Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие в прошлое» (6 фото)

Оксана Власова
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»

Конспект занятия «Путешествие в прошлое»

Цель: создать условия для формирования у детей интереса к традиционной народной культуре.

Задачи:

Образовательные:

Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.

Развивающие:

Продолжить развивать эстетический и художественный вкус.

Формировать грамматический строй речи.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Упражнять в образовании прилагательных.

Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание.

Активизация словаря:

Глиняная, тряпичная, пеленашка, деревянная, хоровод, плетень, прялка, угли.

Предварительная работа:

Знакомство с предметами быта, обычаями и традициями.

Чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок. Разгадывание загадок.

Слушание русской народной музыки.

Организация и проведение русских народных игр («Заря - заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)

Разучивание пальчиковых игр.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Куклы прошлых лет».

Игры с куклами.

Рассматривание и игры с куклами из мини- музея.

Чтение рассказа И. Рюминой «Куклы наших бабушек».

Развивающая предметно-пространственная среда:

Макет печки.

Предметы крестьянского быта.

Ткань для изготовления куколки.

Проектор.

Используемые методы и приё мы:

Просмотр презентации «Как раньше жили».

Просмотр презентации «Куклы- обереги»

Отгадывание загадок.

Народная игра «Плетень».

Показ схемы изготовления пеленашки.

Список литературы:

Галина и Мария Дайн. «Культура и традиции», 2007.

Дыбина О. В. «Что было до…» Игры-путешествия в прошлое предметов. – М., 2010.

Лаврентьева Л. С., Смирнова Ю. И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»

Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, сейчас мы с вами живём в больших домах, у нас много всякой техники. (показ слайдов) Но так было не всегда. А вы знаете, как люди жили раньше? (ответы детей) Оказывается, что мы мало знаем о прошлом. А хотите узнать больше? (ответы детей)

Рассказ воспитателя с показом слайдов.

Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы- красавицы. У них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.

И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом.

Ребята, скажите, раньше дома были такие же, как и сейчас? (ответы детей)

Давайте с вами отправимся в путешествие и всё узнаем.

Посмотрите, в какую красивую, русскую избу мы с вами пришли! Вам нравится?Как здесь уютно и как много старинных и неизвестных предметов.

Ой, смотрите, нас встречает бабушка Нюра! (слайд с изображением бабушки) Я знаю, что бабушка собирает загадки. А вы любите загадки? (ответы детей)

Включается озвученная загадка:

Летом спит,

Зимой горит.

Рот открывает,

Что дают – глотает (печь).

Воспитатель: - Ой! Какие молодцы! Правильно это печь. (слайд- печь)А кто мне скажет для чего нужна печь? А сейчас есть в домах печи (ответы детей)

Воспитатель: Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. (слайд- огонь в печи) Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. (слайд- угли) Если переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали их в новую печь.

Воспитатель: А вот интересно, как люди свободное время проводили, чем занимались? (ответы детей) (показ слайдов)

Давайте поиграем в народную игру «Плетень» (дети играют)

Воспитатель: Ребята бабушка Нюра нас заждалась, она вам приготовила ещё загадку: (озвученная загадка)

Предметы наши

Для щей и каши,

Не бьются, не ломаются

Порче не подвергаются! (посуда)

Дети:

- Посуда!

Воспитатель: - Молодцы! А как вы думаете, из чего сделана эта посуда?

(Ответы детей)

Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетёной утвари – корзин, лукошек, коробов. Из бересты делали бураки, туески. (показ слайдов)

Ещё посуду делали из глины. Нелегкий был труд людей по изготовлению глиняной посуды, поэтому нужно обращаться с посудой аккуратно, чтобы ее не разбить.

Бабушка Нюра хочет вам ещё загадку загадать. Озвученная загадка:

Стригли, щипали, а после чесали,

Чисто, пушисто – к доске привязали! "

(Прялка) (показ слайдов)

Воспитатель: Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаткой, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.

Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

Воспитатель: Ребята, как выдумаете, чем играли дети в те давние времена?

(ответы детей)

Презентация «Куклы наших предков»

Воспитатель:

Какие интересные игрушки были раньше! Скажите, а может быть, вы знаетеещё что- то об игрушках наших бабушек? (тряпичные, обереговые)

Воспитатель:Правильно, а почему этих кукол делали без лица? (ответы детей)

Презентация про кукол.

Воспитатель показывает детям куклу-пеленашку.

Воспитатель: Как называется эта куколка? (ответы детей)

Вы знаете, что эта куколка охраняла новорожденных младенцев от дурного глаза.

Представляете, раньше, прежде чем скатать тело-трубочку, ткань шесть раз с молитвой сворачивали-разворачивали и лишь на седьмой скатывали окончательно и перевязывали нитью. Но и здесь все непросто. Нить нужно было непременно держать в правой, а трубочку-скрутку в левой руке. Наматывая нить, будущая мама нашептывала пожелания для своего младенца: чтобы был здоровый, богатый, умный, смелый…

Таких куколок полагалось сделать семь штук. Их клали новорожденному в люльку, привязывали к ручке или на одежду.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите сделать таких кукол? (ответы детей)

Слайды со схемой изготовления пеленашки.

Практическая часть.

Подведение итогов.

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что интересного вы узнали?

А что вас удивило?

За что вы бы себя похвалили?

Вы большие молодцы! Давайте подарим наших куколок малышам.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое»
Фото «Путешествие в прошлое»
Конспект занятия - фото
Фото №1 Конспекты занятий Фото №2 Все конспекты Конспект занятия Фото №3 Путешествие в прошлое история предметов Путешествие в прошлое Цель создать условия для формирования у детей интереса к традиционной народной культуре
Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов» ЗАДАЧИ: - Познакомить с историей часов; - Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления;.

«Путешествие в прошлое ручки» (НОД в старшей группе) Содержание деятельности. Воспитатель. Сегодня на занятии поиграем в игру «Что лучше и удобнее». Но сначала отгадайте загадку: Длинная ножка.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое зеркала» Тема: Путешествие в прошлое зеркала. Задачи: Познакомить детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета;.

Фотоотчет занятия «Путешествие в прошлое»Фотоотчет занятия «Путешествие в прошлое» На занятиях по окружающему миру мы с детками часто "путешествуем". Мы уже побывали в разных уголках земного шара: в Арктике и Антарктиде.

Конспект «Путешествие в прошлое книги» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Задачи: Расширять.

Проект «Путешествие в прошлое человека» Паспорт проекта Полное название проекта: «Путешествие в прошлое Человека» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Вид проекта:.

Проект «Путешествие в прошлое посуды» Проект «Путешествие в прошлое посуды». Вид проекта: Информационно - творческий; Продолжительность: Недельный. Участники: Воспитатели, дети,.

Конспект НОД «Путешествие в прошлое ложки» "Путешествие в прошлое ложки" Цель: Обогащать представление детей о многообразии ложек; - ознакомить с историей создания ложки; - развивать.

Совместная деятельность «Путешествие в прошлое куклы» Тема: «Путешествие в прошлое куклы». Цель: Обобщение знаний о традициях изготовления кукол, подведение итогов проекта. Задачи: 1. Закрепить.

Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 24 марта 2016 в 14:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД