.

- Что наблюдаем?

- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.

- Что происходит с живыми организмами? Они погибают.

Вывод: масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.

(предлагает выставить схему)

Сегодня вы были настоящими учеными, работающими в лаборатории на подводной лодке. Молодцы!

-Что же мы узнали сегодня?

*рыбы могут плавать с помощью плавников и хвоста.

*в воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.

* у рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.

*нужно защищать природу, в том числе и водоемы.

-Молодцы!

- А сейчас я предлагаю вам взять маленьких рыбок и поместить их в аквариум, но в какой аквариум вы их поместите решать вам. Есть аквариум с частой водой и есть с грязной водой.

Размещают рыбок на свой выбор.

Публикации по теме:

Конкурс «Прилетайте в гости к нам»Конкурс «Прилетайте в гости к нам» В конкурсе принимали участие воспитанники первой младшей группы и их родители. Цель конкурса: Расширить и уточнить представления детей об.

Летят перелётные птицы… Мультимедийная презентация для детей. Видео Доброе время суток всем! У нас в саду начинается тематическая неделя "Перелетные птицы". Решила сделать для детей презентацию с голосами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие на дно реки». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
Опубликовано: 8 марта 2014 в 17:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие на дно реки». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Майгуль Манапова (УИ 21720) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД