Марина Дмитриевна Токарь
Первоначальные этапы развития фонематического слуха
Этапы работы по формированию фонематического восприятия.
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап- узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
Публикация «Первоначальные этапы развития фонематического слуха» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Фонематический слух. Консультации для педагогов
- Темочки
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап -различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
IV этап - дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги.
V этап - дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
VI этап - развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при э том ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.
Подробней остановимся на I этапе.
Первоначальный этап развития фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста - узнавание неречевых звуков.
Цель этапа: развитие навыков слухового восприятия на материале неречевых звуков.
Задачи:
• развивать способность узнавать и различать неречевые звуки;
• развивать слуховое внимание и слуховую память.
При обучении ребёнка различению на слух неречевых звуков можно использовать следующую последовательность:
• Звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и другое.
• Звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьёв и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и так далее.
• Звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, звон бокалов, скрип двери, жужжание пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы, гороха, макарон и тому подобное.
• Транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колёс поезда, скрип тормозов, гудение самолёта и так далее.
• Звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки.
• Звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, дудочка, металлофон, гармошка, пианино и другое.
Перечислю некоторые игры, которые помогают развить умение различать неречевые звуки: «Отгадай, что звучит?», «Шумящие мешочки», «Волшебная палочка», «Похлопаем», «О чём говорит улица?», «Где позвонили».
Подробней остановимся на одной из них.
Это дидактическая игра «Шумовые коробочки».
Шумовые коробочки - это дидактическая игра, предназначенная для развития слухового восприятия, мелкой моторики и тактильных ощущений у детей. Игра состоит из нескольких пар коробочек, наполненных различными материалами, которые при встряхивании создают разные шумы.
Цель игры:
1. Научить ребенка различать разные неречевые звуки и их происхождение.
2. Развивать слуховое внимание и память, фонематический слух.
3. Тренировать мелкую моторику и координацию движений.
4. Способствовать развитию любознательности и исследовательских навыков.
5. Улучшить навыки коммуникации, поскольку игра может проводиться в парах или группах.
Материалы и оборудование:
Шумовые коробочки изготавливаются из различных материалов, таких, как пластик, картон, дерево или металл. Они могут быть разных размеров и форм, но важно, чтобы все коробочки были герметичными. Материалы для наполнения коробочек также могут быть самыми разнообразными - различные крупы, пуговицы, бусины, песок, скрепки и т. д.
Ход игры:
Перед началом игры необходимо познакомить ребенка с каждой парой коробочек и дать ему возможность исследовать их содержимое, потряхивая каждую коробочку и прислушиваясь к звукам, которые они издают.
Далее можно предложить ребенку следующие задания:
Найти коробочку с определенным наполнителем, ориентируясь только на звук.
Определить, какая коробочка звучит громче, тише или одинаково.
Сравнить звуки, издаваемые разными парами коробочек.
Создать мелодию, используя разные коробочки в определенной последовательности.
Отгадать, что находится внутри коробочки, только по звуку при ее встряхивании.
Правила игры:
1. Игра должна проходить в спокойной, тихой обстановке, чтобы ребенок мог сосредоточиться на звуках.
2. Все действия с коробочками должны выполняться аккуратно, чтобы не повредить их и не вызвать травмы у ребенка.
3. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не пытался открыть коробочку или достать содержимое, т. к. это может привести к потере интереса к игре.
4. Постепенно усложнять задания, добавляя новые пары коробочек или увеличивая количество коробочек в задании.
Таким образом, дидактическая игра “Шумовые коробочки” является отличным способом развить слуховое восприятие и мелкую моторику у детей, а также стимулировать их любознательность и интерес к окружающему миру.
На данном этапе так же можно использовать следующие игры:
1. Игра «Что ты слышишь?».
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Ход игры:
Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.
2. Игра «Угадай по звуку»
Цель: определение предмета по характеру звука.
Ход игры:
На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т. п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.
3. Игра: «Угадай что звучит».
Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, стеклянный стакан с ложкой, бумага, ширма.
Цель: узнавание неречевых звуков, развитие слухового внимания.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, стакан с ложкой, бумагу, называет их и просит повторить.
Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, стучит ложкой по стеклянному стакану, звенит колокольчиком, шуршит бумагой, стучит в бубен; еще раз называет игрушки.
Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей.
Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен и т. д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
Таким образом, такие упражнения и игры способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы.
На начальном этапе для различения неречевых звуков требуется зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребёнок должен видеть предмет, который издает необычный звук, и сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определённые действия.
Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять своё местонахождение.
Развитие фонематических процессов и самого фонематического слуха формируется на самых ранних этапах жизни человека. Даже если у ребенка звукопроизношение в норме, но нет способности различения фонем на слух, в дальнейшем это может привести к трудностям в освоении чтения и письма.
Помочь ребенку преодолеть фонематические нарушения можно средством игровой деятельности.
В наше время развитие фонематических процессов у детей является одной из первостепенных задач логопедической работы.