Папки-передвижки

Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей

Алёна Зайцева
Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.

Публикация «Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей» размещена в разделах

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения. Это кладезь народной мудрости, а содержащаяся в ней метафора не содержит прямых утверждений, нравоучений, педагогическое воздействие происходит как бы незаметно для ребёнка. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности. При чтении и рассказывании художественных произведений используются такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.

Понимая это, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

-формировать интерес и любовь к художественному слову;

-способствовать формированию духовно – нравственных качеств через чтение художественных произведений;

-развивать умение отмечать плохое от хорошего, поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

-совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, продуктивно взаимодействовать в разных видах деятельности);

-формировать чувство уверенности в себе, любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, желание помогать нуждающимся.

Для реализации поставленных задач использую различные формы работы: чтение, пересказ, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач.

Особое место отвожу в группе речевой деятельности. В группе оборудована библиотека, каждую неделю дети могут выбрать новую, понравившуюся книгу и в выходные дни прочитать с родителями. В групповой библиотеке представлены сказки художественной литературы, соответствующие возрасту, картинки, раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимали участие дети их родители. В группе есть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения. В созданной предметно- развивающей среде мои воспитанники могут реализовать свои творческие замыслы. Дети активно участвуют в изменении и обогащении среды, развивают личностные качества.

Художественное слово помогает детям с самого раннего возраста понять красоту окружающего мира. Технология «Детский сад – дом радости» Н. М. Крыловой, по которой мы работаем, предусматривает наличие полочек разной тематики. Выставляя книги на данные полочки, я знакомлю детей с книжной графикой (Е. Рачев; Н. Кочергин; Ю. Васнецов, с иллюстрациями к сказкам (К. Ротов; Н. Радлов; В. Конашевич; В. Сутеев, с иллюстрациями к веселым книжкам (А. Пахомов; Ю. Жуков, с иллюстрациями к стихам рассказам о детях (Е. и Н. Чарушины; М. Митурин; В. Курдов; Я. Манухина; С. Куприянов; В. Горячева, с иллюстрациями к рассказам о животных (А. Слепков; В. Юдина; М. Афанасьева; В. Горячева).

При реализации данной темы накоплена большая материальная база:

-сделана подборка детской художественной литературы, в которой ярко прослеживается нравственная направленность;

-накоплен иллюстрационный материал «Уроки доброты»;

-приобретены книжки – раскраски «Что такое хорошо и что такое плохо?»;

-изготовлены и приобретены настольно – печатные и дидактические игры социально – нравственного содержания;

-изготовлены атрибуты к русским народным сказкам: маски, шапочки;

-созданы копилки с пословицами и поговорками о добре, дружбе, родине, труде;

-пополнены педагогические копилки фольклорными произведениями (стихами, песенками, попевками, пестушками, считалками, народными играми по данной теме).

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств посредством детской художественной литературы является работа с семьей. Ведь родители — первые главные воспитатели!

Понимание и поддержка со стороны родителей становится той основной базой, на которой формируются у воспитанников нравственные качества.

В работе с родителями были использованы разные формы работы. В родительский уголок выставляли консультации «Духовно- нравственное воспитание через художественное слово», «Значение художественной литературы в воспитании детей», рекомендации «Художественное слово в воспитании дошкольников», проводили беседы на тему «Роль потешек в воспитании детей». Была создана копилка с потешками «Сборник потешек на все случаи жизни». Был проведен круглый стол с родителями «Положи свое сердце у чтения».

В уголок для родителей ежемесячно помещаю информацию о традициях, духовных ценностях воспитания и развития дошкольников. Также постоянно обновляется материал рубрики «Православный уголок», где родители знакомятся с праздниками, традициями христианского народа, правилами и устоями православной церкви.

Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что формирует положительное отношение друг к другу.

Дошкольный возраст является периодом начала становления личности, формирования духовно-нравственного мира ребенка. В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком проявить себя таким в обществе.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Единство подхода родителей и учителя в вопросах формирования духовно-нравственных качеств личности (младший школьный возраст) Во все времена человечество заботилось о воспитании подрастающего поколения. Доброму отношению к людям, родной земле, труду на ней, ненависти.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» (2) Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Стихотворения для детей 5–12 лет на тему «Становление мужских и женских качеств в детях — 9» Мне кажется, что дети воспитываются через маленькие эпизоды, которые им западают в уголочки памяти. В этом цикле стихотворений приведены.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние художественного слова на становление духовно-нравственных качеств детей
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 19:24
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД