Светлана Шматкова
«Путешествие в страну Слов и Звуков». Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе
Итоговое занятие по обучению грамоте
«Путешествие в страну Слов и Звуков»
Цель: определение уровня полученных знаний детей.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить полученные знания: звук, предложение, деление слов на слоги.
Публикация «„Путешествие в страну Слов и Звуков“, Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
2. Упражнять в словоизменении, словообразовании.
3. Продолжать формировать умение подбирать слова противоположные по смыслу.
4. Совершенствовать навыки чтения.
5. Закрепить правило написания предложений, правило употребления заглавной буквы.
Развивающие:
1. Развивать фонетическое восприятие и слух, навыки звукового анализа (различать на слух гласные и согласные звуки, определять место звука в слове).
2. Развивать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие.
3. Развивать мелкую моторику руки.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание правильно выполнять задания.
2. Воспитывать усидчивость, умение понимать учебную задачу.
Ход занятия:
Утро в детском саду (приветствие)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– Доброе утро!
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Мы сегодня отправимся в путешествие в страну «Слов и Звуков». Будем выполнять много заданий. Вы должны быть внимательными, сообразительными. А с собой возьмём, конечно же, хорошее настроение. Ну что готовы отправиться в путешествие?
Дети: Да готовы.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, поиграем.
Проводится артикуляционная гимнастика.
Утром проснулись – в улыбочку губы;
Чистили мы свои верхние зубы.
Вправо и влево, внутри и снаружи.
С нижними зубками тоже мы дружим.
Воспитатель: Ребята, подумайте, на чём мы поедем в путешествие? (Ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю отправиться на весёлом поезде.
Загудел наш паровоз
И вагончики повёз.
Чух-чух-чух
Едет во весь дух!
Едет, едет паровоз
Две трубы и шесть колёс.
Стоп!
Первая станция «Станция Предложений»
Воспитатель находит конверт и читает детям вопросы.
- Дети, вспомните, какими могут быть предложения. (короткими и длинными).
Дошкольники придумывают короткие и длинные предложения со словом весна.
- Посчитайте сколько слов в этих предложениях? (В первом предложении два слова, а во втором три).
- Какое первое слово? Назовите второе слово. Какое следующее слово?
- А ещё, что вы знаете о предложениях? (Предложение пишем с заглавной буквы. Если в конце предложения стоит точка, предложение повествовательное. А если вопросительный знак - вопросительное. Когда в конце предложения стоит восклицательный знак - побудительное).
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю предложения, которые придумал Незнайка. Внимательно послушайте и исправьте их.
1) Телега везет лошадь.
2) Забор красит маляра.
3) Горшок растет в цветке.
4) Каша съела Машу.
5) Заяц съел лису.
6) Мышка поймала кошку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Исправили все ошибки. А сейчас садитесь поудобнее. Наше путешествие продолжается.
Загудел наш паровоз
И вагончики повёз.
Чух-чух-чух
Едет во весь дух!
Едет, едет паровоз
Две трубы и шесть колёс.
Стоп!
Вторая станция «Станция Звуков».
Воспитатель читает стихотворение о звуках.
Много звуков есть на свете :
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны.
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
Воспитатель находит конверт и читает детям вопросы.
- Ребята, из чего состоят слова? (Из звуков).
- А что же такое звуки? (Звуки мы слышим и произносим).
- Какие вы знаете звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
- Назовите гласные звуки. (А, О, У, Э, Ы, И)
- Почему они так называются? (Мы их произносим голосом. Во время их произношения воздух выходит свободно, не встречает преград. Их можно петь, тянуть).
- Каким цветом обозначаем гласные? (Мы их обозначаем красным цветом.)
Воспитатель: Сейчас давайте поиграем.
Дети договаривают последнее слово чистоговорок с гласными звуками (с опорой на картинки).
А – а - а – Аня гладила … кота;
О – о – о – у Оли новое … пальто.
У – у – у – утка плавает в … пруду;
И – и – и – у Инны синие … носки;
Ы – ы – ы – тыквы, бусы и … усы;
Э – э – э – Эмма, Эдик шли в кино покупали … эскимо.
Воспитатель: Я покажу картинки предметов, а вы назовите гласные в названии этих слов.
