Лучший педагог года

Первоначальные этапы развития фонематического слуха

Марина Дмитриевна Токарь
Первоначальные этапы развития фонематического слуха

Этапы работы по формированию фонематического восприятия.

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап- узнавание неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

Публикация «Первоначальные этапы развития фонематического слуха» размещена в разделах

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап -различение слов, близких по своему звуковому составу.

На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап - дифференциация слогов.

На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап - дифференциация фонем.

На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.

Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при э том ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

Подробней остановимся на I этапе.

Первоначальный этап развития фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста - узнавание неречевых звуков.

Цель этапа: развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.

Задачи:

• развивать способность узнавать и различать неречевые звуки;

• развивать слуховое внимание и слуховую память.

При обучении ребёнка различению на слух неречевых звуков можно использовать следующую последовательность:

• Звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и другое.

• Звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьёв и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и так далее.

• Звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и тому подобное.

• Транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колёс поезда, скрип тормозов, гудение самолёта и так далее.

• Звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки.

• Звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и другое.

Перечислю некоторые игры, которые помогают развить умение различать неречевые звуки: «Отгадай, что звучит?», «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Похлопаем», «О чём говорит улица?», «Где позвонили».

Подробней остановимся на одной из них.

Это дидактическая игра «Шумовые коробочки».

Шумовые коробочки - это дидактическая игра, предназначенная для развития слухового восприятия, мелкой моторики и тактильных ощущений у детей. Игра состоит из нескольких пар коробочек, наполненных различными материалами, которые при встряхивании создают разные шумы.

Цель игры:

1. Научить ребенка различать разные неречевые звуки и их происхождение.

2. Развивать слуховое внимание и память, фонематический слух.

3. Тренировать мелкую моторику и координацию движений.

4. Способствовать развитию любознательности и исследовательских навыков.

5. Улучшить навыки коммуникации, поскольку игра может проводиться в парах или группах.

Материалы и оборудование:

Шумовые коробочки изготавливаются из различных материалов, таких, как пластик, картон, дерево или металл. Они могут быть разных размеров и форм, но важно, чтобы все коробочки были герметичными. Материалы для наполнения коробочек также могут быть самыми разнообразными - различные крупы, пуговицы, бусины, песок, скрепки и т. д.

Ход игры:

Перед началом игры необходимо познакомить ребенка с каждой парой коробочек и дать ему возможность исследовать их содержимое, потряхивая каждую коробочку и прислушиваясь к звукам, которые они издают.

Далее можно предложить ребенку следующие задания:

Найти коробочку с определенным наполнителем, ориентируясь только на звук.

Определить, какая коробочка звучит громче, тише или одинаково.

Сравнить звуки, издаваемые разными парами коробочек.

Создать мелодию, используя разные коробочки в определенной последовательности.

Отгадать, что находится внутри коробочки, только по звуку при ее встряхивании.

Правила игры:

1. Игра должна проходить в спокойной, тихой обстановке, чтобы ребенок мог сосредоточиться на звуках.

2. Все действия с коробочками должны выполняться аккуратно, чтобы не повредить их и не вызвать травмы у ребенка.

3. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пытался открыть коробочку или достать содержимое, т. к. это может привести к потере интереса к игре.

4. Постепенно усложнять задания, добавляя новые пары коробочек или увеличивая количество коробочек в задании.

Таким образом, дидактическая игра “Шумовые коробочки” является отличным способом развить слуховое восприятие и мелкую моторику у детей, а также стимулировать их любознательность и интерес к окружающему миру.

На данном этапе так же можно использовать следующие игры:

1. Игра «Что ты слышишь?».

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Ход игры:

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

2. Игра «Угадай по звуку»

Цель: определение предмета по характеру звука.

Ход игры:

На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3. Игра: «Угадай что звучит».

Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, стеклянный стакан с ложкой, бумага, ширма.

Цель: узнавание неречевых звуков, развитие слухового внимания.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, стакан с ложкой, бумагу, называет их и просит повторить.

Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, стучит ложкой по стеклянному стакану, звенит колокольчиком, шуршит бумагой, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.

Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей.

Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

Таким образом, такие упражнения и игры способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.

На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребёнок должен видеть предмет, который издает необычный звук, и сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определённые действия.

Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять своё местонахождение.

Развитие фонематических процессов и самого фонематического слуха формируется на самых ранних этапах жизни человека. Даже если у ребенка звукопроизношение в норме, но нет способности различения фонем на слух, в дальнейшем это может привести к трудностям в освоении чтения и письма.

Помочь ребенку преодолеть фонематические нарушения можно средством игровой деятельности.

В наше время развитие фонематических процессов у детей является одной из первостепенных задач логопедической работы.

Публикации по теме:

«Тук-тук, Масленица». Дидактическая игра для развития фонематического слуха у дошкольников«Тук-тук, Масленица». Дидактическая игра для развития фонематического слуха у дошкольников В работе с детьми с нарушением звукопроизношения важно научить их «слышать» в слове отдельные звуки, ударения, вычленять слоги. Проще всего.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Первоначальные этапы развития фонематического слуха
Опубликовано: 12 мая 2025 в 21:12
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Первоначальные этапы развития фонематического слуха» (включая файлы) размещена пользователем Марина Дмитриевна Токарь (УИ 1314657) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных