Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями

Анна Ковалькова
Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями

Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Согласно Федерального Закона от 24.06.99 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» одной из важнейших задач ДОУ является выявление семей, находящихся в социально - опасном положении, и оказание им помощи в воспитании детей.

Сложное положение в семьевлияет на детей отрицательно: повышается тревожность, занижается самооценка, проявляется агрессия. У детей из неблагополучных семей отсутствуют адекватные представления о себе и окружающем мире.

Цель работы по раннему выявлению семей:

*защита интересов и законных прав ребенка (воспитанника ДОУ); *предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, не допустить семьи до социально опасного положения.

Основные задачи по выявлению и учету семейного неблагополучия:

*выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;

*оказание социально - психолого - педагогической помощи несовершеннолетним;

*проведение комплексной профилактической работы по социальной реабилитации семей, требующих поддержки.

В семье дети получают первый жизненный опыт, поэтому очень важно, в какой семьевоспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

*социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

*медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей - особенно матери, пренебрежение санитарно- гигиеническими нормами);

*социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

*социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

* психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

*криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная.

Механизм выявления неблагополучных семей:

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Воспитатели заполняют карты воспитанников, составляется социальный паспорт семьи и ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей,можно отнести:

*утомленный, сонный вид

*санитарно-гигиеническая запущенность

*склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания

*неумеренный аппетит

*задержка роста, отставание в речевом, психо-моторном развитии

*привлечение внимания любым способом, «прилипчивость» ребенка

*чрезмерная потребность в ласке

*проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием

*проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

*трудности в обучении.

Так же необходимо обратить внимание на признаки неблагополучия в семье:

*ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде,неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.

*родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.

*ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.

*родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.

*родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.

*ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.

*при посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.

*характер взаимоотношений в семьенаносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей.

При выявлении признаков неблагополучия воспитатели обращаются к заведующему, инспектору по охране прав детства и к методисту ДОУ, с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.

Различают три степени неблагополучия семьи: раннее неблагополучие (группа риска, трудная жизненная ситуация и социально опасное положение.

Понятие семьи группы риска: «раннее неблагополучие» - это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств в своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Основной причиной попадания ребенка в семью группу риска, являются сложные жизненные обстоятельства. Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти, или не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях «группы риска», подразумевается, что эти семьи находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Это понятие, позволяет выделять категорию людей, семей, поведение которых может представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.

Понятие семьив трудной жизненной ситуации: Трудная жизненная ситуация (в отличие от социально опасного положения) – это ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность, (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, которую он не может преодолеть самостоятельно. Такая ситуация обычно кратковременна и имеет выход.

Достаточно одного вмешательства или разовой помощи. Но из нерешенных трудных ситуаций складывается социально опасное положение, которое требует комплекса мер, межведомственную координацию по преодолению проблем.

Понятие семьи социально-опасной, «неблагополучная» семья: Семья считается неблагополучной,если родители:

не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей;

не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей);

отрицательно влияют на их поведение;

страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни;

создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей, пьянство одного или обоих родителей;

их асоциальное поведение;

устройство в квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

жестокое обращение с детьми (побои);

побеги из дома, конфликты со сверстниками.

Корчагина Ю. В. выделяет несколько типов неблагополучных семей, в основу классификации положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:

1. Проблемные семьи – это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

2. Кризисные семьи — это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

3. Асоциальные семьи - признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

4. Аморальные семьи — это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

5. Антисоциальные семьи - в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции. Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Оформление документов:

На каждую неблагополучную семью состоящую на учете, заводится папка,в которую входят следующие документы:

*ксерокопии документов (свидетельство о рождении детей, паспорта родителей, свидетельство о заключении брака/развода);

*представление на рассмотрение семьи общественной комиссией;

*акты обследования ЖБУ;

*постановление КДНиЗП о постановке на учет;

*карта учета семьи находящейся в социально-опасном положении;

*комплексная программа реабилитации семьи находящейся в социально-опасном положении;

*план работы с семьей группы риска, состоящей на учете МБДОУ;

*характеристики на семью/детей;

*ходатайство.

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).

2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.

3 этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.

4й этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий, у нас это Совет профилактики ДОУ.

5 этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.

6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи.

7 этап: составление паспорта семьи.

8этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (другие образовательные учреждения, Администрация поселка, КДН и ЗП Сальского района, Центр занятости Сальского района, Полиция, приют, инспекция по делам несовершеннолетних, опека и т. д.)

9 этап: составление программы/плана работы с неблагополучной семьёй.

10 этап: текущие и контрольные посещения семьи, отслеживание динамики, наблюдайте за ребенком, отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.

11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

Педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию родителей и других членов семьи.

Педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение об исправлении ситуации и возврате ребёнка в семью.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы)Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играмКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участкаКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участка Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного.

Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.

Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организация НОД с детьми Мини-музей как форма сотрудничества с семьями воспитанников и организации НОД с детьми. Подготовила воспитатель: Людмила Федоровна Сучкова.

Многодетная мама: как все успеть? Сценарий мероприятия с многодетными семьями, посвященный Дню семьиМногодетная мама: как все успеть? Сценарий мероприятия с многодетными семьями, посвященный Дню семьи Ведущий: В современном мире есть мнение, что если у женщины много детей, то у нее нет времени для себя, для своих увлечений. Многие считают,.

Творческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьямиТворческие выставки как одна из форм работы взаимодействия с семьями Одной из результативных форм работы с родителями, являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития.

Выступление на педсовете «Семьи с открытой формой неблагополучия» Выступление на педсовете Тема:«Семьи с открытой формой неблагополучия» МАДОУ «Детский сад» №3 «Дюймовочка» г. Зарайск Уполномоченный по.

Библиотека изображений:
  • День семьи
  • День семьи
  • День семьи
Автор публикации:
Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 11:38
+140Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 42.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. День цветущих деревьев на МААМ

Весна в этом году поздняя и прохладная, однако она всё равно вступает в свои права. Сады одеваются в праздничный наряд цветущих деревьев. Самое время узнать вместе с детьми побольше об этом замечательном...

19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...


Горячие темочки