Лак, ком, пух, рис, сын, мэр (АОУИЫЭ)
- Дети, а теперь вспомните, что Вы знаете о согласных звуках.
(Когда произносим согласные, воздух встречает преграду: зубы, язык, губы, нёбо).
- Послушайте и скажите, какой звук лишний и почему? (к, п, т, о, (и, у, м, э)
- Какими бывают согласные звуки? (Мягкими. Мы их обозначаем зелёным цветом. Если твердые - синим).
- Что делает согласный звук мягким? (Позади стоящий звук «И»).
Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть твердый согласный звук, а вы называете его «братца» мягкий согласный звук.
Игра с мячом «Назови братца» - различение согласных мягких и твердых звуков.
[б]-[б’], [в]-[в’], [г]-[г’], [д]-[д’] и т. д.
- А ещё какими бывают согласные звуки? (Звонкими или глухими).
- Как мы можем определить звонкий или глухой звук? (Можно ладошками закрыть уши. Если слышим шум – звонкий согласный звук. А если нет, то глухой).
Воспитатель: Вы молодцы, все знаете про звуки. Давайте расскажем стихотворение про них:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кровати баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные, согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть
Но не хочется им петь.
Воспитатель: Отправляемся к следующей станции.
Загудел наш паровоз
И вагончики повёз.
Чух-чух-чух
Едет во весь дух!
Едет, едет паровоз
Две трубы и шесть колёс.
Стоп!
Третья станция «Отдыхайкино»
Физкультминутка
Гласный звук - присесть.
Согласный звук - хлопок.
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся к следующей станции.
Загудел наш паровоз
И вагончики повёз.
Чух-чух-чух.
Едет во весь дух!
Едет, едет паровоз
Две трубы и шесть колёс.
Стоп!
Четвёртая станция «Станция Слогов».
- Ребята, а как определить, сколько слогов в слове? (Прохлопать. Посчитать гласные: сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Игра «Раздели слова на слоги»
Сколько слогов в слове мяч? Давайте прохлопаем это слово вместе. А если его назвать ласково «мя-чик». (дети произносят слова и хлопают в ладоши). Слова : шко-ла, иг-ра, ма-лыш, со-ро-ка, ба-боч-ка, ра-ду-га, дым, сом.
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся к следующей станции.
Загудел наш паровоз
И вагончики повёз.
Чух-чух-чух
Едет во весь дух!
Едет, едет паровоз
Две трубы и шесть колёс.
Стоп!
Пятая станция «Отдыхалкино».
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Раз - туда, два - сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - встали,
Руки кверху все подняли.
Раз, два, раз, два,
Заниматься нам пора.
Воспитатель: Отправляемся к следующей станции.
Загудел наш паровоз
И вагончики повёз.
Чух-чух-чух
Едет во весь дух!
Едет, едет паровоз
Две трубы и шесть колёс.
Стоп!
Шестая станция «Трудная задача»
Воспитатель: Теперь я очень надеюсь, что вы поможете мне решить трудную задачу.
А задача не проста –
Превратить кота в кита,
А потом туман в томат,
Тому в Тиму и назад.
Педагог помещает на магнитную доску буквы и составляет первое слово КОТ. Просит дошкольников превратить это слово в КИТ. (Один из детей заменяет букву О на И). Дети читают новое слово. Аналогично проводится работа по «превращению» других слов из стихотворения. (Дети сами меняют буквы и читают слова).
Дидактическое упражнение «Измени слово»
Замени первый звук на «З», назови новое слово :
бал – зал, майка -, губы - ….
На «С» : бок – сок, лук -, боты - ….
На «Ж» : пучок – жучок, билет -, китель - …
На «Ч» : кашка – чашка, майка -, май - …
На «Щ» : кит – щит, венок -, тётка - ….
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну «Слов и Звуков». Нам пора возвращаться в детский сад.
Загудел наш паровоз
И вагончики повёз.
Чух-чух-чух
Едет во весь дух!
Едет, едет паровоз
Две трубы и шесть колёс.
Стоп!
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Что вы сегодня делали? Какие игры и задания вам было интересно выполнять? Что вам больше всего понравилось? Надеемся, что и нашим гостям понравилось путешествие.
Спасибо ребята! Вы все были активными и внимательными.