Получи документы

Конспект мастер-класса «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Светлана Сурова
Конспект мастер-класса «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста

Детство – это тот удивительный мир, где еще, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Публикация «Конспект мастер-класса „Ранняя профориентация детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети впервые знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» это формирование положительного отношения к труду.

На этапе завершения дошкольного детства часть Целевых ориентиров направлена на раннюю профориентацию дошкольников.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Педагоги Н. Е. Веракса и Т. С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда, наиболее распространенными в конкретной местности.

Т. И. Бабаева и А. Г. Гигоберидзе рекомендуют не только знакомить с профессией, но и с личностными качествами представителей этих профессий.

Ранняя профориентация в дошкольном возрасте преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Ребенок должен знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки.

Знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным профессиям. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.

Виды труда в детском саду- это самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе, ручной труд.

Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

Труд в природе воспитывать уважительное отношение к окружающему миру; учить заботиться о животных, воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.

Ручной труд. Задачи ручного труда: учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях; учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения; формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы; учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Для ознакомления детей с трудом взрослых применяются традиционные методы обучения и воспитания:

- словесный;

- наглядный;

- практический;

- игровой.

На практике все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий строится с учетом современных образовательных технологий: таких,как технология проблемного обучения, технология детско-родительских проектов, квест –технология, кейс – технология, лэпбуки, мнемотехника.

Лэпбук – папка или мини-книжка, в которой много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме. Пособие имеет яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатывается для конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Мнемотаблица, как наглядно-практическое, схематическое средство познания, помогающее эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию.

Требования:

• четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

• соответствовать уровню развития детей.

Квест-технология (квестор) – от латинского слова guaero- ищу, разыскиваю, веду следствие.

Форма: Квест – игра - игра - приключение, в которой участники должны решать определенные задачи для продвижения по сюжету и для достижения конкретной цели.

Типы:

• квесты-бродилки;

• квесты-проекты;

• квесты-головоломки.

Виды:

• линейные, задача решается по цепочке, одна за другой;

• штурмовые, участники получают задачу, подсказки для ее решения, но пути решения выбирают сами;

• кольцевые, команды стартуют с разных точек, и каждая идет по своему пути к финишу.

Технология проектной деятельности позволяет усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая образовательный процесс интересным и мотивационным. В нашем дошкольном учреждении задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно осуществляются через метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной. Проект «В мире профессий»

Технология исследовательской деятельности.

Детям старшего дошкольного возраста наиболее интересны опыты (экспериментирование) и коллекционирование (классификационная работа).

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр.

Именно игра является фундаментом всего дошкольного образования. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В играх дошкольники отражают содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, актера, спортсмена, летчика и др.).

Технология интегрированного обучения.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС дошкольного образования, возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые невозможно воссоздать в условиях детского сада.

мультимедийные презентации;

виртуальные экскурсии.

обучающие видео, мультфильмы, аудиозаписи, презентации,

Важным аспектом в ранней профориентации детей в детском саду является оснащение РППС:

система студий (творческих мастерских) : «Строители» (архитектор, плотник и т. д.); «Ателье» (швея, модельер и т. д.); «Изостудия» (художник, скульптор, «Музыкальная школа» (инструменталисты, певцы);

подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

подбор демонстрационного материала по теме «Профессии»;

оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников; альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

материалы для сюжетно-ролевых игр.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети: - понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Сейчас мы с вами перейдём к практической части, где проверим свои знания о мире профессий.

Участники делятся на 2 команды

1 задание Игра «Самая, самая профессия»

Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение:

«вкусная», «весёлая»,

«опасная», «детская»,

«серьёзная», «общительная»,

«высотная», «сильная»,

«красивая», «заботливая»,

«быстрая», «глубокая»,

«ответственная», «интересная».

2 Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву …»

Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву.

Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.

3 Конкурс «Закончи пословицу»

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.

«Какой мастер - … (такова и работа)

«Тяжко тому жить… (кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда… (а делами – никуда)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)

«Красна птица оперением,. (а человек – рукоделием)

4 Игра «Подскажи профессию»

Отгадайте загадки о профессиях, а чтобы отгадать нужно подобрать рифму.

В море коварном товаров и цен

Бизнес-корабль ведёт (бизнесмен).

