МААМ-картинки

«Путешествие в страну Слов и Звуков». Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе

Светлана Шматкова
«Путешествие в страну Слов и Звуков». Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе

Итоговое занятие по обучению грамоте

в старшей группе

«Путешествие в страну Слов и Звуков»

Цель: определение уровня полученных знаний детей.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить полученные знания: звук, предложение, деление слов на слоги.

Публикация «„Путешествие в страну Слов и Звуков“, Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах

2. Упражнять в словоизменении, словообразовании.

3. Продолжать формировать умение подбирать слова противоположные по смыслу.

4. Совершенствовать навыки чтения.

5. Закрепить правило написания предложений, правило употребления заглавной буквы.

Развивающие:

1. Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове).

2. Развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.

3. Развивать мелкую моторику руки.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание правильно выполнять задания.

2. Воспитывать усидчивость, умение понимать учебную задачу.

Ход занятия:

Утро в детском саду (приветствие)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– Доброе утро!

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Мы сегодня отправимся в путешествие в страну «Слов и Звуков». Будем выполнять много заданий. Вы должны быть внимательными, сообразительными. А с собой возьмём, конечно же, хорошее настроение. Ну что готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да готовы.

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, поиграем.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Утром проснулись – в улыбочку губы;

Чистили мы свои верхние зубы.

Вправо и влево, внутри и снаружи.

С нижними зубками тоже мы дружим.

Воспитатель: Ребята, подумайте, на чём мы поедем в путешествие? (Ответы детей).

Воспитатель: Предлагаю отправиться на весёлом поезде.

Загудел наш паровоз

И вагончики повёз.

Чух-чух-чух

Едет во весь дух!

Едет, едет паровоз

Две трубы и шесть колёс.

Стоп!

Первая станция «Станция Предложений»

Воспитатель находит конверт и читает детям вопросы.

- Дети, вспомните, какими могут быть предложения. (короткими и длинными).

Дошкольники придумывают короткие и длинные предложения со словом весна.

- Посчитайте сколько слов в этих предложениях? (В первом предложении два слова, а во втором три).

- Какое первое слово? Назовите второе слово. Какое следующее слово?

- А ещё, что вы знаете о предложениях? (Предложение пишем с заглавной буквы. Если в конце предложения стоит точка, предложение повествовательное. А если вопросительный знак - вопросительное. Когда в конце предложения стоит восклицательный знак - побудительное).

Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю предложения, которые придумал Незнайка. Внимательно послушайте и исправьте их.

1) Телега везет лошадь.

2) Забор красит маляра.

3) Горшок растет в цветке.

4) Каша съела Машу.

5) Заяц съел лису.

6) Мышка поймала кошку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Исправили все ошибки. А сейчас садитесь поудобнее. Наше путешествие продолжается.

Загудел наш паровоз

И вагончики повёз.

Чух-чух-чух

Едет во весь дух!

Едет, едет паровоз

Две трубы и шесть колёс.

Стоп!

Вторая станция «Станция Звуков».

Воспитатель читает стихотворение о звуках.

Много звуков есть на свете :

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи

Мы их точно знать должны.

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

Воспитатель находит конверт и читает детям вопросы.

- Ребята, из чего состоят слова? (Из звуков).

- А что же такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).

- Какие вы знаете звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

- Назовите гласные звуки. (А, О, У, Э, Ы, И)

- Почему они так называются? (Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преград. Их можно петь, тянуть).

- Каким цветом обозначаем гласные? (Мы их обозначаем красным цветом.)

Воспитатель: Сейчас давайте поиграем.

Дети договаривают последнее слово чистоговорок с гласными звуками (с опорой на картинки).

А – а - а – Аня гладила … кота;

О – о – о – у Оли новое … пальто.

У – у – у – утка плавает в … пруду;

И – и – и – у Инны синие … носки;

Ы – ы – ы – тыквы, бусы и … усы;

Э – э – э – Эмма, Эдик шли в кино покупали … эскимо.

Воспитатель: Я покажу картинки предметов, а вы назовите гласные в названии этих слов.

Лак, ком, пух, рис, сын, мэр (АОУИЫЭ)

- Дети, а теперь вспомните, что Вы знаете о согласных звуках.

(Когда произносим согласные, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы, нёбо).

- Послушайте и скажите, какой звук лишний и почему? (к, п, т, о, (и, у, м, э)

- Какими бывают согласные звуки? (Мягкими. Мы их обозначаем зелёным цветом. Если твердые - синим).

- Что делает согласный звук мягким? (Позади стоящий звук «И»).

