Приложение МААМ

Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности

Чикина Татьяна
Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Для достижения цели определены следующие задачи:

Формировать способы художественного творческого отражения своих представлений об окружающем мире, овладевать навыками изодеятельности.

Развивать нравственно-эстетический аспект художественной деятельности, формировать ценностное отношение к действительности.

• Использовать новые педагогические технологии, опыт.

• Овладевать техническими умениями и навыками различными изобразительными средствами.

Публикация «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» размещена в разделах

Развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности (умение создавать художественный образ, самостоятельно выбирать материал, экспериментировать с ним при создании образа).

• Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок;

• Обогащать содержание детских работ; совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;

• Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Используя данные задачи, разрабатывается перспективное планирование, основанное на дидактических принципах.

Дидактические принципы:

1. Гуманизация знаний и представлений детей об окружающем мире.

2. Систематизация содержания художественного образования детей.

3. Сочетание обучающего компонента с развивающим.

4. Целостность, системность, сезонность, цикличность.

5. Соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости.

6. Учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей.

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. Дети-пятилетки могут рисовать на самые разнообразные темы. Однако, из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. Поэтому, порой, яркие образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, рисунок не получается и юный художник расстраивается. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

Для полноценного эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы следующие условия.

Условия, которые способствуют развитию творчества у детей :

1. Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов изодеятельности.

2. Организация педагогического процесса на основе интеграции видов искусства, способствующего накоплению впечатлений, эмоций, опыта.

3. Использование разнообразных видов работы с детьми.

4. Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала для изодеятельности.

5. Использование в дальнейшем результатов детского художественного творчества.

6. Создание творческой, доброжелательной атмосферы на каждом занятии, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству.

7. Предоставление возможности для совместного творчества.

8. Обогащение эмоционально-интеллектуального опыт ребенка.

Чем богаче опыт, тем разнообразнее по содержанию детские рисунки. Известно, что если до 4 лет не спешить с показом способов рисования, но при этом заботиться о накоплении у малыша сенсорного опыта, то он значительно раньше начинает изображать сложные предметы.

Многие дети не способны самостоятельно оценить красоту какого-либо предмета или явления. В этом мы должны помочь, иначе понятие «красиво» останется формальным для ребенка, не приобретет конкретного смысла. Для того, чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог сам должен уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания, минуты тишины.

Выбор методов и приемов – это всегда поиск оптимального пути обучения и воспитания, т. е. наиболее выгодного пути, позволяющего быстро и с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели и решить поставленные задачи. При выборе методов и приемов учитывается характер предстоящей деятельности, поставленные программные задачи, индивидуальные особенности детей.

Методы и приемы, используемые на занятиях по изодеятельности :

1. Словесные методы:

– объяснение

– описание

– разъяснение

2. Наглядные методы:

– наблюдения (натуральных объектов в реальных условиях и в групповых условиях)

– иллюстрация (фото, рисунки, схемы, плоских моделей, плакатов)

– видеометод

3. Практические методы:

– упражнения

– синхронное рисование

– самостоятельный показ детьми известного способа рисования

– прием «пассивных» движений с неуверенными детьми

– частичный показ способа рисования

4. Игровой метод.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества является разнообразие и вариативность работы с детьми на изодеятельности :

– логопедизация на каждом занятии

– дидактические игры

– пальчиковые игры

– физкультминутки

– художественное слово

– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения

– музыкальное сопровождение

– графические и живописные упражнения

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важны занятия с детьми художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя, без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Все мы в детстве были художниками. Почему же увлечение это проходит? В детских работах всё чаще прослеживается однообразие, бедность цвета, одноплановость. Наблюдения показали, что у современного ребенка, который живет в непростых условиях художественного социума, исчез интерес к искусству, ослабло стремление к творческому проявлению.

А основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества. Наше время - время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сензитивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления.

Следовательно, процесс формирования личности ребенка в изобразительной деятельности - это в первую очередь процесс овладения им этой деятельностью, становление его как субъекта изобразительной деятельности. Детская изобразительная деятельность выявляет не только общие психологические черты ребенка периода дошкольного детства, но и некоторые особенности, общие для всех видов деятельности в этот период

Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?

Проблема актуальна, и необходимо более углубленно работать над развитием творческих способностей детей.

Поступление ребенка в школу, вхождение его в новое детско-взрослое сообщество, в новую деятельность – учебную – связано с большим психологическим напряжением. Поэтому задачи полноценного физического и психического развития ребенка в период дошкольного детства и адекватной закономерностям его развития психологической подготовки к школе остаются всегда актуальными. К сожалению, в современной массовой практике это, на наш взгляд, магистральное направление в обучении детей изобразительной деятельности используется не достаточно, что не способствует развитию самостоятельности, творческости как качеств личности, крайне важных для успешного обучения в школе. Есть основания полагать, что своевременное и адекватное возможностям дошкольника развитие субъектной позиции ребенка в специфических видах деятельности (игре, рисовании, лепке) – одно из основных условий успешного становления и развития его как субъекта учебной деятельности в школе.

Данная проблема в период современного времени выделена в ФГОС в области художественно-эстетического развития.

2. Технологическая ситуация по теме:

«Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности»

Цели Действия Средства Результат

Развивать осознание педагогами значения изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка.

Необходимость введения деятельностного подхода в изобразительной деятельности.

Углублять представления об использовании современных подходов к руководству изодеятельности.

Развивать умение планировать изодеятельности, отражая направление и содержание работы в каждой возрастной группе.

Развивать умение

рассуждать, делать

выводы, дополнять

ответы.

Организовывать предметно-развивающую среду для организации самостоятельной деятельности

каждой возрастной группе.

1. Целевое пространство:

1.1. Сообщение темы.

1.2. Обсуждение проблемы:

(Особенности и влияние изобразительной деятельности, на развитие ребенка)

1.3. Работа с текстом

1.4. Постановка общей и частных целей, задач.

1.5. Работа с текстом

1.6. Обсуждение основных положений деятельностного подхода в изодеятельности в соответствии с ФГОС

1.1. Тема – «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности»

представлена в презентации

(слайд 1).

1.2. Актуальность проблемы (слайд 2,3)

Схема

1.3. Причины препятствующие стремлению детей к творческому проявлению

(слайд 4)

1.4. Цели обучающихся – в тетрадях; Цели общие – на доске

(слайд 5)

1.5. Дидактические принципы перспективного планирования

(слайд 7)

1.6. Деятельный подход

(структура изобразительной деятельности,

слайд 6)

1. Осознание значимости изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка.

2. Умение оперировать полученными знаниями.

3. Понимание активного участия педагога в изодеятельности дошкольника.

4. Умение включаться в обсуждение, умение слушать, высказывать своё мнение.

5. Умение планировать изобразительную деятельность, организовывать предметно-развивающую среду в группе, моделировать, проектировать.

6. Осознание своей роли в достижении качества образования в изобразительной деятельности дошкольника.

6. Умение работать со словарем, исследовать ключевые слова, тексты документов,

видение перспектив личностно-профессионального саморазвития и улучшения качества в изобразительной деятельности.

8. Умение работать в группе: слушать и слышать других, выделять главное, высказывать мнение, формулировать выводы и т. п.

9. Вопросы проблемного характера: Без чего результаты не были бы достигнуты? Что способствовало непрерывному развитию, осознанию, овладению?

2. Поисковое пространство:

2.1. Работа с понятиями.

2.2. Обзор условий организации изобразительной деятельности дошкольника.

2.3. Организация работы по подгруппам

2.4. Работа с текстом

2.5. Обсуждение критериев готовности к школе в изобразительной деятельности.

2.6. Работа с текстом

2.7. Работа с текстом

2.1. Словарь

2.2. Художественно-эстетическое развитие – цели, задачи и целевые ориентиры.

2.3. Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателя.

2.4. Оценочный лист «Создание условий для развития изобразительной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада». Определение эффективности

воспитательно-образовательной работы

2.5. Критерии готовности к школе в изодеятельности (слайд) методики, Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной

«Неоконченный рисунок», «Свободный рисунок»

2.6. Анализ планирования воспитательно-образовательного процесса

2.7.(Слайд) Условия необходимые для создания социальной ситуации развития.

3. Рефлексивное пространство:

3.1. Побуждение к высказываниям. 3.2. Подведение итогов и обобщение знаний.

3.2. Рефлексия достижения целей (общей и инд., достигнутого результата.

3.3. Вопросы

3.1. Словесный метод

3.2. Цели – в тетр. ; Вопросы: о состоянии, степени удовлетворенности, перспективах, ценности полученного на занятии.

3.3. Тетради слушателей-записи.

3. Система средств к технологической ситуации

1. Средства для организации целевого пространства:

Презентация на тему: «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» (слайды с 1 по 4)

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

• Понятийно – терминологический словарь

2. Средства для организации поискового (продуктивного) пространства

• Презентация «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» ( слайды: с 4 по 11)

• Т. С. Комарова «Изобразительна деятельность в детском саду»

• Вопросник для оценки и самооценки профессионализма воспитателя (представлены на доске).

• Оценочный лист «Создание условий для развития изобразительной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада». Определение эффективности воспитательно-образовательной работы (предоставлено каждому слушателю).

3. Средства для организации рефлексивного пространства:

• Вопросник для слушателей.

• Тест методики, Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной

«Неоконченный рисунок», «Свободный рисунок»

Вопросы и задания репродуктивного характера:

3.1. Дайте определение ФГОС

3.2. Дайте определение понятия «образовательная среда»

3.3. Дайте определение понятия «социальная ситуация развития» («Зона актуального развития», «зона ближайшего развития»)

Задания репродуктивно-вариативного характера:

3.1. Дайте определение целевых ориентиров.

3.2. Назовите целевые ориентиры дошкольного образования

3.3. Для чего нужны целевые ориентиры?

Задания творческого характера:

3.1. Разработайте фрагмент плана, (проекта, конспекта занятия, ситуации совместной деятельности в режимном процессе – на выбор) в котором отражены задачи развития у детей творческих способностей.

3.2. Разработайте план мероприятий с родителями по данной теме (обсуждение предложенных планов)

3.3. Составить проект организации предметно-развивающей среды определяющих создание условий для развития изобразительной деятельности детей в разных возрастных группах детского сада».

Приложение

ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ И САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

1. Перечислите основные задачи формирования и развития изобразительной деятельности дошкольников. Развивать художественное восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства; воспитывать умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа. Кроме того, важным является и формирование изобразительных навыков. При этом во главу угла ставится умение детей самостоятельно применять эти навыки.

2. Какие основные изобразительные действия Вы формируете у детей дошкольного возраста в ДОУ? Умения передавать форму, строение предмета, пропорциональные отношения в предмете, передавать цвет, а также умения располагать изображения предметов на плоскости листа. Также одним из важных изобразительных действий является развитие способности к осознанному выбору изобразительных действий, вариативному их применению и дополнению в соответствии с замыслом.

3. Назовите основные методы и приёмы обучения детей изобразительной деятельности. Наглядные методы и приё мы: наблюдение, рассматривание предметов, образец, показ картины, показ способов действия и изображения. Словесные методы: беседа, объяснение, вопросы, поощрения, совет, художественное слово. Практические: экспериментирование с цветом, различными изобразительными средствами. Игровые методы и приёмы.

4. Какова роль изобразительной деятельности в художественно-эстетическом воспитании детей?

5. Почему важна взаимосвязь изобразительной деятельности с другими направлениями художественно-эстетического развития (музыкальным воспитанием, ознакомлением с художественной литературой, ритмикой?

6. Существует ли взаимосвязь между развитием изобразительной деятельности и познавательным развитием детей дошкольного возраста? В чём, по Вашему мнению, она заключается?

7. Сформулируйте программные задачи по изобразительной деятельности в Вашей возрастной группе.

8. Какие условия для развития изобразительных способностей детей имеются в Вашей группе? Чем необходимо дополнить предметно-развивающую среду с точки зрения развития изобразительной деятельности детей?

9. Как часто в свободной деятельности дети Вашей группы занимаются изобразительной деятельностью? Как Вы думаете, почему?

10. Какова, по Вашему мнению, должна быть Ваша педагогическая позиция, чтобы изобразительные навыки и творчество детей развивались наиболее эффективно.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

«Создание условий в разных возрастных группах детского сада».

п\п Элементы предметно-развивающей среды Возрастные группы

№1 №2 №3 №4

1 Наличие методической литературы по художественно-эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности у воспитателей группы.

2 Наличие в группе наглядного материала (картин, фотоиллюстраций, диапозитивов, диафильмов и т. д.)

3 Материал для занятий

4 Занятия по рисованию

1) Бумага для рисования

2) Цветные карандаши (по коробке на каждого ребёнка) :

Младшая группа – 6 цветов

Средняя группа – 12 цветов

Старший возраст – 12. 18 или 24 цвета

3) Простые карандаши и ластики

4) Гуашь

5) Палитры для смешивания красок

6) Акварельные краски (старшая группа)

7) Уголь, сангина, пастель, восковые мелки, известковые мелки (со старшей группы)

8) Кисти беличьи (мягкие, круглые) :

Младшая группа № 12,10

Со средней группы добавляют № 8,6

Старший возраст – добавляются флецы для тонирования бумаги, широкие кисти из щетины

9) Банки для воды, подставки для кистей, тряпочки, салфетки

5 Занятия по лепке

1) Пластилин

2) Глина

3) Доски или пластиковые салфетки для лепки

4) Стеки

5) Тряпочки, салфетки

6 Занятия по аппликации

1) Цветная бумага

2) Цветной картон

3) Гофрированная бумага

4) Бросовый материал – фольга, фантики от конфет …

5) Ножницы на каждого ребёнка (детские, с закруглёнными концами)

6) Клей и кисти для клея

7) Салфетки тканевые

8) Салфетки пластиковые

7 Настенные доски, стенды для анализа рисунков, для выставок детских работ.

8 Правильно организованные рабочие места для занятий по изодеятельности : освещение, комфортное расположение детей, удобная мебель (мольберты)

9 Оформление центра, создание условий для самостоятельной изодеятельности.

1) Расположение стола или мольберта в хорошо освещенном, доступном для детей месте

2) Бумага для рисования – разного формата и разной формы, тонированная

3) Цветные карандаши – начиная с младшей группы

4) Краски (гуашь во всех возрастных группах, акварель – начиная со старшей группы)

5) Кисти (разные, по 2-3 шт. каждого вида)

6) Пластилин (стеки, клеёнки или доски для лепки)

7) Цветная бумага и картон

8) Ножницы с закруглёнными концами (3-4 шт.)

9) Клей (можно клеящий карандаш или клей во флаконе с узким носиком) и кисти для клея

10) Место для сменных выставок из детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.

10 Альбомы-раскраски

Оформление и хранение детских работ

Педагогическая целесообразность и эстетичность оформления пособий, размещения игрушек

Выводы:

АНАЛИЗ

ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления воспитательно-образовательной работы Возрастные группы

№1 №2 №3 №4

Общие вопросы

1) эстетика оформления

2)Режим, сетка-занятий, сведения об индивидуальных особенностях детей.

Планирование занятий по ИЗО

1) Программное содержание: обучающая, воспитательная, развивающая задачи

2) Предварительная работа: наблюдения в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций…

3) Материалы и оборудование

Планирование работы по изодеятельности вне занятий

1) дидактические игры на освоение детьми цвета, формы, формирование чувства композиции

2) Работа в изоуголке (индивидуальная работа с детьми по программе)

3) планирование наблюдений за окружающим миром:

- наблюдения за живой природой

- наблюдения за неживой природой

- наблюдения за трудом взрослых

4) Планирование досугов с использованием изобразительной деятельности

Взаимосвязь с другими направлениями воспитательно-образовательной работы: развитием речи, чтением художественной литературы, музыкальным воспитанием, музейной работой…

Сотрудничество с родителями:

1) индивидуальные беседы

2) консультации

3) наглядная информация

4) совместные мероприятия

Выводы, замечания и предложения:

Диагностика и критерии результативности

На первом этапе используется методика, предложенная Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся другдруга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).

2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.

Простые карандаши.

Испытуемому предлагалось:

В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так

чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до

изображения фантастического животного.

Оценка результатов:

0-4 балла – очень низкий результат;

5-9 баллов – низкий;

10-14 баллов – средний;

14-18 – высокий;

19-24 – очень высокий.

Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.

На втором этапе используется методика, предложенная Г. А. Урунтаевой и Ю. Ф. Афонькиной «Свободный рисунок».

Цель: Определение уровня развития творческих способностей.

Материал: лист бумаги, набор фломастеров.

Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.

На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка

производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто

оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, обогатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, егообразы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальноеи красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картиныпроработаны неплохо.

5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом

является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и

оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образырисунка проработаны средне.

3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причемна рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.

0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать инарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития :

10 баллов – очень высокий;

8-9 баллов – высокий;

5-7 баллов – средний;

3-4 балла – низкий;

0-2 балла – очень низкий.

Результаты первого и второго этапов суммируются.

Оценка уровня освоения детьми программы «Изобразительная деятельность»

(образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Группа ___

Количество детей___

Воспитатель ___

ФИО ребенка ___

от "___"___201_

№ Планируемые результаты

освоения программы

1 2 3

1 Ребенок умеет использовать различные материалы в рисовании

2 Владеет различными техническими навыками

3 Умеет самостоятельно выбирать материал

4 Способен перенести содержание в рисунок

5 Проявляет самостоятельность в поиске творческого подхода к изображению (вариант изображения)

6 Умеет один и тот же предмет изображать по-разному

7 Испытывает живой интерес к своему рисунку

9 Активен в выборе тематики

Оценка знаний:

• 1 балл – ребёнок не владеет навыком

• 2 балла – ребёнок выполняет работу с помощью воспитателя

• 3 балла – ребёнок работает самостоятельно.

Подсчё т результатов:

• 9 – 12 баллов – низкий уровень

• 13 – 19 – средний уровень

• 20– 27 – высокий уровень

Публикации по теме:

Разностороннее развитие ребенка в процессе восприятия художественной литературы Актуализация выбранной темы. Что такое литература? Литература – это произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение;.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э.

Календарный план работы с детьми 5–6 лет по теме «разностороннее развитие детей в конструктивной деятельности» 1 слайд название презентации :Календарный план работы с детьми 5-6 лет по теме «разностороннее развитие детей в конструктивной деятельности».

Материалы из опыта работы «Развитие изобразительной деятельности дошкольников» Пояснительная записка Предлагаемая система работы по развитию изобразительной деятельности младших дошкольников в виде календарно-тематического.

Методическая разработка «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» Выполнил воспитатель высшей категории Елфимова О. А. МБДОУ Красносельский детский сад" 1. Актуализация выбранной темы Современная система.

Развитие и коррекция графоматорных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических,.

Развитие конструктивной и изобразительной деятельности в младшей группеРазвитие конструктивной и изобразительной деятельности в младшей группе Для того чтобы каждый ребенок в возрасте от 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеется множество.

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности . Актуальность опыта Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования.

Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности на тему: Развитие творческих способностей детей в процессе.

Современные подходы в решении проблемы подготовки ребенка к школе посредством изобразительной деятельности Значение готовности детей к обучению в школе В системе народного образования детский сад является первоначальным звеном. Преемственность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности
Опубликовано: 8 сентября 2017 в 17:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Чикина Татьяна (УИ 836195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД