Получи документы

Конспект занятия «Путешествие в старину»

Ирина Илюшкина
Конспект занятия «Путешествие в старину»

Тема: «Путешествие в старину»

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам мордовской народной музыкальной культуры.

Задачи:

Образовательные:

обогащать музыкальные впечатления детей;

способствовать дальнейшему развитию вокальных навыков, танцевальных движений, игре на детских музыкальных инструментах;

закреплять представления о народных инструментах их внешнем виде и звучании.

Развивающие:

способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в старину“» размещена в разделах

пополнить словарный запас словами: «Кштема», «a cappella», «Нюди»

Воспитательные:

воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре мордовского народа, формировать интерес к народным песням и играм;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

создать атмосферу сотрудничества детей друг с другом и педагога с детьми.

Музыкальный репертуар: Мордовские народные песни «Веле веле», «Кафта церат», мордовский народный наигрыш на Нюди, мордрвская псовая «Кштема»

Наглядный материал: презентация с наглядным материалом.

Методы работы: рассказ, беседа, игра.

Оборудование: музыкальные инструменты (трещетки, барабан, бубенчики, колокольчики, записи мордовских народных песен, мордовские народные костюмы для музыкального руководителя и детей, атласная летна для игры

.

Ход занятия

Дети входят под мордовскую музыку «Кштема» останавливаются в полукруг

М. Р. Добрый люд! Честной народ! Приглашаю в хоровод. (встают в хоровод)

М. Р. Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу!

Распевно «Здравствуйте!»

Дети: «Здравствуйте!»

М. Р. К нам пришли гости, давай поздороваемся с ними. «Здравствуйте!»

М. Р. Ребята, какие вы сегодня красивые? Что за костюмы на вас одеты?

М. Р. Так одевался мордовский народ в старину. Интересно, как они тогда жили, чем занимались, как веселились? Предлагаю вам отправиться в прошлое, но, т. к. мы с вами в музыкальном зале, наше путешествие будет необыкновенное – музыкальное.

(Звучит музыка «Веле веле» дети идут за М. Р. По залу змейкой). Мы отправляемся в путешествие по волшебной «Реке времени» Как вода в реке течет, так и время не стоит на месте, все вокруг изменяется с течением времени.

Слайд «Мордовское село»

М. Р. Где это мы?

(звучит наигрыш на НЮДИ)

М. Р. Слышите музыку?

Слайд: «Музыкант играет на Нюди»

М. Р. Это музыкант. Как вы думаете. На чем он играет? (ответы детей) Он играет на Нюди.

Слайд «Нюди»

М. Р. Сделан этот музыкальный инструмент из тростника и является он духовым инструментом. Ребята, а вы знаете что такое духовой музыкальный инструмент?

Дети:

М. Р. Хотите поиграть на нюди? Давайте представим, что у нас в руках нюди. Слушайте музыку и «играйте».

Слушание: наигрыш на «нюди»

М. Р. Какие молодцы! А как звучала музыка? - (медленно, спокойно, напевно, плавно)

Слайд «Косари»

М. Р. В старые добрые времена люди занимались полевыми работами, а во время работы пели, чтобы тяжелый труд казался легче.

М. Р. А чтобы нам с вами пелось звонко, необходимо подготовить голосок. Ой, что это? Мне на ладошку упало перышко. Покажите свою ладошку, может и к вам упадет перышко. Давайте сдуем его осторожно. Набираем воздух через нос, выдыхаем медленно, не надувая щек. А вы слышали, как гудит ветер в печной трубе? Он сверху опускается вниз (у-у) А теплый воздух поднимается снизу вверх. Голосок приготовили, можно песню запевать.

Мордовская народная песня «Кафта церат тише лядихть» («Два парня сено косят»)

М. Р. Вы обратили внимание, как мы пели.

Дети :

М. Р. Мы пели без музыкального сопровождения. Такое пение называется «a capella» А capella пение без музыкального сопровождения.