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.

Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков.

[б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’] и т. д.

- А ещё какими бывают согласные звуки? (Звонкими или глухими).

- Как мы можем определить звонкий или глухой звук? (Можно ладошками закрыть уши. Если слышим шум – звонкий согласный звук. А если нет, то глухой).

Воспитатель: Вы молодцы, все знаете про звуки. Давайте расскажем стихотворение про них:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кровати баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные, согласны,

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть

Но не хочется им петь.

Воспитатель: Отправляемся к следующей станции.

Загудел наш паровоз

И вагончики повёз.

Чух-чух-чух

Едет во весь дух!

Едет, едет паровоз

Две трубы и шесть колёс.

Стоп!

Третья станция «Отдыхайкино»

Физкультминутка

Гласный звук - присесть.

Согласный звук - хлопок.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся к следующей станции.

Загудел наш паровоз

И вагончики повёз.

Чух-чух-чух.

Едет во весь дух!

Едет, едет паровоз

Две трубы и шесть колёс.

Стоп!

Четвёртая станция «Станция Слогов».

- Ребята, а как определить, сколько слогов в слове? (Прохлопать. Посчитать гласные: сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Игра «Раздели слова на слоги»

Сколько слогов в слове мяч? Давайте прохлопаем это слово вместе. А если его назвать ласково «мя-чик». (дети произносят слова и хлопают в ладоши). Слова : шко-ла, иг-ра, ма-лыш, со-ро-ка, ба-боч-ка, ра-ду-га, дым, сом.

Воспитатель: Молодцы! Отправляемся к следующей станции.

Загудел наш паровоз

И вагончики повёз.

Чух-чух-чух

Едет во весь дух!

Едет, едет паровоз

Две трубы и шесть колёс.

Стоп!

Пятая станция «Отдыхалкино».

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз - туда, два - сюда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - встали,

Руки кверху все подняли.

Раз, два, раз, два,

Заниматься нам пора.

Воспитатель: Отправляемся к следующей станции.

Загудел наш паровоз

И вагончики повёз.

Чух-чух-чух

Едет во весь дух!

Едет, едет паровоз

Две трубы и шесть колёс.

Стоп!

Шестая станция «Трудная задача»

Воспитатель: Теперь я очень надеюсь, что вы поможете мне решить трудную задачу.

А задача не проста –

Превратить кота в кита,

А потом туман в томат,

Тому в Тиму и назад.

Педагог помещает на магнитную доску буквы и составляет первое слово КОТ. Просит дошкольников превратить это слово в КИТ. (Один из детей заменяет букву О на И). Дети читают новое слово. Аналогично проводится работа по «превращению» других слов из стихотворения. (Дети сами меняют буквы и читают слова).

Дидактическое упражнение «Измени слово»

Замени первый звук на «З», назови новое слово :

бал – зал, майка -, губы - ….

На «С» : бок – сок, лук -, боты - ….

На «Ж» : пучок – жучок, билет -, китель - …

На «Ч» : кашка – чашка, майка -, май - …

На «Щ» : кит – щит, венок -, тётка - ….

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Слов и Звуков». Нам пора возвращаться в детский сад.

Загудел наш паровоз

И вагончики повёз.

Чух-чух-чух

Едет во весь дух!

Едет, едет паровоз

Две трубы и шесть колёс.

Стоп!

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Что вы сегодня делали? Какие игры и задания вам было интересно выполнять? Что вам больше всего понравилось? Надеемся, что и нашим гостям понравилось путешествие.

Спасибо ребята! Вы все были активными и внимательными.

Публикации по теме:

«Домик для гласных звуков». Коррекционное занятие по обучению грамоте в старшей группе«Домик для гласных звуков». Коррекционное занятие по обучению грамоте в старшей группе «Домик для гласных звуков». Коррекционное занятие по обучению грамоте в старшей группе. Цель: изготовление аппликации с гласными звуками.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи и обучению грамоте «Путешествие в мир звуков, букв и слов» ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по звуковой культуре речи и обучению грамоте в работе с детьми подготовительной группы «Путешествие в мир звуков,.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний»Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний» «Путешествие в страну знаний». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «Почемучки» Образовательная область:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Путешествие в страну Слов и Звуков». Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе
Опубликовано: 20 апреля 2025 в 13:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в страну Слов и Звуков». Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шматкова (УИ 161745) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
04 мая 2025 воскресенье
05 мая 2025 понедельник
Сажаем лук!
Всемирный день общения
Осваиваем криптографию и шифрование!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных