Приложение МААМ

«Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию» (из опыта работы)

Филина Наталья Александровна
«Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на итоговом педсовете

«Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию»

(из опыта работы)

Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т. д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на первом месте оказываются ценности материальные. И к великому сожалению, часто, молодое поколение особенно, оценивает людей не по их нравственным качествам, а по тому, каких материальных благ они достигли. На второй план (а может, и далее) ушли такие человеческие ценности, как доброе отношение ко окружающим, внимание, чуткость, уважение к старшим. Также мы видим, что через средства массовой информации идет пропаганда жестокости, насилия (взять хотя бы телепередачи, художественные и документальные фильмы). И как бы естественной перед родителями, педагогами детских садов встает проблема: каким образом отстранить детей от негативных проявлений со стороны сверстников, воспитать в детях такие качества, как чуткость, скромность, вежливость, деликатность, уважительное отношение к старшим.

Публикация «„Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Я начала работать по данному вопросу с детьми младшей группы. В начале учебного года мной были поставлены задачи по духовно-нравственному воспитанию :

• обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;

• создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия;

• приучать детей общаться спокойно, без крика;

• формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков;

приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь;

• учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;

• приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду, общественных местах;

В течение учебного года я работала над выполнением этих задач, используя различные формы и методы.

Во-первых, это НОД: речевое развитие, социальный мир, художественно-эстетическое развитие (изо, музыкальное). Почти всегда на занятии в гости к детям приходил сказочный герой, создавалась проблемная ситуация. Спрашивая у детей: «Как мы можем ему помочь?», подводила их к пониманию того, что они могут нарисовать, вылепить из пластилина, выполнить аппликацию; например, вылепить печенье для гостей, которые пришли к зайке, рябину для птиц, т. к. им зимой нечего есть и т. п.

На НОД по социальному миру «Моя семья» дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети любят маму и папу, сестренок и братишек; я подвела детей к выводу о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не огорчать. На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? Играли с детьми в хороводную игру «Репка».

Во-вторых, обыгрывание различных ситуаций, требующих проявления заботы, внимания, сочувствия. Например, к нам в гости пришла кукла Таня. Детям задавались вопросы: Что надо делать, когда приходят гости? Как предлагать угощение? Какие вежливые слова говорить и т. п. Или на закрепление правила поведения в группе «Не бери без спроса игрушку у товарища» обыгрывалась ситуация «Как Петрушка и матрешка играли» (матрешка играет с петушком. Подбегает Петрушка, вырывает у нее петушка. Матрешка плачет, а Петрушка веселится, играет с петушком. Я спрашиваю у детей: Почему матрешка плачет? Как нужно поступить Петрушке? Помогите ему исправить ошибку. Вместе с детьми делаем вывод и закрепляем правило: не бери без спроса игрушку у товарища). Аналогично разбирали и другие ситуации, например, «Сам игрушкой поиграй и товарищу дай».

В течение года с детьми проводились различные беседы:

1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то поступок как положительный, так и отрицательный (Илья уступил игрушку Кириллу, Саша поздоровался, когда к нам пришла м/сестра, Рита отняла игрушку у Олеси, Влад ударил Савву и т. п.). Такие беседы я проводила, не откладывая на потом;

2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;

3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после прочтения произведений, театрализованных представлений. Использовала такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»; литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ;

4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости, желания проявлять заботу о них, делать приятное).

5) «Доброе дело»

Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «больницу», «парикмахерску», «строителей», «семью». Во время игр я учила детей вежливости, умение проявить сочувствие, внимание и другим нравственным качествам. Главную роль в игре я брала на себя.

Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в группе, на прогулке. В течение года я привлекала детей к выполнению индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе приучала детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты работы, подчеркивала пользу труда для всех детей (например, на прогулке обратила внимание детей на то, как Аня и Ксюша,Даниил и Максим хорошо расчистили от снега тропинку.

Мной велась ежедневная работа над воспитанием нравственных качеств у детей во время всех режимных процессов (утренний прием детей, зарядка, мытье рук, прием пищи, одевание на прогулку и т. п.); ласково встречала вернувшегося после болезни ребенка, предлагала помочь упавшему товарищу, утешить его; предлагала помочь другим в одевании на прогулку и т. п. ; старалась не оставить без внимания ни один положительный или отрицательный поступок ребенка, выбирая ту или иную форму работы с детьми.

В своей работе я использовала литературу, имеющуюся в методкабинете и От рождения до школы». В книгах помещены произведения фольклора (р. н. сказки, песенки, хороводные игры, считалки, загадки и т. д., даются подсказки родителям, педагогам, как использовать тот или иной материал. По этим книгам я работала с детьми на занятиях (как часть занятия, во время бесед, при ознакомлении с художественной литературой, во время индивидуальной работы с детьми по ним предлагалась работа с детьми дома. Например, на занятии по социальному миру «Моя семья» я использовала хороводную игру «Вышла курочка гулять», во время беседы о маме – стихи и песни о маме, хороводную игру «Помощники».

Каковы же результаты моей работы? Я считаю, что задачи, поставленные мной в начале учебного года, в целом выполнены. Дети в основном соблюдают правила поведения в детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании. Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок, доброжелательны друг к другу, взрослым, проявляют заботу о товарищах не только по побуждению воспитателя, но и самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого внимания, индивидуального подхода.

Работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у детей мной будет вестись и в дальнейшем; я буду работать над решением новых задач в соответствии с возрастом детей.

Давайте поиграем:

«Цветок красивых слов»

«Найди пару»

Цель: развивающая, адаптационная, коммуникативная, воспитательная.

Задачи: выработка концентрации внимания, развитие коммуникативных навыков, умения различать цвета, формирование волевых качеств и овладение своим поведением, быстроты реакции.

Игровой материал: воздушные шары разных цветов парные по цвету+1 лишний.

Ход игры: Воспитатель предлагает взять по одному шарику любого цвета. По сигналу (удар в бубен или музыка) все разбегаются по залу, помахивая шариками над головой (можно использовать музыку). По следующему сигналу: «Эй, дружок, не зевай, быстро пару выбирай!» - все, имеющие шарики одного цвета, находят себе пару. К оставшемуся без пары все играющие обращаются со словами: «Ты не плачь, не зевай, быстро пару выбирай!». Подходят к нему близко, как бы показывая, что хоть он и без пары, но он не один. Игра повторяется.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Украшение пасхального яйца» Программное содержание: - познакомить детей с происхождением слова «Пасха»; - воспитывать бережное отношение к народным традициям; - развивать.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Конспект ННОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Сказка «Репка» на новый лад» Интеграция образовательных областей: «Познание» (Духовно-нравственное воспитание; ФЭМП; ФКЦМ, «Социализация», «Коммуникация» (Развитие.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию» (из опыта работы)
Опубликовано: 6 июля 2020 в 23:36
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Филина Наталья Александровна (УИ 2373767) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД