Александра Кирпач
Развитие и коррекция графоматорных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной.
Государство признало за собой ответственность за данную категорию людей и сделало реальный шаг в сторону гуманизации общества. В связи с созданием нормативной базы меняется статус ребенка с отклонениями развитии здоровья, и появляются новые решения их проблем [4].
Публикация «Развитие и коррекция графоматорных навыков у ребенка с диагнозом ДЦП средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Наша страна имеет небольшой опыт педагогической реабилитации детей с ДЦП в раннем дошкольном возрасте, но этот опыт изначально создавался на хорошей научной основе с учетом современных знаний специальной психологии педагогики мировых достижений в этой области.
Детский церебральный паралич – это настолько разнообразная патология, что она порождает полярные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием и трудности в организации специальной помощи им [4].
Если в семье появился ребенок с диагнозом ДЦП, его воспитание и развитие потребует мобилизации сил всех членов семьи. Детский церебральный паралич – это достаточно тяжелое заболевание головного мозга, которое проявляется в различного рода психомоторных нарушениях [1].
Первые отечественные работы, посвященные воспитанию дошкольников церебральным параличом, были написаны в 60-ых годах Маргаритой Васильевной Ипплитовой и Людмилой Алексеевной Даниловой. Опираясь на зарубежный и собственный опыт, эти ученые обосновали необходимость формирования государственной системы социального дошкольного образования детей с ДЦП в нашей стране.
В работах М. В. Ипполитовой и Л. А. Даниловой раскрывалась необходимость формирования у детей навыков самообслуживания. Основное место в педагогической работе с дошкольниками уделялось подготовке руки к письму, начиная с посадки за столом, и конечно же, развитие графомоторных навыков и зрительно-пространственной ориентировки на листе бумаги [2].
Для решения проблемы развития графомоторных навыков у детей с ДЦП наш МДОУ «ЦРР – детский сад «Солнышко» осуществляет интегрированное воспитание и обучение детей с различными нарушениями совместно с нормально развивающимися сверстниками. С диагнозом ДЦП наш детский сад посещает 1ребенок, 2 ребенка с нарушением координации движения.
Планирование работы в нашем детском саду осуществляется с учетом выявленных в процессе обследования особенностей познавательной деятельности детей. Для ребенка, посещающего адаптационную группу, разработана индивидуальная программа по изобразительной деятельности, так как она обладает большими развивающими и коррекционными возможностями при подготовке руки к письму. Целенаправленное ее использование, как средства коррекции в процессе обучения детей с ДЦП, обеспечивает развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, представлений об окружающем мире.
Подготовка к овладению письмом включает в себя:
- развитие мотивации к овладению письмом;
-обучение правильному держанию карандаша, ручки или подбор индивидуального приема удержания;
- формирование навыков пространственной ориентировки в тетради;
- формирование зрительно - моторной координации при письме.
Вспомогательные приемы:
- использование ручек и карандашей с отягощением;
- «пассивное» письмо: педагог пишет рукой ребенка;
- письмо в рамках, ограниченных трафаретом;
- обводка написанного;
- письмо в жирно очерченной рамке;
- обводка пунктирного изображения;
- письмо по опорным точкам [2].
Обучение приемам творческой деятельности проводится в соответствии с двигательными возможностями детей. Следует широко использовать приемы, компенсирующие двигательную недостаточность и позволяющие практически любому ребенку что-то изобразить.
Занятия изобразительной деятельностью требуют оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ. Так, первоначально мы с ребенком создаем изображение краской на бумаге с помощью валика и накладываемого на бумагу трафарета с «окошечком» определенной формы. Далее ребенок может создавать более сложное изображение, добавляя к исходному простые элементы. Затем из нескольких элементов составляется композиция. Не следует заставлять детей использовать более сложные изобразительные приемы. Нужно, чтобы формировалась естественная потребность в совершенствовании техники исполнения по мере развития творческой фантазии.
В обучении творческой деятельности можно использовать пассивные действия (когда педагог работает рукой ребенка) с переводом их на активные. При выраженных двигательных затруднениях нужно изобретать разнообразные компенсаторные приспособления [3]. Так, одним из необходимых атрибутов в нашей работе с детьми является тренажёр. Тренажеры легко изготовить в домашних условиях: к карандашу или палочке с печаткой крепится шнуровая резинка или можно сделать наконечник из киндера. Это делается для того, чтобы карандаш можно было зафиксировать в руке. Нужно сразу же обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма в руке. Нужно сразу же обращать внимание на то, как ребенок удерживает орудие письма в руке. По возможности правильно формировать позу, подразумевающую захват большим и средним пальцами и легкую поддержку указательным пальцем. Надо стремиться к тому, чтобы в общей моторике не было чрезмерного напряжения, а пишущая рука легко опиралась на стол. Так же учим ребенка ориентироваться на листе бумаги, т. к. у детей с церебральным параличом пространственная ориентация формируется медленно.
Данные упражнения изобразительной деятельностью полезны детям, у которых отмечаются двигательные дефекты рук, они просты в применении и помогают малышу не только скорректировать и укрепить психическое здоровье, но и способствуют развитию креативности, личностному росту и общему интеллектуальному развитию.
Список литературы:
1. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства. – СПб. : Речь, 2006.
2. Смирнова И. А. Наш особенный ребенок : Книга для родителей ребенка с ДЦП. – СПб. : КАРО, 2006.
3. Смирнова И. А. Специальное образование дошкольников с ДЦП: учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-ПРЕСС, - 2003.
4. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М. : АРКТИ, 2007.