Получи документы

Развитие и коррекция графоматорных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности

Александра Кирпач
Развитие и коррекция графоматорных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.

Государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало реальный шаг в сторону гуманизации общества. В связи с созданием нормативной базы меняется статус ребенка с отклонениями развитии здоровья, и появляются новые решения их проблем [4].

Публикация «Развитие и коррекция графоматорных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах

Наша страна имеет небольшой опыт педагогической реабилитации детей с ДЦП в раннем дошкольном возрасте, но этот опыт изначально создавался на хорошей научной основе с учетом современных знаний специальной психологии педагогики мировых достижений в этой области.

Детский церебральный паралич – это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им [4].

Если в семье появился ребенок с диагнозом ДЦП, его воспитание и развитие потребует мобилизации сил всех членов семьи. Детский церебральный паралич – это достаточно тяжелое заболевание головного мозга, которое проявляется в различного рода психомоторных нарушениях [1].

Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников церебральным параличом, были написаны в 60-ых годах Маргаритой Васильевной Ипплитовой и Людмилой Алексеевной Даниловой. Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы социального дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране.

В работах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой раскрывалась необходимость формирования у детей навыков самообслуживания. Основное место в педагогической работе с дошкольниками уделялось подготовке руки к письму, начиная с посадки за столом, и конечно же, развитие графомоторных навыков и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги [2].

Для решения проблемы развития графомоторных навыков у детей с ДЦП наш МДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» осуществляет интегрированное воспитание и обучение детей с различными нарушениями совместно с нормально развивающимися сверстниками. С диагнозом ДЦП наш детский сад посещает 1ребенок, 2 ребенка с нарушением координации движения.

Планирование работы в нашем детском саду осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности детей. Для ребенка, посещающего адаптационную группу, разработана индивидуальная программа по изобразительной деятельности, так как она обладает большими развивающими и коррекционными возможностями при подготовке руки к письму. Целенаправленное ее использование, как средства коррекции в процессе обучения детей с ДЦП, обеспечивает развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, представлений об окружающем мире.

Подготовка к овладению письмом включает в себя:

- развитие мотивации к овладению письмом;

-обучение правильному держанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;

- формирование навыков пространственной ориентировки в тетради;

- формирование зрительно - моторной координации при письме.

Вспомогательные приемы:

- использование ручек и карандашей с отягощением;

- «пассивное» письмо: педагог пишет рукой ребенка;

- письмо в рамках, ограниченных трафаретом;

- обводка написанного;

- письмо в жирно очерченной рамке;

- обводка пунктирного изображения;

- письмо по опорным точкам [2].

Обучение приемам творческой деятельности проводится в соответствии с двигательными возможностями детей. Следует широко использовать приемы, компенсирующие двигательную недостаточность и позволяющие практически любому ребенку что-то изобразить.

Занятия изобразительной деятельностью требуют оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ. Так, первоначально мы с ребенком создаем изображение краской на бумаге с помощью валика и накладываемого на бумагу трафарета с «окошечком» определенной формы. Далее ребенок может создавать более сложное изображение, добавляя к исходному простые элементы. Затем из нескольких элементов составляется композиция. Не следует заставлять детей использовать более сложные изобразительные приемы. Нужно, чтобы формировалась естественная потребность в совершенствовании техники исполнения по мере развития творческой фантазии.

В обучении творческой деятельности можно использовать пассивные действия (когда педагог работает рукой ребенка) с переводом их на активные. При выраженных двигательных затруднениях нужно изобретать разнообразные компенсаторные приспособления [3]. Так, одним из необходимых атрибутов в нашей работе с детьми является тренажёр. Тренажеры легко изготовить в домашних условиях: к карандашу или палочке с печаткой крепится шнуровая резинка или можно сделать наконечник из киндера. Это делается для того, чтобы карандаш можно было зафиксировать в руке. Нужно сразу же обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма в руке. Нужно сразу же обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма в руке. По возможности правильно формировать позу, подразумевающую захват большим и средним пальцами и легкую поддержку указательным пальцем. Надо стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась на стол. Так же учим ребенка ориентироваться на листе бумаги, т. к. у детей с церебральным параличом пространственная ориентация формируется медленно.

Данные упражнения изобразительной деятельностью полезны детям, у которых отмечаются двигательные дефекты рук, они просты в применении и помогают малышу не только скорректировать и укрепить психическое здоровье, но и способствуют развитию креативности, личностному росту и общему интеллектуальному развитию.

Список литературы:

1. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб. : Речь, 2006.

2. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок : Книга для родителей ребенка с ДЦП. – СПб. : КАРО, 2006.

3. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-ПРЕСС, - 2003.

4. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ, 2007.

Публикации по теме:

Развитие изобразительных умений и навыков неслышащих дошкольников средствами нетрадиционных изобразительных техник Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат.

Конспект индивидуального занятия «Использование сказки на занятиях по развитию двигательных навыков у ребенка ДЦП»Конспект индивидуального занятия «Использование сказки на занятиях по развитию двигательных навыков у ребенка ДЦП» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «Использование сказки на занятиях по развитию двигательных навыков у ребенка ДЦП» Автор-составитель: Дыханова.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Матрёшки» для детей старшей группы с ДЦП Конспект занятия по изобразительной деятельности "Матрёшки" для детей старшей группы с ДЦП. Цель: Освоить технику по изо-деятельности с.

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности.Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста средствами изобразительной деятельности. Цель:- Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, обогащать активный словарь детей (большой - маленький, длинный – короткий,.

Консультация «Формирование навыков изобразительной деятельности в детском саду» Консультация "Формирование навыков изобразительной деятельности в детском саду" Изобразительная деятельность детей оказывает непосредственное.

Методическая разработка «Разностороннее развитие ребенка в изобразительной деятельности» Выполнил воспитатель высшей категории Елфимова О. А. МБДОУ Красносельский детский сад" 1. Актуализация выбранной темы Современная система.

Особенности развития технических навыков и умений в условиях изобразительной деятельности Особенности развития технических навыков и умений в условиях изобразительной деятельности В данном разделе исследования будут определены.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Развитие личности ребенка средствами народного фольклора «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством,.

Занятия изобразительной деятельностью у воспитанников с ДЦПЗанятия изобразительной деятельностью у воспитанников с ДЦП Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и коррекция графоматорных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности
Опубликовано: 3 июня 2017 в 11:30
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие и коррекция графоматорных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Александра Кирпач (УИ 1039604) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД