Светлана Коцюржинская
«Путешествие по творчеству Ю. Н. Синицына» для детей старшей группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой («Образовательная область «Речевое развитие»)
На тему:
«Путешествие по творчеству Ю. Н. Синицына»
для детей старшей группы.
Автор:
Коцюржинская Светлана Васильевна
воспитатель первой квалификационной
категории
г. Ковров
2016 г.
«Путешествие по творчеству Ю. Н. Синицына».
Публикация «„Путешествие по творчеству Ю, Н, Синицына“ для детей старшей группы,» размещена в разделах
Цель: познакомить детей с творчеством Ю. Н. Синицына.
Задачи:
Образовательные:
-Дать детям представление о личности писателя и его творчестве.
-Развивать интерес к художественной литературе.
-Формировать умение высказывать предположения и делать простейшие умозаключения;
-обогащать и активизировать словарь
-побуждать детей активно участвовать в беседе.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей, любознательность; расширять кругозор
развивать речь, мышление, построение высказывания, помогая детям более точно охарактеризовать объект, ситуацию
Воспитательные:
воспитывать интерес к культурному наследию родного края
формировать активное слушание
воспитывать культуру поведения при общей дискуссии
Словарная работа:
Активизация: проказник, пригорок, стужа
Обогащение : неистовый (чрезвычайно сильный в своём проявлении, фарфоровые блюдца (фарфор-вид керамики).
Материал:
Портрет Синицына, выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к книгам,
карта маршрута, кленовые листочки.
Предварительная работа: чтение произведений, Ю. Н. Синицына беседа по вопросам.
Ход ООД:
А над Клязьмой – синий свет неистов
В половодье солнечных лучей.
С добрым утром, город металлистов,
Город садоводов и ткачей.
(Песня «Моему городу» сл. Е. Слезиной, Ю. Синицына, муз. Л. Пуховой)
- Ребята, я вчера купила вот эту карту- карту нашего города.
Посмотрите, она совсем новая, видно по ней никто не путешествовал. Мне так захотелось отправиться в путь, но одна я не решилась.
Почему, как вы думаете? (Ответы детей)
Хорошо,
Хорошо на Земле,
Среди трав и деревьев
Среди рощ и полей,
Среди гор и морей!
Хорошо быть своим
В каждом городе,
В каждой деревне.
Хорошо на Земле,
Если всюду имеешь друзей!
Стихотворение Ю. Синицына «Хорошо на Земле»
- И как хорошо, что я вас дождалась, ведь вместе мы сможем отправиться в путешествие. Ну что, отправляемся?
Давайте сначала внимательно рассмотрим карту и определим, откуда мы начнем свое путешествие.
(рассматриваем карту)
- Да, вот от этого флажка с надписью «Старт».
Итак, первое, что нам встретилось на пути, это «Библиотека семейного чтения им. Ю. Н. Синицына» (фотография библиотеки)
Вы знаете, кто такой Ю. Н. Синицын?
В этой библиотеке много книг этого писателя. И сегодня мы с ними познакомимся.
- У нас в группе тоже есть книги этого писателя. Я вам их сейчас покажу.
(показываю портрет и книги Ю. Н. Синицына)
Рассказ.
«Юрий Николаевич не коренной ковровчанин, он родился 7 апреля 1928 года в Москве и провел там свои детские годы.
Однако, началась война и в 1941 году он с матерью был эвакуирован из столицы в поселок (а ныне город) Камешково. Там же маленький Юра пошел в 6й класс. Вместе ребятами своей школы собирал вещи для отправки на фронт. Взрослые и дети чем могли помогали армии.
Юра начинает писать стихотворения. Становится редактором районного
радиовещания.
После войны, в 1946 году Синицын переезжает в Ковров. Здесь он поступает в Ковровский механический техникум, который заканчивает с отличием. И продолжает писать стихи.
Известный поэт Твардовский, почитав произведения Ю. Синицына, отметил, что поэт талантлив, но еще предстоит много работать. И Юрий учится и еще больше пишет.
Он поступает в Горьковский институт инженеров водного транспорта, на факультет кораблестроения и заканчивает его с отличием.
«Здравствуй, наш завод»- так называлась первая книга его стихов для детей.
Он работает преподавателем технических дисциплин в родном энергомеханическом техникуме.
Юрий Николаевич выступает перед читателями- детьми дошкольного и школьного возраста, студентами, взрослыми людьми.
Настоящий писатель пишет стихи, рассказы, повести для того, чтобы рассказать своему читателю нечто важное для него, чтобы научить его отличать в жизни хорошее от плохого, добро от зла.
Всего вышло 18 книг писателя.
-Продолжим наше путешествие…
Следующая остановка «Парк доброты и дружбы».
- Каких людей мы можем здесь встретить?
ДРУЖБА
Мы давно с Наташкой дружим:
Вот уж третий год подряд
Вместе бегаем по лужам,
Вместе ходим в детский сад.
Вместе песенки поем,
Вместе платья куклам шьем.
И у нас с подружкой
Общие игрушки.
Если мы вдвоем с Наташей –
Даже Витька нам не страшен!