От вирусов злобных компьютер наш чист

Программы и файлы спас (программист).

Высока, стройна, как ель,

В платье модном топ -(модель).

Вот вам чертёж, где каждый размер

Новой детали дал (инженер).

Замирает в страхе зритель -

В клетке с тигром (укротитель).

Дупло и берлогу, дом лисий и птичий

В лесу охраняет надёжно (лесничий).

Печь гудит, как самовар,

Сталь в ней варит (сталевар).

Мне поставила вчера

Два укола (медсестра).

У слона иль мышки жар

Их спасёт (ветеринар).

Слёзо-носо-вытиратель

В группе вашей - (воспитатель).

Лоботрясов укротитель

В школе учит нас (учитель).

Знает точно детвора:

Кормят вкусно (повара).

Шьёт прекрасно, порет лихо

Рукодельница - (портниха).

Письма в дом приносит он,

Долгожданный (почтальон).

Как воздушная принцесса,

В форме лётной (стюардесса).

Царь сегодня, завтра-вор,

Роли все сыграл (актёр).

Герои легендарные,

В огонь идут (пожарные).

Чтоб дымоход был свободен и чист,

Лезет на крышу всегда (трубочист).

Путь его тяжёл и долог,

Ищет залежи (геолог)

5 Викторина «Профессии любимых героев».

• Воспитательница, которая была о себе очень высокого мнения. «У меня,- говорила она,- и дети, и собаки становятся шёлковыми».(Фрекен Бок. А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»)

• Из трёх девиц одна стала царицей, вторая-, а третья-(Ткачихой, поварихой. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

Профессия Врунгеля? Кто его помощник? Кто он по профессии (В. Н. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»)

Профессия бессердечного друга Элли, Тотошки и Страшилы?.(Дровосек. А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)

Профессия Печкина проживающего в деревне Простоквашино. (Почтальон. Э. Успенский «Трое из Простоквашино»)

7 Конкурс «Он – она». Команды отвечают по очереди. Каждый правильный ответ оценивается в один жетон.

1. Она - балерина, он – …. (танцовщик).

2. Она – конькобежка, он – …. (конькобежец).

3. Она – швея, он – …. (портной).

4. Она – медсестра, он –….(медбрат).

5. Он- певец, она – …. (певица)

6. Он- моряк, она –….(морячка.)

7. Он – профессор, она – (профессор).

8. Он – кузнец, она – (кузнец).

9. Он – гимнаст, она – ….(гимнастка).

10. Он – водолаз, она – (водолаз)

«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят».

Собственно, именно в этой формуле и заложен перечень вопросов, которые обычно задают молодым людям, совершающим свой первый профессиональный выбор.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ» Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить.

Дидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентацияДидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентация Дидактическая кукла Ксюша. Ранняя профориентация. Кукла – это уменьшенная копия человека. Эти маленькие фигурки – не только для развлечения,.

Фотоотчет «Профориентация детей дошкольного возраста в средней группе»Фотоотчет «Профориентация детей дошкольного возраста в средней группе» В рамках реализации первой годовой задачи нашего ДОУ «Создание условий для успешной социализации дошкольников через раннюю профориентацию»,.

Отчет проведения мастер-класса для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возрастаОтчет проведения мастер-класса для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс для родителей «Дворовые игры» для детей младшего дошкольного возраста. В рамках второй годовой задачи по «Формированию здорового.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду»Фотоотчет об опыте работы «Ранняя профориентация в детском саду» Профориентация воспитанников стала одним из направлений работы коллектива нашего детского сада. Наша задача: в доступной форме дать детям.

Ранняя профориентация с детьми дошкольного возрастаРанняя профориентация с детьми дошкольного возраста 12 января 2018 года в г. Саранск на площадке бизнес-центра "ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА" прошел республиканский фестиваль "Проектирование креативного.

Ранняя профориентация школьников через проектную деятельность Л. М. Ахремкина педагог-психолог первой категории МБОУ Школа №26 г. Дзержинск, Нижегородская область В законе «Об образовании в Российской.

Ранняя профориентация в детском садуРанняя профориентация в детском саду Сегодня хочу поделиться с вами своей работой в области ранняя профориентация в доу. В этом году я выпустила подготовительную группу и мной.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 января 2023 в 20:02
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сурова (УИ 153159) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД