Любовь
«Расскажите детям о войне». Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье описан вариант проведения мастер-класса для
педагогов в форме викторины, основной задачей которого является
демонстрация различных форм и методов образовательной деятельности,
направленных на формирование у детей дошкольного возраста знаний и
представлений о Великой Отечественной войне.
Материал может быть полезен педагогическим работникам дошкольных
образовательных учреждений, а также учителям начальной школы.
Публикация «„Расскажите детям о войне“, Мастер-класс для педагогов» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, патриотическое
воспитание, мастер-класс, Родина, Великая Отечественная война, военные
профессии.
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста является значимой и актуальной задачей любого ДОУ.
Именно в дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств личности: любви и привязанности к семье, родному городу, природе, а
также культурному достоянию своего народа [4]. Стремясь повысить
эффективность педагогических воздействий, современные педагоги находятся в постоянном поиске новых технологий, методов и методических приемов,
позволяющих формировать патриотизм и нравственность у воспитанников на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Процесс формирования у детей дошкольного возраста знаний и
представлений об историческом прошлом России, подвиге русских людей в годы Великой Отечественной войны является важной составляющей
патриотического воспитания и полностью отвечает требованиям ФГОС
дошкольного образования, что создает условия для становления основ
патриотического сознания. Кроме того, в содержании ФГОС подчеркивается активизации данного процесса у воспитанников дошкольных образовательных учреждений с учетом их возрастных характеристик, а именно: любознательности, отзывчивости, эмпатии, повышенной восприимчивости, умения искренне сочувствовать и сопереживать [4]. Таким образом, необходимость формирования у дошкольников знаний и представлений о Великой Отечественной войне не вызывает сомнений. Однако данный процесс является непростым для любого педагога с технической и методической точки зрения, поскольку любой методический прием должен быть не только эффективным и интересным, но и доступным для детей данной возрастной категории.
Для того чтобы познакомить педагогов с различными формами подачи
информации, был разработан мастер-класс «Расскажите детям о войне».
Форма проведения: лекционно-практическая (для педагогов, без участия
детей).
Материал и оборудование: презентация, проектор, ноутбук, письма-
треугольники, игра «Разрезные картинки» (2 набора, 2 почтовые коробки и атрибуты к игре «Собери посылку на фронт», плакат с изображением скульптуры «Родина-мать зовёт!», листы белой бумаги, клей-карандаш,
музыкальные фрагменты военных песен.
I. Вводная часть.
Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами своим представлением
о том, как рассказать детям о войне.
Страшные годы Великой Отечественной войны отходят все дальше и
дальше. Остается все меньше участников и очевидцев этого события [2].
Для современных детей война – это забавное компьютерное
приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, чтобы у детей сформировались нравственные чувства и ценности. Именно в дошкольном детстве, пока у детей не созданы точные представления о явлении, и нужно говорить с ребенком на серьезные темы, в частности на тему войны. Но необходимо помнить о том, что в этом возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война», нужно учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка.
II. Основная часть.
Как же рассказать детям о войне, как донести до них смысл этого
страшного слова, как вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания? Нужно помнить, что восприятие детьми новой информации не безгранично, оно требует постоянного переключения и смены деятельности. Поэтому необходимо найти и использовать разные формы и приемы подачи информации [1].
1. Выявление знаний детей о понятиях «мир» и «война».
Для этого можно использовать игру в антонимы.
– Мы с вами сейчас поиграем в игру «Говори наоборот». Я буду называть
слово, а вы мне говорить слово с противоположным значением: быстрый – медленный, пустой – полный, худой – толстый, умный – глупый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, твердый – мягкий, светлый – темный, длинный – короткий, высокий – низкий, добро – зло, мир – война. Очень часто дети затрудняются подобрать антоним к слову «мир». Тогда мы им подсказываем и далее применяем приём «Ассоциации», сначала на знакомое слово «мир».
– Какие ассоциации вызывает у вас слово «мир»? (Радость, праздник,
смех, тишина.)
– А война – это полная противоположность.
Здесь мы с детьми подбираем ассоциации к слову «война» («Там люди
умирают», «там нечего есть», «папы на войне».)
И таким образом на этом этапе мы формируем у детей некоторые
представления об этом явлении.
2. Знакомство с военными профессиями. Звучит военный марш.
– Скажите, пожалуйста, в каком музыкальном жанре исполнено
услышанное произведение? (Марш.) Правильно, это марш. А что вы
представляете, когда слышите марш? (Ответы.)
– Мне тоже представляется площадь и марширующие на ней солдаты и
офицеры. Они идут, чеканя шаг, подтянутые и красивые.
Здесь надо сказать, что профессия военного героическая, очень
ответственная и сложная, что военные – это защитники нашей Родины. В
мирное время они проводят учебные сражения, изучают военную технику.
Совместно с детьми рассматриваем картинки, знакомим их с разными
родами войск, видами боевой техники, учим различать военных. В конце
подчеркиваем, что работа у военных опасная, трудная и очень важная.
Для закрепления материала мы используем прием отгадывания загадок.
Играем в дидактические игры, такие как «Собери картинку», «Кем я буду в армии служить», «Составь карту» и др. Также мы знакомим детей с героями Великой Отечественной войны, в частности нашего города.
3. Знакомство детей с музыкальными фрагментами военных песен.
Песни военных лет обладают огромным зарядом нравственности и
патриотизма, который можно направить на патриотическое воспитание дошкольников. Дети прослушивают песню, знакомятся с автором и историей рождения песни. После заучивают песню (или фрагмент). Для закрепления материала можно провести с детьми игру «Угадай песню».
4. Знакомство дошкольников с художественной литературой о войне.
В силу возрастных особенностей детям-дошкольникам по содержанию
доступно очень малое количество художественных произведений, многие из имеющихся нужно упрощать и адаптировать. Мы подготовили для вас
фронтовые письма-треугольники, которые содержат список произведений, на взгляд автора, доступных для детей дошкольного возраста.
5. Рассматривание картин, иллюстраций по военной тематике.
6. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация,
конструирование).
7. Проведение конкурсов и викторин.
Дети очень любят разгадывать загадки и головоломки. Проверку
усвоения материала можно провести в форме викторины. Для этого просим присутствующих педагогов разделиться на две команды.
Звучит запись обращения диктора Левитана.
Запись, которую вы сейчас услышали, сделана почти 79 лет назад.
Именно этот голос известного советского диктора Юрия Борисовича Левитана
услышали люди 22 июня 1941 года. Именно из его сообщения все узнали, что
началась война, война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу. 1 тур. «Страницы боевой славы» Каждой команде будет задано по пять вопросов. Отвечаем сразу, долго не раздумывая. За каждый правильный ответ даётся звезда.
1. Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая
Отечественная война.)
Когда началась война? В каком месяце, какого числа? (Война началась
летом, 22 июня.)
2. Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских
Социалистических Республик – СССР.)
Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)
3. В войне были задействованы разные виды войск (авиация, флот,
пехота, использовалось разное вооружение (самолеты, корабли, танки,
зенитные орудия, принимали участие военные различных специальностей
(летчики, моряки, танкисты, снайперы). Бои велись на суше, на воде и в
воздухе. Скажите, где воевал военный флот? (На море, на воде.) А авиация? (В небе, в воздухе.)
4. За какие заслуги некоторые города после войны получили звание
город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость,
мужество и отвагу во время войны.)
Какой город во время ВОВ находился в блокаде 900 дней? (Ленинград,
теперь он называется Санкт-Петербург.)
5). Как мы сейчас называем людей, прошедших войну и доживших до
наших дней? (Ветераны.)
Как называется шествие с портретами участников ВОВ, традиционно
проводимое 9 мая? (Бессмертный полк.)
2 тур. «Музыкальный»
Следующее ваше задание – музыкальное. Сейчас вы услышите отрывки из
военных песен. Ваша задача – назвать песню и спеть фрагмент. (Звучат
фрагменты следующих песен: «Алеша», «День Победы», «Журавли», «Землянка»,
«Катюша», «Последний бой», «Прощание Славянки», «Синий платочек».) 3 тур. «Соберем картинку»
У вас на столе в конверте есть разрезные картинки. Ваша задача – из
частей собрать целое изображение и назвать профессии военных,
изображённых на картинке.
4 тур. «Математический диктант»
Следующее задание будет зашифровано в клеточках. Только тот, кто
умеет правильно считать и ориентироваться в клеточках, увидит отгадку.
5 тур. «Собери посылку на фронт»
Отцы и старшие братья ушли на фронт, женщины и дети встали к
станкам, работали на заводах. Все, кто остался в тылу, помогали нашим воинам, изготавливали бомбы и снаряды, самолеты и танки, шили теплую одежду, вязали варежки. Если была возможность – отправляли на фронт посылки. Давайте и мы соберем посылку. У вас на столе лежат картинки. Предлагаю вам отобрать картинки с изображением предметов, необходимых солдатам на войне, и сложить их в коробку. Звезду получает та команда, которая правильно соберет посылку.
задания «Собери посылку» Вот и подходит к концу наша викторина, во время которой вы имели возможность показать свои знания и умения. Давайте подведем итоги викторины. С большой радостью хочу объявить, что победила дружба.
6. Коллективная работа
– А сейчас для ещё большего сплочения нашей дружной команды
предлагаю выполнить коллективную работу. Вы видите плакат с изображением
скульптуры «Родина-мать зовёт». Скажите, пожалуйста, в каком городе
находится этот памятник? (В Волгограде.)
– Какому событию посвящена эта композиция? (Сталинградской битве.)
– А какая птица служит символом мира? (Голубь.)
– Сейчас я предлагаю вам изготовить фигурку голубя в технике оригами
и украсить сделанными фигурками наш плакат, который тем самым будет
символизировать мир на всей земле.
– Молодцы! Объединившись в одну команду, вы смогли сделать такую
прекрасную работу. Именно благодаря сплоченности, дружбе, мужеству и
храбрости мы победили в той страшной и тяжелой войне!
III часть. Подведение итогов. Приемов, с помощью которых можно рассказать детям о войне, – великое
множество. Но главное – проявляйте свое искреннее чувство и отношение к тем далеким событиям и людям той эпохи. Ведь дети доверяют нам, взрослым, они пропитываются нашими эмоциями, и если мы искренни в своих чувствах, то наши дети принимают и впитывают их просто на веру. Так закладываются основы познания сложных понятий «мир» и «война».
Список литературы
1. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина: опыт работы по
патриотическому воспитанию в ДОУ. – М. :ТЦ «Сфера», 2005. – 192 с.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о Великой Отечественной войне. – М. : ТЦ «Сфера»,
2018. – 160 с.
3. Шорыгина Т. А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М. :
ТЦ «Сфера», 2017. – 80 с.
4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного
образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155 / Министерство
образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.