М. Р. Взрослые работали в поле, а дети оставались дома. Они играли в разные игры. Некоторые из игр дошли и до нашего времени. Есть замечательная мордовская игра «Перяфке» (Забор, изгородь)

Правила игры: Дети идут по кругу хороводом, держась за руки. И пою слова 1. «Ляли-ляли, ляли-ляли, ляли-ляли, лялилей. Перяфке, перяфке перяфке тарган (3 раза) фкя, кафта, колма перяфкязе емла».(двое натягивают канат на уровне щиколок, дети должны перепрыгнуть через нее. Затем игра повторяется еще 2 раза, где уровень каната с каждым разом поднимается выше) 2.«Ляли-ляли, ляли-ляли, ляли-ляли, лялилей. Перяфке, перяфке перяфке тарган (3 раза) ниле, вете, кота вага тиеня етак» 3.«Ляли-ляли, ляли-ляли, ляли-ляли, лялилей. Перяфке, перяфке перяфке тарган (3 раза) сисем, кафкса, вейхкса етак вага тянь вейльхкска»

М. Р. На ночь мамочки своим деткам рассказывали сказки. А вы, ребята, сказки любите? Где-то здесь сундучок со сказкой? (Открывает сундук и показывает музыкальные, шумовые инструменты) Эти инструменты помогут нам рассказать сказку «Алдуня и келаскя» (Алдуня и лиса). У каждого героя сказки - свой музыкальный инструмент. Возьмите понравившийся инструмент и будем вместе выбирать музыку для героев сказки. Нам нужна музыка для медведя, какой инструмент поможет нам озвучить медведя (офта? Волка (врьгаз, лису (келазь, Алдуня (имя девочки? Алдуня - колокольчики

Медведь - бубен

Волк - трещотка

Лиса - бубенчик

М. Р. А теперь начнем сказку сказывать.

Рассказчик. Жили-были старик со старухой. И была у них внучка Алдуня. (Дети подыгрывают на колокольчиках) Позвали её раз подружки в лес по грибы. Пришли девочки в лес, собирали они грибочки, деревце за деревце, кустик за кустик. и отстала Алдуня от подружек. (Дети подыгрывают на колокольчиках) Оглянулась она по сторонам - нет никого. И заплакала Алдуня горько. (Дети подыгрывают на колокольчиках) Шёл мимо Медведь, тяжело ступал. (Дети подыгрывают на бубнах) Увидел девочку

Медведь. О чём, девочка, плачешь?

Рассказчик. А Алдуня в ответ. (Дети подыгрывают на колокольчиках)

Алдуня. Уходи, Медведь, я тебя боюсь.

Рассказчик. Пробегал мимо Волк - зубами щёлк.

(Дети подыгрывают на трещотках)

Волк. Не плачь, девочка, садись мне на спину - я тебя отвезу.

Рассказчик. А Алдуня в ответ. (Дети подыгрывают на колокольчиках)

Алдуня. Нет, Волк, я тебя боюсь.

Рассказчик. А тут Лиса мимо пробегала, хвостиком помахивала.

(Дети подыгрывают на бубенцах).

Рассказчик. Услышала, что кто-то плачет, и подошла.

Лиса. Не плачь, Алдуня, садись ко мне на спину - я тебя домой отвезу.

Рассказчик. Понравилось Алдуне, что голосок у Лисы ласковый. (Дети подыгрывают на колокольчиках) Она села к ней на спину и до дома так и доехала. А там уж и бабушка с дедушкой, и подружки - все её дожидаются. Обрадовались и давай веселиться: заплясали весело, заиграли на трещотках, бубнах, бубенцах да колокольчиках! (Дети играют на шумовых инструментах - колокольчиках, бубенчиках, трещотках, бубне).

М. Р. Тут и сказочке конец! Уберём музыкальные инструменты в сундучок.

Дети складывают музыкальные инструменты в сундучок.

М. Р. После тяжелого рабочего дня взрослым тоже хочется отдохнуть, но стоит услышать народные мотивы «Кштемы» (Плясовой, ноги сами в пляс идут. Кто тут останется равнодушным? Повторяйте за мной, движения будут простыми.

Танец «Кштема»

М. Р. Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться. (Звучит музыка «Веле веле» дети идут за М. Р. По залу змейкой) Как вода в реке течет, так и время не стоит на месте, все вокруг изменяется с течением времени.

М. Р. Вот мы и вернулись. Ребята, с каким новым инструментом вы познакомились? В какую игру с вами мы играли? Что больше всего вам понравилось? (Дети отвечают)

М. Р. Мордовский народ всегда был очень гостеприимным, хлебосольным, гостей хорошо принимал да сладостями угощал. Вы сегодня мои гости, и я хочу угостить вас. Петушков кушайте да маму с папой слушайте! До свидания…

Самоанализ к музыкальному занятию в подготовительной группе «Путешествие в старину»

Данное занятие было запланировано мной в соответствии с темой моего опыта работы: «Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством народного творчества».