А от Витьки нам немало
В одиночку попадало.
Я подругой дорожу –
Целый день за ней хожу.
Мама шутит надо мной:
«Ты- как нитка за иглой!»
АНДРЮШКА
Андрюшка – наш сосед.
У этого Андрюшки
Есть всякие игрушки,
А вот друзей-то
Нет…
И все эти игрушки –
Не радость для Андрюшки:
Ведь плохо одному.
Невесело, невесело
Ему. А почему?
Как только он с игрушками
Во двор выходит к нам,
Так слышится Андрюшкино:
«Не тронь!»
«Моё!»
«Не дам!»
- Как бы вы поступили на его месте?
- Хотели бы вы иметь таких друзей, как Андрюшка?
- Давайте и мы поиграем в этом парке.
Игра «Скажи наоборот» :
вы хотели бы иметь друзей
- добрых, а не… сильных, а не…
- весёлых, а не… умных, а не… и т. д.
Ну, что выходим из парка, нужно идти дальше.
А впереди… «Мастерская художника»
- Кто пишет книги?
- А что делают художники?
- Один известный художник-иллюстратор, Павел Асеев, сделал рисунки к стихам Ю. Синицына. Давайте посмотрим и определим к каким?
(«Грузди», «Пять волшебных голосов», «Веселая семейка»)
1. По весне растают льды.
Глядь – и ожили пруды.
Просыпаются лягушки,
Пучат круглые глаза… («Веселая семейка»)
2. На опушке
Под кустом
Приютился
Птичий дом….(«Пять волшебных голосов»)
3. Под папоротником – грузди,
Фарфоровые блюдца.
Из них лесные птицы
Нет-нет,
Да и напьются(«Грузди»)
Ну, а сейчас мы отправимся на «Кукушкин пруд», только сначала отдохнем.
Физкультминутка «Про лягушек»
«Вот лягушки по дорожке,
Скачут вытянувши ножки
Раз и два, раз и два,
Отдохнуть пришла пора!»
-Посмотрите! У пруда лежат кленовые листочки…
Показать и прочитать стихотворение «Кленовые письма»
Кленовые письма
Вот и осень подошла.
Дышит стужей воздух.
С клёна падают шурша
Листья, словно звёзды.
Я возьму кленовый лист,
Он румян и золотист.
Он пылает, как огонь,
Но совсем не жжётся.
Он, как папина ладонь,
И большой, и жёсткий.
Соберу я эти листья,
Жёлтые и красные,
Напишу на них я письма
Разные-разные.
Напишу письмо я лету
И пошлю его по свету:
Пусть летит за летом вслед,
Передаст ему привет.
Чтоб оно из-за морей
Возвращалось к нам скорей
С синим небом,
С облаками –
Снежными барашками,
С голосистою кукушкой,
С земляничною опушкой,
С нежными ромашками.
А в другом письме
Напишу зиме:
Пусть приходит поскорей
С красной стаей снегирей,
С белым снегом,
С крепким льдом,
С громким смехом
Над прудом,
С лыжами да санками,
С звонкими ледянками,
С морозом-проказником,
С новогодним праздником.
Я с пригорка эти листья
На ветру подброшу сам –
Пусть оранжевые письма
Полетят по адресам.
1. Грустит ли автор в этом стихотворении по прошедшему лету?
2. Осень – тоже праздник природы. Чем любуется поэт осенью? Какие слова нашел поэт, чтобы описать красоту времен года?
(Листья- звёзды, кленовый лист- румян и золотист, облака –снежные барашки, мороз-проказник и т. д.)
3. Какому времени года вы написали бы письмо?
О красоте природы писал поэт Ю. Синицын и находил удивительно красивые слова и сравнения для описания.
А нам пора возвращаться…
Весело,
Весело,
Весело
В пути
С шутками
С песнями
По земле
Идти!
Вот мы с вами и вернулись в наш детский сад.
Наше путешествие заканчивается. Посмотрите на карту.
- С какого места мы отправились в путь?
-Чье имя присвоено «Библиотеке семейного чтения?
-О чем и о ком писал Ю. Н. Синицын?
О дружбе, о верности, о красоте природы писал свои стихи поэт.
Пока мы путешествовали, в нашу группу принесли письмо от сотрудников библиотеки.
-«Дорогие ребята! Вы, наверное, уже возвратились из путешествия…Примите в подарок книги Ю. Н. Синицына. Читайте, растите умными и добрыми. И гордитесь тем, что такой замечательный писатель много лет жил и трудился в нашем городе.»
-Но это еще не все…В конверте, ребята, игра.
Игра «закончи предложение»
1. Тинь-тень,
Тили-тень,
Всё короче зимний…. (день)
2. Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый… (человек)
3. Я подругой дорожу –
Целый день за ней хожу.
Мама шутит надо мной:
«Ты- как нитка за!» (иглой)
4. Мы выходим на лужок,
Собираемся в кружок.
Созываем детвору
На веселую… (игру)
5. За котом
Не чуя ног,
Припустился
Мой …. (щенок).
Итог:
Что понравилось в путешествии?