Майгуль Манапова
«Путешествие на дно реки». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие на дно реки»
Цель: выявить особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни именно в водной среде; формировать умение узнавать рыб по отдельным частям, выделять признаки различия и сходства между ними; развивать наблюдательно – познавательный интерес в процессе экспериментирования; развивать способности детей устанавливать причинно – следственные связи; побуждать детей делать выводы; воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.
Словарная работа: упражнения в словообразовании: рыба живет в море – морская, в реке – речная, в озере – озерная.
Публикация «„Путешествие на дно реки“, Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Реки и озера
- Старшая группа
- Темочки
Билингвальный компонент : рыба – балык, река – озен, озеро – кол, море – тениз, океан – мухит, щука – шортан, сом – жайын, ёрш – таутан, окунь – алабуга.
-Ребята, подойдите ко мне, поздоровайтесь с гостями.
Приглашаю вас в круг радости.
«К тебе я обращаюсь друг,
вставай скорее с нами в круг.
почувствуй радость и тепло,
как нам с друзьями хорошо».
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие. Вы готовы? (да)
Тогда удачи!
Для начала я загадаю вам загадку, а вы внимательно слушайте:
«На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.»
- Как вы думаете, что это? (глобус)
- Верно, это глобус.
- А что такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли)
- Какую форму имеет глобус? (форму шара)
- Что обозначают на глобусе синим цветом? (водоемы)
- А остальные цвета (сушу)
- Водоемы. Давайте посмотрим, где они на глобусе. (вызывает несколько детей поочередно)
- Если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что большую часть на земле занимает вода.
- Какие водоемы вы знаете?
- Правильно.
-Как на казахском языке река? (озен)
-Как на казахском языке озеро? (кол)
-Как на казахском языке море? (тениз)
-Как на казахском языке океан? (мухит)
- Для многих животных вода – это дом.
Сегодня мы поговорим об обитателях рек.
- А для этого мы должны погрузиться на дно реки. Как мы можем это сделать? (нырнуть с аквалангом, спуститься на батискафе, Спуститься на подводной лодке).
- Верно. И мы с вами отправимся на дно река на подводной лодке.
- Итак, отправляемся:
Войти в подлодку,
Задраить люки,
Включить мотор,
Пристегнуть ремни.
Внимание!
Погружение!
- Посмотрите, что мы видим в иллюминаторе?
(показ слайдов «Дно реки»)
- Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки о рыбах, которые живут в нашей реке.
1. ухвачу – ка! Проглочу – ка!
Щелкает зубами…
-Сколько частей в слове щука?
- Как щука на каз. яз? (шортан)
2. Он в самом омуте живет
Хозяин глубины.
Имеет длинные усы,
А глазки чуть видны.
-Сколько частей в слове сом?
- Как сом на каз. яз? (жайын)
3. Он колючий, но не ёж,
А речная рыба…
-Сколько частей в слове ёрш?
- Как ёрш на каз. яз? (Таутан)
4. Сидят рыбаки
Стерегут поплавки.
Рыбак Корней
Поймал трех …
-Сколько частей в слове окунь?
- Как окунь на каз. яз? (алабуга)
- Молодцы!
- Ребята, а если рыба живет в море, то она какая?
- А если в реке? (речная)
- А если в озере (озерная)
- Молодцы!
- Скажите, что общего у всех рыб? (туловище, голова, хвост, плавники)
-Кто покажет мне их?
- Рыба имеет обтекаемую форму. Такая форма тела помогает рыбам быстро двигаться в воде.
Организационно - поисковый - Итак, ребята рыбам очень удобно жить в воде.
- Давайте посмотрим, что еще помогает рыбам двигаться и жить в воде. Для этого пройдем в нашу лабораторию.
- Что такое лаборатория? (это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты)
- Совершенно верно.
- Мы сейчас наденем халаты и станем такими учеными.
Опыт № 1.
Две емкости с водой для игрушек.
В первой – игрушка лежит неподвижно
Во второй – завести игрушку.
- Посмотрите, что у нас происходит?
- Что помогает рыбам двигаться?
- Для чего рыбам нужны хвост и плавники?
Вывод: хвост и плавники рыба использует как мотор и руль, ими она отталкивается от воды.
(предлагает выставить схему на мольберт)
- Ребята, рыба живое существо, а значит она не только двигается, но и дышит.
- Чем дышат люди?
- Чем же могут дышать рыбы, давайте предположим, как все живые существа воздухом или может быть водой?
Опыт № 2.
В прозрачную емкость с холодной водой опустить кусок пластилина.
- Возьмите лупы, посмотрим, что на кусочке пластилина?
- Какие они?
- Можно потрогать пластилин кончиком пальца, посмотрите, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Вывод: в воде есть воздух.
(предлагает выставить схему)
- Оказывается рыба, как и все живые существа дышит воздухом растворенным в воде.
- Делать ученые открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.
Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, ученые?
- Давайте выйдем из – за своих лабораторных столов и пойдем на ковер.
Физминутка «Все ли нравится тебе?»
- Вот мы с вами отдохнули, а теперь поиграем в игру «Тонет – не тонет»
(предметы, которые тонут и не тонут, емкость с водой)
- Вы знаете, что тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?
- Оказывается в теле у рыбы, есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.
Опыт № 3.
В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно и положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
- Что наблюдаем?
- Почему он не всплывает?
- Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет тонуть рыбе. Она легко может опуститься на дно и подняться на верх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
Вывод: шарик надутый не тонет, его поддерживает воздух.
(предлагает выставить схему)
- Итак, нашей рыбке очень удобно жить в воде.
- Но человек может помешать рыбам, как?
- Что может загрязнить реки?
Опыт № 4.
В емкость с водой капнуть масло растительное.
- Что наблюдаем?
- Так и нефтяные отходы закрывают пленкой воду и не позволяют воздуху проникнуть в воду.
- Что происходит с живыми организмами? Они погибают.
Вывод: масло в воде растекается тонкой пленкой по поверхности воды.
(предлагает выставить схему)
Сегодня вы были настоящими учеными, работающими в лаборатории на подводной лодке. Молодцы!
-Что же мы узнали сегодня?
*рыбы могут плавать с помощью плавников и хвоста.
*в воде есть воздух, который нужен всем обитателям подводного мира.
* у рыб есть воздушный пузырь, который позволяет рыбам не тонуть.
*нужно защищать природу, в том числе и водоемы.
-Молодцы!
- А сейчас я предлагаю вам взять маленьких рыбок и поместить их в аквариум, но в какой аквариум вы их поместите решать вам. Есть аквариум с частой водой и есть с грязной водой.
Размещают рыбок на свой выбор.