Участники музыкального занятия - дети подготовительной группы. Для музыкального занятия мной был подготовлен музыкальный материал: песня «Кафта церат тише лядихть» («Два парня сено косят»), игра «Перяфке», музыка для слушания, музыкальные инструменты.

Цель моего занятия : Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам мордовской народной музыкальной культуры.

При планировании занятия мной были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

обогащать музыкальные впечатления детей;

познакомить с новым приемом игры на ложках;

способствовать дальнейшему развитию вокальных навыков, танцевальных движений, игре на детских музыкальных инструментах;

закреплять представления о народных инструментах их внешнем виде и звучании.

Развивающие:

способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;

пополнить словарный запас словами: «Кштема», «a cappella», «Нюди»

Воспитательные:

воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре мордовского народа, формировать интерес к народным песням и играм;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам;

создать атмосферу сотрудничества детей друг с другом и педагога с детьми.

Закрепление с детьми основных видов эмоций происходило через все основные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, игра, музыкальное движение, игра на музыкальных инструментах.

В связи с тем, что на занятии было использовано много разных приемов и методов для достижения мною поставленных задач, то оценку занятия с детьми я провела в эмоциональном аспекте, т. е. задала вопрос понравилось или нет занятие, и что запомнилось, таким образом, узнав, как глубоко поняли дети и усвоили новые понятия: «a capella», «Нюди». Все предложенные детям формы занятия подчинялись теме «работы: «Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством народного творчества» и поставленным мною задачам.

Дети были внимательны, заинтересованы на занятии, эмоциональны в силу своих возможностей. Легко идут на контакт. В разных видах музыкальной деятельности они проявляли себя по-разному. Вид деятельности игра «Перяфке» – был наиболее интересен детям, поэтому нашел больший эмоциональный отклик детей. Использованный мной прием взаимодействия между детьми во время игры на музыкальных инструментах показал, что ребята умеют между собой договориться и найти оптимальный для них вариант совместного творчества.

Мне бы хотелось, чтобы дети больше самовыражались в музыкальной импровизации, чувствовали себя уверенней, не боялись выступать на публике. Для этого мной было включено в занятие исполнение мордовской песни (ранеее разучивемой) «Кафта церат тише лядихть» с движением и разучивание некоторых танцевальных элементов «Кштемы».

Считаю, что музыкальное занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной атмосфере, поставленные задачи были мной выполнены на необходимом уровне.

Публикации по теме:

«Как в старину на Руси весну кликали». Фотоотчёт«Как в старину на Руси весну кликали». Фотоотчёт В нашем детском саду, по традиции, каждый год, весной, отмечают праздник встречи птиц, встречи весны! На Руси этот праздник отмечали.

Конспект занятия по ЗОЖ «Путешествие на планету Семитония»Конспект занятия по ЗОЖ «Путешествие на планету Семитония» Цель: Научить детей любить свой организм, осознанно относиться к своему здоровью. Задачи: 1. Научить детей использовать звуки для своего.

Фотоотчёт о празднике «Я люблю твою, Россия, старину!»Фотоотчёт о празднике «Я люблю твою, Россия, старину!» 2022 год объявлен в Российской Федерации годом нематериального культурного наследия народов России. В наше время особую актуальность приобретает.

Конспект музыкального занятия «Путешествие в Антарктиду» Конспект музыкального занятия "Путешествие в Антарктиду" Цель: Познакомить детей с животными Антарктиды, с их внешним видом, образом жизни.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в лес»Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в лес» Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в лес». Цели: Развитие целенаправленной воздушной струи и речевого дыхания; Обогащение и.

Конспект занятия «Путешествие по профессиям»Конспект занятия «Путешествие по профессиям» Цели. Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий. Упражнять детей в умении определять название профессии по.

Конспект занятия «Путешествие в заниматику»Конспект занятия «Путешествие в заниматику» Звучит фонограмма. Ведущий: Внимание, внимание! Важное объявление, всех, кто умеет считать, играть, сочинять и решать, приглашаем в путешествие.

Методическая разработка досуга «Путешествие в старину» Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому.

Конспект занятия «Путешествие в мир сказок» ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК Конспект Подготовила и провела: Ладыгина В. В., воспитатель МАДОУ – д/с № 74 «Забава» г. Белгород Интеграция образовательных.

Выставка «Как жили в старину».Выставка «Как жили в старину». В канун праздника "День матери" с родителями своей группы я организовала в нашем детском саду выставку "Как жили в старину". Целью нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в старину»
Опубликовано: 19 марта 2023 в 18:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД