Светлана Таенкова
Дидактическая игра-головоломка «Разноцветные круги»
▼ Скачать + Заказать документы
Разноцветные круги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –центр развития ребенка – детский сад №14 муниципального образования Тимашевский район
Авторская дидактическая игра на развитие и коррекцию когнитивных процессов:
восприятия, памяти, внимания, мышления.
«Разноцветные круги»
Комплекс коррекционно-развивающих игр на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления.
«Разноцветные круги» - игра головоломка.
Публикация «Дидактическая игра-головоломка „Разноцветные круги“» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает размышление над трудной задачкой. Чтобы найти её решение, нужно применить логику, быть сообразительным и обладать смекалкой. Здесь пригодятся все навыки и умения, ведь вам придётся собирать, анализировать, откидывать лишние данные и находить верное решение задачи.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребёнку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопреде-ление дошкольников, на становление и укрепление когнитивной и аффективной основы личностного развития.
А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые прогрессивные об-разования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учёбе.
Данное пособие, позволит при помощи игр влиять на развитие когнитивных процессов дошкольника, так как задания, которые имеют четкую инструкцию, провоцируют формирование необходимых навыков, а регулярные действия, которые постепенно усложняются, тренируют и развивают когнитивные процессы дошкольника.
Цель: с помощью комплекса игр-головоломки «Разноцветные круги», влиять на формирование и развитие когнитивных процессов ребенка.
Задачи:
- создать безопасное пространство для развития и коррекции когнитивных процессов.
- при помощи игрового инвентаря участвовать в формировании, развитии и коррекции когнитивных процессов: память, мышление, восприятие, внимание.
- создать условие тренировки восприятия, мышления, внимания, памяти, усидчивости и самоконтроля.
Возрастная категория: дети дошкольного возраста.
Материал: 2-маленькие карточки для правой и левой руки, с разноцветными кругами, одного размера. 1-большая карточка с разноцветными кругами разного размера, разноцветные круги разного размера по отдельности ( размеры: большой, средний, маленький, предназначены для работы на развитие и коррекцию восприятия, памяти – распознание (цвет, размер, счет) и выстраивание логических цепочек по образцу и по памяти.
Игра №1 : Предложите ребенку найти круг определенного цвета и (или) размера.
Цель: Формирование, развитие и коррекция: восприятия и внимания.
Задачи:
- создать условия для формирования и развития восприятия, памяти и внимания.
- при помощи снижения уровня сложности и требований, создать условия для тренировки восприятия и внимания.
- создать комфортные условия коррекции в рамках постепенно нарастающей сложности.
Для детей от 2 -3 лет (3-5 кругов разного цвета (по очереди, одного размера)
Для детей от 3-4 лет (5-8 кругов разного цвета (по очереди, одного размера)
Для детей от 4-5 лет (5-8 кругов разного цвета, разного размера (по очереди)
Для детей от 5-7 лет (от 8 до 12 кругов разного цвета, разного размера (по очереди) с усложнением: обозначьте палец (1. правой или левой руки по отдельности; 2. правой и левой руки совместно, которым он дотронется до фигуры и т. д.
Инструкция: «Как ты думаешь, здесь есть круг … цвета?»; посмотри внимательно: ты ведешь круг (цвет, размер, «поставь указательный) палец на этот круг».
Игра №2 : «Предложите ребенку игру двумя руками- синхронность».
Цель: Формирование, развитие и коррекция восприятия, памяти, внимания, мышления.
Задачи:
- создать условия для формирования развитие и коррекция восприятия, памяти, внимания, мышления.
- при помощи снижения уровня сложности и требований, создать условия для тренировки и коррекции восприятия, памяти, внимания, мышления.
- создать комфортные условия коррекции в рамках постепенно нарастающей сложности.
Инструкция: Поставь большие пальцы (указательные, средние и т д.) обеих рук на синие круги среднего размера (цвет, размер). Поставь безымянный палец правой руки на красный круг большого размера (цвет, размер, а указательный палец левой руки на (цвет, размер). и т. д.
Игра №3 : «Предложите ребенку поиграть одной рукой».
Цель: Формирование и развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации, слуховой и зрительной памяти.
Задачи:
- создать условия для формирования и развития межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации, слуховой и зрительной памяти.
- при помощи снижения уровня сложности и требований, создать условия для тренировки, развития и коррекции межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации, слуховой и зрительной памяти.
- создать комфортные условия коррекции и развития в рамках постепенно нарастающей сложности.
Инструкция: только правая рука, «Поставь мизинец правой руки на синий круг (цвет, размер).
Только левая рука, «Поставь указательный палец левой руки на желтый круг (цвет, размер).»
Игра № 4 «Логические задачки».
Цель: Формирование и развитие логического мышления, восприятия, внимания.
Задачи:
- создать условия для формирования и развития логического мышления, восприятия, внимания.
- при помощи снижения уровня сложности и требований, создать условия для тренировки и коррекции логического мышления.
- создать комфортные условия коррекции в рамках постепенно нарастающей сложности.
Инструкция: какой круг будет первым, если перед синим маленьким идет большой зеленый? И т. д. На первых этапах воспитанник может визуально выкладывать задачу, для того, чтобы получить ответ. Затем, при необходимости, задания усложняются.
Игра №5 «Счет»
Цель: Формирование, развитие и коррекция: памяти, логического и математического мышления, внимания, восприятия.
Задачи:
- создать условия для формирования, развития и коррекции: памяти, логического и математического мышления, внимания, восприятия.
- при помощи снижения уровня сложности и требований, создать условия для тренировки и коррекции памяти, логического и математического мышления, внимания, восприятия.
- создать комфортные условия коррекции в рамках постепенно нарастающей сложности.
Инструкция: 1. Посчитай сколько маленьких кругов оранжевого цвета ( чередуем: цвет, размер). 2. Сколько всего (цвет, размер).
Игра №6 «Повтори ряд»
Цель: Формирование и развитие: мышления, слуховой и зрительной памяти, восприятия, внимания.
Задачи:
- создать условия для формирования и развития мышления, слуховой и зрительной памяти, внимания.
- при помощи снижения уровня сложности и требований, создать условия для тренировки и коррекции мышления, слуховой и зрительной памяти, внимания.
- создать комфортные условия коррекции в рамках постепенно нарастающей сложности.
Для детей от 2 -3 лет (3-5 кругов разного цвета, одного размера)
Для детей от 3-4 лет (5-8 кругов разного цвета, одного размера)
Для детей от 4-5 лет (5-8 кругов разного цвета, разного размера)
Для детей от 5-7 лет (от 8 до 12 кругов разного цвета, разного размера)
- по образцу
- по памяти.
Игра №7. «Выложи цепочку под диктовку, на слух».
Цель: Формирование, развитие и коррекция внимания, зрительно-моторной координации, слуховой и зрительной памяти.
Задачи:
- создать условия для формирования и развития внимания, зрительно-моторной координации, слуховой и зрительной памяти.
- при помощи снижения уровня сложности и требований, создать условия для тренировки и коррекции внимания, зрительно-моторной координации, слуховой и зрительной памяти.
- создать комфортные условия коррекции в рамках постепенно нарастающей сложности.
Инструкция: Педагог-психолог в речевом задании использует: цвет, размер, количество.
Игра - великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньшее, а может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. … В ней, как в зеркале, отражалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Ещё в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребёнка в системе общественных отношений.